Прагматйстская Педагогика

69

(лат. Pragmatismus, от греч. Pragma, род. П. Pragmatos — дело, действие), пед. Течение, возникшее в США в кон. 19 в. — нач. 20 в. Известно также под назв. «про-грессивизм» (или «прогрессивное воспитание»), «инструментализм», «экспери-ментализм». Наиболее общие методоло-гич. Посылки П. П. Содержались в сочинениях основателей философии прагматизма Ч. Пирса и У. Джемса. Окончательное её оформление связано с именем Д. Дьюи и его последователей. Б. Боуда, У. Килпатрика, X. Рагга, Д. Чайлдса, Дж. Каунтса и др. В 1-й пол. 20 в. П. П. Была теоретич. Основой преобразований в школах США, в значительной степени обусловив цели, содержание и методы обучения в них. Оказала также нек-рое влияние на шк. Образование в др. Странах мира и на зап.-европ. Педагогов, в частности на Т.

П. Нанна (Великобритания), О. Декроли (Бельгия), Р. Кузине (Франция) и др. П. П. Представляла собой программу радикальной реформы традиц. Школы, ею был поставлен ряд проблем, имевших прогрессивное значение. Сближение школы с жизнью, использование в процессе обучения естественной активности, интересов и потребностей ребёнка.Одним из исходных для пед. Построений прагматизма положений является представление о деятельной сущности человеческой личности, согласно к-рому человек изменяет окружающую среду на основе получаемого практич. Опыта, активно приспосабливаясь к ней. Будучи биологически детерминированной, природа человека предопределяет пути и возможности воспитания, присущие ребёнку закономерности его развития — прежде всего через учёт движущих им (его непосредственных) интересов и потребностей (Д.

Дьюи). Воспитание является природосообразным процессом, поощряющим спонтанное развитие личности, а школа как таковая должна наполняться дыханием живой жизни и в качестве «общества в миниатюре» стремиться воспроизводить те или иные полит., экон. И технол. Процессы, облегчая на практике социализацию детей и молодёжи. Воспитание может выявлять и развивать те или иные личностные свойства и способности, иногда модифицировать их, но оно должно смотреть на них сквозь призму реальных возможностей индивида. Сущность воспитания, утверждают теоретики П. П., состоит в постоянном преобразовании, «реконструкции» расширяющегося личного опыта ребёнка. Гл. Цель воспитания — способствовать «самореализации» личности в русле удовлетворения её прагматич.

Интересов.Делая упор на роль личного опыта ребёнка во взаимодействии с окружающей средой, П. П. Не придаёт должного значения систематическому, планомерному и последовательному образованию, а в центр уч. Работы ставит спонтанные интересы детей, к к-рым и должна приспосабливаться передача культурного наследия человечества молодому поколению. Такие установки оставляют без внимания существенные резервы развития мотивац.-потребностной сферы ребёнка, в частности интеллектуальные, приводят на позиции педоцентризма.П. П. Приобрела наиб, влияние в 20- 30-х гг., когда амер. Школа переживала период широких экспериментов. Новая концепция образования, предназначенная для массовых школ, должна была способствовать развитию «практич.

Импульсов», к-рые свойственны большинству людей. «Интеллектуальные импульсы» — привилегия относительно немногих. Поэтому подавляющему большинству учащихся нет смысла приобретать «отвлечённые знания», им требуется лишь практич. Опыт усвоения того, что может непосредственно пригодиться в жизни. Не случайно, что за доведёнными до логич. Конца идеями П. П. Первых десятилетий 20 в. В США прочно закрепилось назв. «педагогика приспособления к жизни», в к-ром нашла отражение её узкоутилитарная направленность.Важнейший путь реализации своих установок в области содержания шк. Образования П. П. В 20—30-х гг. 20 в. Усматривала во внедрении метода проектов, разработанном У. X. Килпатри-ком. Исходя из того, что в интересах отражаются жизненно важные потребности личности, Килпатрик пришёл к выводу, что в основе уч.

Работы ребёнка должны лежать лишь практически направленные виды деятельности (изготовление шк мебели и уч. Пособий в мастерских, работа на пришкольной ферме, постановка самодеят. Спектаклей и т. П.).Навыки чтения, письма и счета дети должны усваивать не систематически, а »попутно», по мере того, как осознают потребность в них, выполняя разл. Конкретные проекты комплексного характера. Такой метод «учения посредством деятельности» обеспечивал рост целенаправленной активности учащихся, но приводил к отрывочным и поверхностным знаниям, слабо стимулировал интеллектуальное развитие большинства учащихся.Сторонники прагматистских концепций 60—80-х гг., отстаивая принцип «обучения посредством деятельности», дают ему новую трактовку.

