Практика Педагогическая
Форма проф. Обучения в высших и ср. Пед. Уч заведениях, ведущее звено практич. Подготовки будущих учителей Проводится в условиях, максимально приближенных к проф. Деятельности педагога. В процессе П. П. Интенсифицируется проф и личностное развитие будущих учителей. Студенты включаются в реальную практич. Деятельность, впервые непосредственно знакомятся с выполнением должностных обязанностей и овладевают логикой проф. Поведения учителя. Деятельность студентов в период практики приближается по содержанию и структуре к проф деятельности учителя и характеризуется тем же многообразием отношений (с учащимися, их родителями, др. Учителями) и функций, что и работа педагога-профессионалаВ истории высшего педагогического образования сложились два подхода к организации П.
П.Первый — предусматривал организацию практики в течение всех лет обучения в вузе (непрерывная П. П) П. П. Чередовалась с теоретич. Занятиями, часть их переносилась на период П. П. В сов высшей школе в 30—40-е гг. В систему П. П. Включались след ее виды. Экскурсионно-обследовательская, к-рая увязывалась с изучением курса педагогики (2-й курс), методическая — в связи с изучением методик преподавания отд уч. Предметов (3-й курс), стажерская (4-й курс).В 50—70-х гг. В уч. Планах пед. Вузов было увеличено время на П. П. И сокращён объём теоретич. Подготовки. Предусматривались общественно-пед. (1—3-й курсы), летняя (2—3-й курсы), уч.-воспи-тат. (4—5-й курсы) виды практики. Студенты 1—3-го курсов включались в активную пед. Работу без необходимой теоретич.
Подготовки, причём на обществ, началах. В уч. Программах П. П. Тех лет перечислялись нормативные виды работы студентов, обязательные мероприятия, раскрывались преим. Организационные формы проведения практики, не были определены критерии оценки её результатов.В 80-х гг. В МГПИ, ЛГПИ, Ростовском и др. Пед. Ин-тах шёл активный поиск путей повышения эффективности проф.-практич. Подготовки будущих учителей. В результате были разработаны для разных вузов программы, в к-рых содержание П. П. Определялось через систему теоретич. Знаний студентов и проф. Умений, формируемых на разных её этапах, выделялись ведущие виды деятельности студентов в период П. П. (в программе 1980) и система заданий студентам на каждом этапе П. П. (в программе 1985).Совершенствование процесса П.
П. Разворачивается на пути преодоления т. Н. Функционализма (уч. Работа и прак-тич. Деятельность студента в качестве помощника классного руководителя), обеспечения более тесной взаимосвязи теоретич. И практич. Подготовки, улучшения общепед. Руководства практикой и взаимодействия высших пед. Уч. Заведений с органами образования. При общем признании роли П. П. В проф. Подготовке учителя в деятельности пед. Вузов нередко наблюдалась недооценка её науч. Основ, науч.-метод, оснащённости, науч. Руководства её организацией.Второй подход характеризуется обоснованием необходимости сначала обще-теоретич. Подготовки и организации практич. Подготовки через практикумы, тренинги, и лишь затем — применения теории на практике и организации П. П. На заключит, этапе обучения.
Этот подход более свойствен заруб, высшей школе. Так, во мн. Ун-тах США П. П. Сосредоточена на последнем году обучения и проводится в течение всего уч. Года. Она имеет две формы. Студенты являются постоянными работниками школы и получают 1/3 зарплаты начинающего учителя. Студенты работают под руководством ст. Учителя без оплаты и иногда могут заменять учителя. Руководство П. П. Осуществляют работники школы. Общий университетский наставник координирует действия школы, учителей — руководителей П. П. И является связующим звеном между школой и ун-том. В целом при подобной организации П. П., как отмечают заруб, исследователи, происходит отрыв от теоретич. Обучения, практика ориентируется на овладение стандартизиров. Проф. Приёмами.В нач.
90-х гг. В отеч. Высшей школе повышение эффективности П. П. В системе проф. Подготовки учителя связывается с сочетанием рациональных сторон обоих подходов. Усложняются функции, содержание П. П., совершенствуются формы и методы организации.П. П. — средство проф. Становления и развития будущих специалистов. В процессе П. П. Применяются и осмысливаются теоретич. Знания, интенсифицируется развитие пед. Мышления, творческих способностей студентов (образоват. Функция П. П.).В то же время П. П. — этап личностного формирования будущего учителя, развития его общей и проф. Культуры. Создаются возможности для самоактуализации студента, разностороннего проявления индивидуальности. Личностная самореализация выступает условием динамичного и постоянного совершенствования деятельности будущего учителя (развивающая функция).
Одновременно в ходе П. П. Осуществляется проверка степени проф. Подготовленности и пригодности студентов к пед. Деятельности (диагностич. Функция).Собственно П. П. Проводится на ст. Курсах. На младших — наряду с теоретич. Занятиями организуются психологопед, практикумы и тренинги, в процессе к-рых обеспечивается соотнесение теоретич. Знаний с реальной действительностью, практич. Ознакомление с работой школы, учителя, с методами диагностики развития детей, моделирование пед. Ситуаций, проектирование вариантов решения пед. Задач. Студенты осознают себя и своих сокурсников в качестве учителей, отрабатывают навыки и умения межличностного и проф. Общения с учётом индивид, особенностей.П. П. Проводится в дошкольных учреждениях, общеобразоват.
