Психиатрия Детская

89

Отрасль медицины, занимающаяся изучением, диагностикой, лечением и профилактикой пси-хич. Расстройств в дет. Возрасте. Тесно связана со спец. Педагогикой, общей, возрастной и мед. Психологией, а также со смежными областями медицины (неврологией и др.). Как самостоят, науч. И практич. Отрасль оформилась к 30-м гг. 20 в.Длительное время в истории медицины не существовало рационального объяснения природы психич. Заболеваний и методов их лечения. Лица, страдающие психич. Отклонениями, рассматривались либо как «одержимые дьяволом», либо как «блаженные», «юродивые», т.е. Отрешённые от мира и осенённые Божественной благодатью. Соответственно различалось и отношение к ним в разных странах и в разное время. Одержимых подвергали жестоким и, как правило, бесплодным процедурам «изгнания дьявола», часто осуждали на суровые наказания, вплоть до смертной казни.

В Зап. Европе во время господства инквизиции были казнены тысячи людей, в т. Ч. И дети, многие из к-рых, вероятно, страдали психич. Расстройствами. Если преобладал иной подход, психически больных окружали заботой, жертвовали им милостыню, а к их бреду внимательно прислушивались, расценивая его как откровение и пророчество. Однако в любом случае вопрос о лечении психически больных не ставился и не решался. Учреждения, создававшиеся для их опеки, фактически служили для их изоляции. Единственным отклонением от психич. Нормы в дет. Возрасте считалось слабоумие, др. Проявления психич. Расстройств расценивались как недостатки характера или как свидетельства «порочной натуры» ребёнка, требовавшие строгих воспитат. Мер.Психиатрия как относительно самостоят, наука возникла в кон.

18 в. У её истоков стоял франц. Врач Ф. Пинель, первым осуществивший радикальный пересмотр репрессивного отношения к психически больным. В России становление психиатрии осуществлялось на протяжении 19 в. В 1898 при Моск. Ун-те была создана кафедра психиатрии, к-рую возглавил С. С. Корсаков. После его смерти (1900) во главе кафедры стал В. П. Сербский, к-рого в 1918 сменил П. Б. Ганнушкин.Понятие «П. Д.» было предложено в 1899 франц. Врачом М. Гомесом. Однако до нач. 30-х гг. 20 в. Этот термин употреблялся редко, предпочтение отдавалось терминам «дефектология» и «педология». В 1934 швейц. Врачом М. Трамером был основан «Журнал по детской психиатрии». Им же был организован 1-й Меж-дунар. Конгресс по П. Д. (Париж, 1937). Постепенно П. Д. Получила оформление как самостоят, область медицины.Однако понятие психич.

Расстройств дет. Возраста существовало и раньше. В 1911 в Германии был опубликован первый обзор работ по психич. Заболеваниям у детей, насчитывавший 273 источника. Это свидетельствует о том, что к нач. 20 в. В области П. Д. Был уже накоплен определённый опыт.В истории становления П. Д. Условно выделяются следующие этапы. На 1-м этапе (до сер. 19 в.) большинство психиатров считали, что у детей вообще не бывает психич. Расстройств, кроме слабоумия. На следующем этапе (сер. 19 в.) наблюдалось постепенное накопление разрозненных данных и указаний на то, что у детей всё же бывают самые различные психич. Нарушения, а не только слабоумие. На 3-м этапе (60—70-е гг. 19 в.) становится доказанным, что в дет. Возрасте могут иметь место разнообразные расстройства, не относящиеся к состояниям слабоумия.Следующий этап в развитии П.

Д. Связан с именами англ, учёного Г. Модели, автора кн. «Физиология и патология души» (1867, рус. Пер. — 1871), и нем. Психиатра Г. Эммингхауза, автора кн. «Психич. Расстройства в дет. Возрасте» (1887) — первого систематизиров. Изложения большинства психич. Нарушений у детей. Модели показал, что сам по себе возраст может способствовать нек-рым психич. Нарушениям. Напр., в подростковом возрасте встречаются такие психич. Расстройства, к-рые ни в каком ином возрасте не бывают и проходят по мере взросления. Работа Эммингхауза послужила началом нового подхода в П. Д. — синдромелогич. Изучения психич. Расстройств.Гл. Особенностью П. Д. 1-й трети 20 в. Явилось не только то, что психиатры выделили и описали разные симптомы и синдромы психич. Заболеваний, встречающиеся у детей и подростков, но и то, что они старались выявить взаимосвязь проявлений психич.

Патологии у детей и подростков. Таким образом был заложен клинико-психопатологич. Подход в П. Д.Однако становление П. Д. На протяжении долгого времени осуществлялось гл. Обр. В русле лечебной педагогики, основы к-рой были заложены Ж. Ита-ром, И. Г. Песталоцци и Ф. Фребелем. Эти исследователи первыми специально занялись изучением психич. Нарушений у детей (в осн. Умственной отсталости) и компенсации этих нарушений с помощью пед. Приёмов.Большинство педагогов и врачей нач. 19 в. Рассматривали умственную отсталость как следствие недостатка информации, к-рую ребёнок должен получить в первые годы жизни, и стремились восполнить этот дефицит знаний и умений. Активным пропагандистом этой точки зрения выступал Итар, к-рый иллюстрировал её наблюдениями над судьбой некоего Виктора из Авейрона.