Одни подчеркивают, что «деятельность» нужно понимать не в узком смысле, как преим. Физич труд или конкретные действия детей, а более широко, как любой вид созидательной работы, если ученик выступает ее активным участником. Поэтому проект не должен непременно иметь узкопрактич характер, а может включать изучение элементов теоретич знаний. При этом должны прежде всего учитываться изначальный уровень и направленность интеллекта каждого ученика Амер. Педагоги-неопрагматисты (Т. Бра-мельд, Дж. Манн, Б Собел, А. Комбе и др), рассматривая вопрос об отборе уч материала для общеобразоват. Школы, ставят на первое место критерий релевантности, соответствия содержания образования интересам и непосредственным потребностям ребенка, как будущего участника социальной жизни, обусловленным развитием совр.

Цивилизации. Фактически принцип релевантности представляет собой парафраз положения Дьюи о том, что истинное значение знаний определяется их практич. Пользой для жизни, что само по себе вполне оправданно.Школа не должна уходить от обсуждения наиб, острых глобальных проблем, стоящих перед человечеством и волнующих молодежь (загрязнение окружающей среды, воен. Конфликты, расовая проблема, перенаселенность планеты, СПИД и т п.), считают неопрагматисты. Они придают идее комплексности в содержании образования универсальное значение, противопоставляя ее предметному принципу, что привело на практике к созданию разл. Вариантов интегрированных курсов, концентрирующих сведения из разл. У ч предметов на фрагментарной основе вокруг к -л.

Стержневой темы, к-рая определяется школой, исходя из интересов детей и специфики местных условий В США такие программы используются на всех этапах шк. ОбученияВ П. П. США сосуществуют и взаимно дополняют друг друга два течения — собственно педоцентристское (узкометодическое) и реформистское («социалрекон-структивистское»). Представители последнего считают, что совершенствование школы способно позитивно преобразить общество Эта концепция берет свое начало у Дьюи, к-рый был убежден, что школа, создавая учащимся условия для саморазвития, содействует гармонизации интересов разл. Социальных слоев. Школа должна прививать молодежи ценности социального партнерства, к-рые отличают правовое гос-во, считают неопрагматисты Напр., Т.

Брамельд развивает теорию «пед. Реконструкти-визма», согласно к-рой «правильная» трансформация школы открывает путь к радикальному оздоровлению общества. Ему принадлежит идея создания единой, глобальной пед теории, к-рая определила бы характер воспитания и образования в мире в целом Брамельд обосновывает свой подход ссылками на «антропо-логич. Общность» всех людей, на уменьшающееся значение идеологич. Различий, на принципы мирного сосуществования гос-в.Педагоги-прагматисты уделяют большое внимание проблемам нравств. И гражд. Воспитания Они проводят экспе-рим. Исследования нравств. Понятий, оценок и суждений учащихся, изучают характер взаимоотношений между инди-видом и группой.В Великобритании II п. Получила распространение в 20-х гг.

В основном в нач школах. В 30-х гг. Прагматистские идеи нашли отражение в офиц. Документах и докладах по нар. Образованию. Англ, педагоги использовали элементы II п. По-своему. «обучение посредством деятельности» они истолковали как активные методы работы в сочетании с др методами обучения, учет интересов учащихся при составлении уч. Курса нач школы допускался лишь постольку, поскольку это не препятствовало овладению определенным объемом знаний. Мнение о том, что усовершенствование школы может быть средством преобразования обществ строя, вообще не разделялось ими. В 60-—70-х гг. В Великобритании педоцентристские и утилитаристские идеи П. П. Нашли отражение в докладе Комитета Плауден «Дети нач школы», а также в теоретич.

