Посошков Иван Тихонович

90

(1652 — 1.2.1726, Петербург), писатель, экономист. Род. В подмосковном селе. Отец — из крестьянского сословия, но работал серебряником. П. Также занимался ремесленничеством, монетным делом, изобретательством и предпринимательством разного рода. В конце жизни приобрёл землю, винокуренный завод и подготавливал запуск полотняного. В 1725 был арестован по неизвестному обвинению и вскоре умер в Петропавловской крепости.П. Получил традиц. Древнерус. Книжное образование, обучаясь самостоятельно (см. Средние века). Лит. Наследие П. Отражает все характерные черты и уровень этого образования, в то же время оно носит отпечаток его природного таланта и реформаторского духа эпохи Петра I. Цель писательской деятельности П. — анализ всех сторон рус.

Действительности и предложения по её исправлению. Однако, вопреки политике Петра I, не стремился ориентироваться на Зап. Европу. В области культуры отстаивал духовные ценности рус. Старины и православной веры. Из этой ориентации исходят идеи П. О реформе образования в России. Они изложены в трёх посланиях к Стефану Яворскому (между 1703 и 1710), трудах «Завещание отеческое к сыну» (1719), «Книге о скудости и богатстве» (1724).П. Видел причину церк. Раскола и разных ересей в невежестве населения и в «неученных священниках». Он также подчёркивал необходимость знаний для полемики с представителями др. Вероисповеданий, контакты с к-рыми стали в нач. 18 в. Постоянными.П. Пришёл к мысли о принудительном просвещении всего рус. Народа вплоть до его низших слоев, и особенно о просвещении духовенства.

Под просвещением П. Понимал знание и разумное понимание основ православного вероучения.П. Был далёк от идеи осуществлять нач. Образование и катехизацию населения через школу. Обращаясь к главе Синода Стефану Яворскому, он предлагал, чтобы каждый духовник на исповеди кроме обычных вопросов задавал чаду духовному вопросы об основах вероисповедания. Вопросы эти П. Предполагал опубликовать в помощь священникам (незнающим духовный отец даёт разъяснения и наставления и в спец. Книгу запишет, что к следующей исповеди прихожанин должен ему ответить твёрдо).В обращении к светским властям П. Подчёркивал пользу для гос-ва от всеобщего образования, такого, «чтоб не было и в малой деревне без грамотного человека». Грамотные крестьяне, по мысли П., не только будут лучше служить помещикам, но и станут способными участвовать в гос.

Делах. В то же время подчёркивал, что обучение грамоте необходимо и для самих крестьян. Их невозможно будет обмануть лживым прочтением важных для них указов и др. Документов. Он предлагал начать с создания новой грамматики на слав, языке (с упрощением алфавита и приспособлением его к совр. Речи) и продавать её «без прибыли», чтобы все люди могли приобщаться к учению. Считал необходимым печатать и др. Книги, в т. Ч. Философские сочинения.Особо тщательно П. Продумывал проект обучения духовного сословия, для к-рого он предлагал организовать «академию великую, всех наук исполненную». С этой целью он даже соглашался на приглашение учителей «самых высокоучёных» из неправославных стран, если своих учителей «не обрящется».

Академию П. Представлял себе как «патриаршую», с «благочестивым христианином» во главе. В епархиальных городах и крупных монастырях П. Полагал устроить грамматич. Школы, подробно описывал порядок обучения в них. Поставление в священнослужители должно, по его мнению, происходить только для тех лиц, кто успешно окончил подобную школу.П. Считал, что в этих образоват. Учреждениях следует изучать не только христ. Вероисповедания, но и др. Мировые религии, чтобы уметь доказать единственную правильность своей веры. Он старался основывать уверенность в правоте своей веры не на авторитетах, а на знании, на исследовании и на доказательствах, способствуя, т. О., становлению рационалистич. Подхода.В рассуждениях П. О воспитании детей прослеживаются черты православной пед.

Традиции. Это воспитание в страхе Божи-ем, в смирении, в чистоте душевной и телесной, в преданности вере православной через наказания, через послушание отцу и духовнику, через знание церк. Книжности и понимание православного вероучения, через молитвы и отправления церк. Обрядов. Он завещал сыну создать семью и воспитать своих детей также в традициях православия и в книжной грамотности, дать им основы знаний, необходимых для всякого ремесла, научить на «государевой службе» и во всяком сословном положении не гордиться и не унывать, а «стараться о правде» и жить так, чтобы «всегда быти готову умереть».С о ч. Завещание отеческое, СПБ, 1893. Зеркало очевидное, Казань, 1895—1900. Сборник писем И. Т. Посошкова к митрополиту Стефану Яворскому.