Школах, проф.-тех. Уч-щах, ср. Спец. Уч. Заведениях. Содержание П. П. Вариативно и конкретизируется в зависимости от специфики ф-та, особенностей уч. Базы, контингента студентов. В то же время существует обязательный для всех студентов общепроф. Минимум. На его основе создаются профильные программы для каждого ф-та. В качестве инвариантного содержания П. П. Могут рассматриваться. Ознакомление со школой как базой П. П. Изучение уч.-воспитат. Работы в классе, уровня развития детей, состояния их здоровья, характера взаимоотношений между учащимися, взаимодействие учителей и учащихся на уроке и во внеучеб-ное время. Планирование уч. И внеклассной работы с учащимися. Проведение уч. Работы по предмету (углублённое изучение разл. Вариантов уч. Программ, вариантов учебников и пособий, разл.
Дополнит, источников и т. П.). Разработка тематических и поурочных планов, подготовка дидактических материалов и наглядных пособий к занятиям. Проведение различных видов уроков, внекл. Работы с учащимися, работы с родителями.В процессе П. П. Студенты принимают участие в работе метод, семинаров, в анализе уроков и др. Видов занятий, анализируют собств. Опыт работы.Наиб, распространены такие формы и методы организации П. П., как проблемные семинары, консультации, конференции, собеседования, дискуссии, совещания и др. Большое значение имеет коллективный анализ деятельности студентов, самоконтроль и самоанализ, к-рые осуществляются как по содержательным критериям, характеризующим результат работы (качество знаний, умений и навыков, уровень поведения учащихся), так и по процессуальным, характеризующим процесс и динамику развития детей и учителя (степень изменения и развития по сравнению с нач.
Уровнем). Только объективная самооценка студентом уровня своей работы и своей подготовленности стимулирует его проф. Самообразование и самовоспитание.Объективной самооценке способствуют обоснование в уч. Целях критериев оценки работы, сравнение качества работы на разных этапах П. П., анализ уровня знаний и умений учащихся, их развития и др.Эффективность П. П. Повышается, если практич. Деятельность студентов приобретает исследовательский характер. Выполнение исследовательских заданий становится для ряда студентов основой курсовых и дипломных работ.В период П. П. Проявляется преимуществ, проф. Направленность будущих специалистов, в т. Ч. «на себя» или «на детей». Разный уровень проф. Направленности, подготовленности, общего и проф.-личностного развития обусловливает необходимость учёта индивид, особенностей студентов, дифференцированного подхода к ним, оказание конкретной метод, помощи каждому студенту, что является важным условием эффективности П.
П.Руководство работой практикантов осуществляют руководитель группы — методист по специальности, учителя, классные руководители (наставники, воспитатели). Вузовские преподаватели проводят консультации для студентов.П. П. Объединяет составные компоненты проф. Подготовки учителя и связанную с ними деятельность разл. Кафедр и подразделений пед. Уч. Заведения Успешность П. П. В значит, степени зависит от взаимодействия пед. Уч. Заведений с органами образования, от качества уч.-воспитат. Работы в школе, уровня работы пед. Коллектива, отношения его к студентам. Наиб, успешно организуется П. П. В пед. Комплексе «детский сад — школа — высшее пед. Уч. Заведение — внешкольное учреждение — предприятие». В этих комплексах преподаватели вуза проводят опытно-эксперим.
Работу, учителя включаются в научно-исследоват работу кафедр, преподаватели вуза ведут занятия с воспитанниками, а педагоги образоват. Учреждения — со студентами. Студенты во время П. П. Становятся членами пед. Коллективов образоват. Учреждений и подчиняются их распорядку.Осн. Критерии оценки результатов П. П. Степень сформированное™ проф.-пед. Умений у каждого студента. Уровень теоретич. Осмысления студентом своей практич. Деятельности, её целей, задач, содержания, методов реализации. Уровень проф. Направленности интересов будущих педагогов, их активности, отношения к детям. Уровень проф. Культуры, способности к саморефлексии. Результаты П. П. Оцениваются на основе систе-матич. Анализа работы студента. Беседы с учителями, классными руководителями (наставниками, воспитателями).
Анализа руководителями школы участия студента в её работе. Самооценки студентами степени своей подготовки к практич. Работе и качества своей работы.Лит. Об уч. Программах и режиме в пед. Вузах, ун-тах и пед. Техникумах, в кн. Сборник приказов и инструкций по Наркомпросу РСФСР, М., 1932, № 64. О пед. Практике в педвузах, там же, М., 1934, № 16, 34. Инструкция по организации и проведению пед. Практики студентов пед. Ин-тов, М., 1975. Пед. Практика в системе подготовки будущих учителей, М., 1978. Пед. Практика. Уч. Пособие для студентов пед. Ин-тов, под ред. В. К. Розова, М., 1981. Абдуллина O. A., Загрязкина H. H., Пед. Практика студентов. Уч. Пособие для студентов пед. Ин-тов, М., 1989. Программа пед. Практики студентов МГПУ, М., 1993. Jmproving teacher education in the United States, Blooming-ton, 1967.
Resident supervisor's handbook. Stan-ford University School of Education, Stanford, 1975—77. О. А. Абдуллина..
Дополнительный поиск Практика Педагогическая
На нашем сайте Вы найдете значение "Практика Педагогическая" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Практика Педагогическая, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 23 символа