Посошков Иван Тихонович
(1652 — 1.2.1726, Петербург), писатель, экономист. Род. В подмосковном селе. Отец — из крестьянского сословия, но работал серебряником. П. Также занимался ремесленничеством, монетным делом, изобретательством и предпринимательством разного рода. В конце жизни приобрёл землю, винокуренный завод и подготавливал запуск полотняного. В 1725 был арестован по неизвестному обвинению и вскоре умер в Петропавловской крепости.П. Получил традиц. Древнерус. Книжное образование, обучаясь самостоятельно (см. Средние века). Лит. Наследие П. Отражает все характерные черты и уровень этого образования, в то же время оно носит отпечаток его природного таланта и реформаторского духа эпохи Петра I. Цель писательской деятельности П. — анализ всех сторон рус.
Действительности и предложения по её исправлению. Однако, вопреки политике Петра I, не стремился ориентироваться на Зап. Европу. В области культуры отстаивал духовные ценности рус. Старины и православной веры. Из этой ориентации исходят идеи П. О реформе образования в России. Они изложены в трёх посланиях к Стефану Яворскому (между 1703 и 1710), трудах «Завещание отеческое к сыну» (1719), «Книге о скудости и богатстве» (1724).П. Видел причину церк. Раскола и разных ересей в невежестве населения и в «неученных священниках». Он также подчёркивал необходимость знаний для полемики с представителями др. Вероисповеданий, контакты с к-рыми стали в нач. 18 в. Постоянными.П. Пришёл к мысли о принудительном просвещении всего рус. Народа вплоть до его низших слоев, и особенно о просвещении духовенства.
Под просвещением П. Понимал знание и разумное понимание основ православного вероучения.П. Был далёк от идеи осуществлять нач. Образование и катехизацию населения через школу. Обращаясь к главе Синода Стефану Яворскому, он предлагал, чтобы каждый духовник на исповеди кроме обычных вопросов задавал чаду духовному вопросы об основах вероисповедания. Вопросы эти П. Предполагал опубликовать в помощь священникам (незнающим духовный отец даёт разъяснения и наставления и в спец. Книгу запишет, что к следующей исповеди прихожанин должен ему ответить твёрдо).В обращении к светским властям П. Подчёркивал пользу для гос-ва от всеобщего образования, такого, «чтоб не было и в малой деревне без грамотного человека». Грамотные крестьяне, по мысли П., не только будут лучше служить помещикам, но и станут способными участвовать в гос.
Делах. В то же время подчёркивал, что обучение грамоте необходимо и для самих крестьян. Их невозможно будет обмануть лживым прочтением важных для них указов и др. Документов. Он предлагал начать с создания новой грамматики на слав, языке (с упрощением алфавита и приспособлением его к совр. Речи) и продавать её «без прибыли», чтобы все люди могли приобщаться к учению. Считал необходимым печатать и др. Книги, в т. Ч. Философские сочинения.Особо тщательно П. Продумывал проект обучения духовного сословия, для к-рого он предлагал организовать «академию великую, всех наук исполненную». С этой целью он даже соглашался на приглашение учителей «самых высокоучёных» из неправославных стран, если своих учителей «не обрящется».
Академию П. Представлял себе как «патриаршую», с «благочестивым христианином» во главе. В епархиальных городах и крупных монастырях П. Полагал устроить грамматич. Школы, подробно описывал порядок обучения в них. Поставление в священнослужители должно, по его мнению, происходить только для тех лиц, кто успешно окончил подобную школу.П. Считал, что в этих образоват. Учреждениях следует изучать не только христ. Вероисповедания, но и др. Мировые религии, чтобы уметь доказать единственную правильность своей веры. Он старался основывать уверенность в правоте своей веры не на авторитетах, а на знании, на исследовании и на доказательствах, способствуя, т. О., становлению рационалистич. Подхода.В рассуждениях П. О воспитании детей прослеживаются черты православной пед.
Традиции. Это воспитание в страхе Божи-ем, в смирении, в чистоте душевной и телесной, в преданности вере православной через наказания, через послушание отцу и духовнику, через знание церк. Книжности и понимание православного вероучения, через молитвы и отправления церк. Обрядов. Он завещал сыну создать семью и воспитать своих детей также в традициях православия и в книжной грамотности, дать им основы знаний, необходимых для всякого ремесла, научить на «государевой службе» и во всяком сословном положении не гордиться и не унывать, а «стараться о правде» и жить так, чтобы «всегда быти готову умереть».С о ч. Завещание отеческое, СПБ, 1893. Зеркало очевидное, Казань, 1895—1900. Сборник писем И. Т. Посошкова к митрополиту Стефану Яворскому.
Публ. В. И. Срезневского, СПБ, 1900. «Книга о скудости и богатстве» и др. Сочинения. [Послесл.] и коммент. Б. Б. Кафен-гауза, М., 1951.Лит. — БрикнерА. Г., Мнения Посошкова, М., 1879. Ц аре вс кий А. Л., Посошков и его сочинения. Обзор сочинений Посошкова со стороны их религ. Характера и историко-лит. Значения, М., 1883. Павлов-Сильванский Н., Проекты реформ в записках современников Петра Великого, СПБ, 1897. Б с л я с в И. С., Крестьянин-писатель начала XVIII в. И. Т. Посошков. Его жизнь и деятельность, М., 1902. Каптерев П. Ф., История рус. Педагогии, СПБ, 1909. Lewitter L. R., Ivan Tikhonovich Pososh-kov (1652—1726) and «The Spirit of Capitalism», «Slavonic and East European Review», 1973, v. 51, № 125. O. E. Кошелева..
Дополнительный поиск Посошков Иван Тихонович
На нашем сайте Вы найдете значение "Посошков Иван Тихонович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Посошков Иван Тихонович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 23 символа