Публ. В. И. Срезневского, СПБ, 1900. «Книга о скудости и богатстве» и др. Сочинения. [Послесл.] и коммент. Б. Б. Кафен-гауза, М., 1951.Лит. — БрикнерА. Г., Мнения Посошкова, М., 1879. Ц аре вс кий А. Л., Посошков и его сочинения. Обзор сочинений Посошкова со стороны их религ. Характера и историко-лит. Значения, М., 1883. Павлов-Сильванский Н., Проекты реформ в записках современников Петра Великого, СПБ, 1897. Б с л я с в И. С., Крестьянин-писатель начала XVIII в. И. Т. Посошков. Его жизнь и деятельность, М., 1902. Каптерев П. Ф., История рус. Педагогии, СПБ, 1909. Lewitter L. R., Ivan Tikhonovich Pososh-kov (1652—1726) and «The Spirit of Capitalism», «Slavonic and East European Review», 1973, v. 51, № 125. O. E. Кошелева..

Значения в других словарях
Посошков Иван Тихонович

Посошков Иван Тихонович (1652, с. Покровское, ныне Московской обл., ‒ 1.2.1726, Петербург), русский экономист и публицист. Родился в семье ремесленника-ювелира. Занимался различными ремёслами, затем стал купцом, предпринимателем, владел землёй. Основной труд П. ‒ «Книга о скудости и богатстве» (1724, изд. 1842), где он суммирует сказанное им в др. Сочинениях, занимает значительное место в истории русской публицистики. Книга отличается выразительностью и простотой языка. Главное внимание П. Уделя..

Посошков Иван Тихонович

ПОСОШКОВ Иван Тихонович (1652-1726) - российский экономист и публицист. Сторонник преобразований Петра I, выступал за развитие промышленности и торговли, предлагал усилить исследование месторождений полезных ископаемых. Основные труды "Книга о скудости и богатстве" (1724, издание 1842).. ..

Посошков Иван Тихонович

Посошков (Иван Тихонович) - известный русский экономист, один из тех самоучек-начетников Московской церковной письменности, которые, крепко придерживаясь старых национальных начал, тем не менее ясно понимали, что Россия должна идти вперед и что только в полном развитии ее сил заключается спасение. Биографические сведения относительно Посошкова крайне скудны. Родился он в селе Покровском, близ Москвы, около 1670 г. В документах имя его встречается в первый раз по делу строителя Андреевского монас..

Посошков Иван Тихонович

Посошков (Иван Тихонович) - известный русский экономист, один из тех самоучек-начетников Московской церковной письменности, которые, крепко придерживаясь старых национальных начал, тем не менее ясно понимали, что Россия должна идти вперед и что только в полном развитии ее сил заключается спасение. Биографические сведения относительно Посошкова крайне скудны. Родился он в селе Покровском, близ Москвы, около 1670 г. В документах имя его встречается в первый раз по делу строителя Андреевского монас..

Порицание

Вид негативной санкции, выражающейся в осуждении (как правило, публичном) поступков или явлений, к-рые т. О. Признаются морально недопустимыми. Способы выражения П. Различны — от мимич. Реакции и вербальной оценки до негодования. Чрезмерное (нарушающее эквивалентность воздаяния) или спровоцированное гордыней того, кто высказывает осуждение, П. Может стать источником несправедливости, фактором ущемления достоинства человека. В воспитат. Практике злоупотребление П., выражение П. За поступок, мотив..

Португалия

(Portugal), Португальская Республика, гос-во на Ю.-З. Европы. Пл. 92,1 тыс. Км2. Нас. Св. 9,82 млн. Чел. (1993), в т. Ч. 99% — португальцы. Гос. Язык — португальский. Столица — Лиссабон.Первые школы (монастырские и епископские) появились в 10—12 вв. В 1288 король Диниш учредил ун-т, к-рый начал работу в 1290 в Коимбре, но неоднократно переводился в Лиссабон и обратно. С 1290 офиц. Языком гос-ва утверждён португальский. На нём развивалась самобытная худож. И науч. Лит-ра. В эпоху Возрождения стал..

Потёмкин Владимир Петрович

[7(19). 10.1874, Тверь, — 23.2.1946, Москва], историк и дипломат, организатор нар. Образования, акад. АН СССР (1943), акад. АПН РСФСР (1944), дер ист. Наук, проф. (1940).Окончил ист.-филол. Ф-т Моск. Ун-та в 1898. Ученик В. И. Виноградова и В. И. Герье. Оставлен при ун-те для подготовки к профессорскому званию на кафедре всеобщей истории. Преподавал (с 1899) в моек, гимназиях, Екатерининском жен. Ун-те. Участвовал в работе Пед. Об-ва при Моск. Ун-те. Из-за участия в марксистском кружке П. Была з..

Потребности

Внутр. Состояния, выражающие зависимость живого организма от конкретных условий существования. Осн. Источник активности личности.В первичных биол. Формах П. Выступают как нужда, испытываемая организмом в чём-то, находящемся вне его и необходимом для его жизнедеятельности. Для человека нужда — это объективная необходимость, к-рая может быть неосознаваемой. Напр., новорождённый объективно нуждается во взрослом человеке, но субъективно он этого не осознаёт, не чувствует, не переживает. Только на 3-..

Дополнительный поиск Посошков Иван Тихонович Посошков Иван Тихонович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Посошков Иван Тихонович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Посошков Иван Тихонович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 23 символа