Трудах Л Стенхауса, Ч. Джеймса и др. Они полагали, что как критерии стандартов знаний, так и конкретные программы обучения должны вырабатываться внутри уч. Группы с ориентацией прежде всего на непосредств интересы учащихся. М. Моррис выступал за комплексное обучение на всех ступенях школы, а в нач. Школе считал даже возможным объединить материал всех уч. Предметов в единый курсВ нач 80-х гг в США и в ряде др. Стран педоцентристские установки стали возрождаться в рамках открытого обучения и гуманистической педагогики.Большую роль в популяризации П. П. Сыграла «Ассоциация прогрессивного воспитания» (1919—57). Против идей II п. Выступили в 30-х гг. У. Бэгли и группа «эссенциалистов», считавших, что учащиеся должны в первую очередь прочно овладеть основами науч.

Знаний. Однако в то же время эти протесты против П. П. Не были поддержаны как не отвечающие духу времени.Влияние П. П. По-прежнему значительно в «гуманистич. Педагогике», а также в концепциях неопрагматистского толка — «воспитание для выживания», «общинное воспитание» и др.Лит Килпатрик V, Основы метода, пер с англ, M — Л, 1928, К а у и т с Д ж, Теория воспитания в Америке, пер с англ, M -Л, 1931, Гончаров Л Н, Школа и педагогика США до второй мировой войны, M, 1972, Малькова 3 А, Вульфсон Б Л, Совр школа и педагогика в капиталистич странах, M, 1975, Бурж педагогика на совр этапе, M, 1984, D e w с у J, Му pedagogic creed, Wash, 1929, его же, Expenence and education, № Y, 1959, его ж е, Democracy and education, № Y, 19632, Counts G S, Secondary education and mdu-stnahsm, Camb., 1929, его же, The senior high school curnculum, Chi, 19303, B o d с В, Modern educational theones, № Y, [1930], K 11 p a t r i с k W [cd], The educational fronti-er, № V — L, 1933, James W, Pragma-tism's conception of truth, № Y, 1948, B r i с k -man W W, Guide to research m educational history, № Y, 1949, С h 11 d s J, American pragmatizm and education, № Y, 1956, Baker M, Foundations of J Dewey's educational theory, № Y, 1966, F r a h m R, Covington J, What's happenmg m mmi-mum competency testmg, Bloommgton, 1979, Degenhardt H, Reformpadagogik Eine neue Einsicht der Erziehung und Bildung vor dem Hintergrund heterogener Geistesstromungen m Europa, «Padagogik und Schulalltag», 1994, H l В Я Пилиповский.

Значения в других словарях
Правовое Воспитание

Формирование правового сознания и поведения юного гражданина. Система П. В. Определяется характером и политикой гос-ва. П. В. Часто рассматривается в рамках гражданского воспитания. Эти направления воспитания имеют много общего, но П. В. В большей степени ориентировано на осознанное восприятие юрид. Законов, правовых норм и обязанностей.Правовая норма — идеальная модель должного поведения человека в обществе. Реальное воздействие правовой нормы на поведение личности зависит от соответствия юриди..

Правонарушения

Противоправные деяния, причиняющие вред обществу и караемые по закону.В каждом П. Выделяются четыре элемента. Деяние, его противоправность, виновность и деликтоспособность человека, совершившего П. К деяниям (действиям или бездействиям) относятся только поступки людей, но не их мысли, чувства и переживания. Деяние квалифицируется как П., когда оно противоречит правовым нормам и направлено против обществ, отношений, защищаемых правом. Противоправность выражается в отклонении поведения человека от..

Практика Педагогическая

Форма проф. Обучения в высших и ср. Пед. Уч заведениях, ведущее звено практич. Подготовки будущих учителей Проводится в условиях, максимально приближенных к проф. Деятельности педагога. В процессе П. П. Интенсифицируется проф и личностное развитие будущих учителей. Студенты включаются в реальную практич. Деятельность, впервые непосредственно знакомятся с выполнением должностных обязанностей и овладевают логикой проф. Поведения учителя. Деятельность студентов в период практики приближается по сод..

Практика Производственная

Вид уч. Занятий, в процессе к-рых учащийся (студент) самостоятельно выполняет в условиях действующего произ-ва реальные производств, задачи, определённые уч. Программой.В зависимости от проф. Направленности подготовки П. П. Называется педагогической, технологической, эксплуатационной, сестринской, науч.-исследоват. Работой студентов и т. П. П. П. Может совмещаться по времени с др. Видами уч. Занятий или для её проведения в уч. Плане выделяется отд. Период.Производств, деятельность учащихся (студ..

Дополнительный поиск Прагматйстская Педагогика Прагматйстская Педагогика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Прагматйстская Педагогика" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Прагматйстская Педагогика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 25 символа