В раннем детстве тот был покинут родителями, жил в лесу вдали от человеческого общества, утратил соответствующие навыки и когда был пойман, то не говорил, не умел общаться с людьми и т. Д. Прожив около 40 лет (из них вторую половину жизни под наблюдением Итара), Виктор так и не смог наверстать упущенное.Большинство педагогов и врачей, к-рые заложили основы лечебно-пед. Направления в П. Д., подчёркивали зависимость развития умственных способностей от социальной среды и в общем оптимистически рассматривали возможность ликвидации подобных расстройств. Именно поэтому в кон. 19 в. Во Франции, Германии, Швейцарии стали открываться школы по воспитанию детей с недостатками умственного развития.Лечебно-пед. Направление в П.

Д. Разрабатывала М. Монтессори. Ею совм. С итал. Дет. Психиатром И. Сайте де Сан-ктисом был создан первый в Европе Дом ребёнка для детей с психич. Аномалиями.Родоначальником П. Д. В России явился М. И. Мержеевский. На 1-м съезде психиатров (Петербург, 1887) он выступил с программным докладом «О способах и целях воспитания болезненных и отсталых в душевном развитии детей. Средства их обеспечения в будущем». Лечебно-пед. Взгляды Мержеевского развил его ученик И. В. Маляревский, организовавший в 1882 «Врачебно-воспи-тат. Заведение».Работы А. Ф. Лазурского, хотя его деятельность носила в большей степени психол. Характер и в меньшей степени врачебный, сыграли значит, роль в разработке проблем отклонения характера в дет. Возрасте и позволили педагогам более продуктивно подбирать методы лечебно-пед.

Воздействия на психически больных детей. Позже лечебная педагогика, ранее олицетворявшая собой П. Д. И занимавшая в ней наиб, удельный вес, выделилась в самостоят, науч. Отрасль.В нач. 20 в. Оформилось разделение психиатрии на большую и малую, коснувшееся и П. Д. Это деление сохраняется по сей день. Большая психиатрия изучает такие психич. Заболевания, при к-рых нарушается сознание, имеются грубые и выраженные психич. Расстройства, напр. Бред, галлюцинации и др. К таким заболеваниям относятся шизофрения, эпилепсия, олигофрения и нек-рые другие. К области малой психиатрии относятся более лёгкие, менее выраженные, обратимые психич. Нарушения, находящиеся на границе нормы и патологии. Это неврозы, патологич. Изменения характера, разл.

Ситуационно обусловленные личностные реакции и т. П.Лечение детей, страдающих психич. Расстройствами, требует индивидуально подобранных мер, соответствующих характеру и выраженности заболевания. Осуществляется в стационаре или амбула-торно. Используются разл. Фармацев-тич. Препараты, позволяющие смягчить или устранить болезненные симптомы. Значит, роль принадлежит психотерапев-тич. Мероприятиям (см. Психотерапия).Лит. Сухарева Г. Е., Лекции по психиатрии дет. Возраста, т. 1—3, М., 1963—65. Ковалев В. В., Психиатрия дет. Возраста, М., 1979. Л и ч к о А. Е., Подростковая психиатрия, Л., 19852. Буянов М. И., Беседы о дет. Психиатрии, M., 19922. М. И. Буянов..

Значения в других словарях
Психиатрия Детская

(син. Педопсихиатрия) раздел П., изучающий особенности возникновения, клинических проявлений, течения и лечения психических болезней в детском возрасте.. ..

Процесс Обучения

Педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе к-рой решаются задачи развития и воспитания личности. В П. О. Участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты — учитель и ученик. Как элементы П. О. Могут теоретически рассматриваться в динамике и на каждом этапе цели и содержание образования, мотивы субъектов обучения, формы его организации, средства и результаты. Усвоение каждой дидактич. Единицы содержания образования приводит к изменению др. Элемент..

Прочность Усвоения Знаний

Один из принципов обучения Результатом прочного усвоения знаний является образование у учащихся устойчивых структур знаний, отражающих объективную реальность, когда учащиеся умеют актуализировать и использовать полученные знанияВ практике обучения еще нередко средством II у з и формирования умений и навыков служит изложение преподавателем большого по объему материала и многократное повторение его учащимися Однако перегрузка памяти различными теоретич и практич знаниями и длительные упражнения по..

Психика

(от греч. Psychikos — душевный), свойство высокоорганизованной материи. Форма отражения субъектом объективной реальности. Возникает в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внеш. Миром. В их поведении и деятельности П. Осуществляет регуляторную функцию, обеспечивая в плане образов поиск и опробование движений и действия, а затем их контролируемое выполнение, направленное на удовлетворение потребностей субъекта.На относительно ранних стадиях эволюции в организме животных выд..

Психоанализ

1) метод психотерапии, предложенный 3. Фрейдом и основанный на выявлении скрытых бессознательных процессов. 2) психол. Учение, базирующееся на концепции 3. Фрейда и представляющее собой совокупность идей и гипотез о строении и механизмах функционирования человеческой психики. В этом двойственном значении П. Следует отличать от фрейдизма — специфич. Мировоззрения, претендующего на объяснение филос., социология, пед. И др. Науч. Проблем с помощью положений П. Концепция П. Основывается на постулате..

Дополнительный поиск Психиатрия Детская Психиатрия Детская

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Психиатрия Детская" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Психиатрия Детская, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 18 символа