Психика

121

(от греч. Psychikos — душевный), свойство высокоорганизованной материи. Форма отражения субъектом объективной реальности. Возникает в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внеш. Миром. В их поведении и деятельности П. Осуществляет регуляторную функцию, обеспечивая в плане образов поиск и опробование движений и действия, а затем их контролируемое выполнение, направленное на удовлетворение потребностей субъекта.На относительно ранних стадиях эволюции в организме животных выделился спе-циализиров. Материальный носитель (субстрат) П. — нервная система и мозг. У человека мозг является носителем высш. Формы психич. Отражения — сознания.П. Возникла в процессе эволюции животных и развивалась по биол. Законам от простейших до сложных форм.

Свои потребности животное удовлетворяет посредством активных движений в окружающей среде, совокупность к-рых определяет его поведение, основанное на предваряющем его поиске — выборе определённого двигат. Акта и его опробовании, что возможно лишь в сфере образов, отражающих окружающую среду. Оптимальный выбор движений обеспечивает удовлетворение возникшей потребности.Человек удовлетворяет свои потребности посредством труда — целесообразной продуктивной деятельности (напр., произ-во орудий и изготовление необходимых для его жизнедеятельности предметов), качественно отличающейся от поведения животных. Особый характер человеческого труда требует, чтобы результат его был представлен человеком в такой субъективной форме, к-рая позволяет сопоставлять предполагаемый результат с исходным материалом (предметом труда), его преобразованиями и с достигнутым результатом (продуктом труда).

Это создало необходимость появления сознания, к-рое и позволяет сопоставлять представление, опосредствующее деятельность, с отражением её продукта.Коллективный труд, предусматривающий речевое общение людей, осуществляется при учёте и согласовании каждым индивидом своих действий и высказываний с действиями и высказываниями др. Людей. Это позволяет человеку смотреть на себя как бы со стороны, учитывать опыт др. Людей. Такая способность лежит в основе высш. Формы психич. Отражения — сознания. Т. О., поиск и опробование действий и высказываний приобретает у человека форму сознания, развитие и функционирование к-рого подчиняется уже обществ.-ист. Законам. Поиск и опробование будущих действий человек осуществляет в плане идеальных образов, к-рые строятся на основе речевого общения с помощью таких психич.

Процессов, как ощущения, восприятие, память, чувства, мышление. С помощью внимания и воли осуществляется контроль за адекватным выполнением найденных и опробованных действий, к-рые должны соответствовать определённым условиям при удовлетворении той или иной потребности. В идеальном плане человек оценивает мотивы собственных действий и поступков, пересматривает и изменяет их замыслы. Наличие идеального (т. Н. Внутреннего) плана позволяет человеку осуществлять контроль за своими намерениями, желаниями и чувствами, формулировать свои мысли и высказывания сообразно конкретной ситуации. Речь как важнейший элемент П. Человека обеспечивает представительство в деятельности одного человека обществ.-ист. Опыта всего человечества.

В речи отражаются выработанные в процессе ист. Развития общества способы деятельности людей, представлена свернутая в «материи» языка идеальная форма существования свойств, связей и отношений предметного мира, выявленных обществ, практикой.Психич. Процессы человека (восприятие, мышление, память и др.) возникают и формируются в его деятельности и всегда опосредствованы ею. Содержание психич. Процессов определяется реальностью, отражаемой в деятельности человека. При этом оно не только является продуктом деятельности, но и побуждает человека к ней, направляет её (в этом проявляется активность П.). Оно включает не только психич. Процессы, но и состояния, и психич. Свойства человека (наблюдательность, впечатлительность, индивидуальные качества памяти, мышления и т.

Д.), к-рые составляют относительно устойчивые особенности его личности.П. Человека представляет собой единство субъективного и объективного. Субъективность П. Обусловлена тем, что П. Всегда принадлежит субъекту, зависит от уровня его развития и ряда индивидуальных особенностей, выражает его отношение к окружающему миру. Объективный характер П. Определяется тем, что она представляет собой реальный процесс отражательной деятельности, следствием к-рой является формирование у человека определённой картины объективного мира.Развитие человеческой П. Определяется исторически сложившимися обществ, потребностями. На нач. Этапе психич. Развития (в младенческом возрасте) у ребёнка с помощью взрослых формируются потребность и навык общения с ними.

На следующем этапе (от 1 года до 3 лет) ребёнок овладевает основами предметно-манипуляционной деятельности. У него формируется способность к универсальным движениям рук, умение решать простые двигат. Задачи (начало мышления), возникает стремление занять соответствующую позицию в отношениях со взрослыми и сверстниками (появление установки «я сам»). В возрасте от 3 до 6—7 лет в процессе игровой деятельности формируются способности к воображению и употреблению разл. Символов. В период обучения в школе в результате уч. Деятельности ребёнок приобщается к таким областям культуры, как наука, иск-во, этика и др. У него формируются основы логич. Мышления, потребность в труде и навыки трудовой деятельности.Закономерности П.

Могут быть выявлены путём объективного исследования. Объективные методы позволяют изучать процессы построения движений и действий и тем самым получать факты, характеризующие особенности возникновения идеальных образов, поиска и опробования необходимых движений и действий. В совр. Психологии используют метод наблюдения и эксперим. Метод. Эксперимент может быть естественным, т.е. Поставленным в привычных для человека условиях жизни, и лабораторным. Оба вида эксперимента могут быть констатирующими и формирующими. Применяют также генетич. Метод (изучение происхождения функций П. В процессе её развития у человека) и метод тестирования. В конкретных исследованиях чаще всего одновременно применяют совокупность разл. Психол.

Методов. Специфич. Закономерности П. И её развития исследует психология, функции мозга как материального субстрата П. Изучает нейрофизиология. Смежными проблемами занимается психофизиология.О расстройствах психики см. В статьях Психиатрия детская, Аномальные дети, Аффекты, Депривация, Неврозы.Лит. Ухтомский А. А., Собр. Соч., т. 5, Л., 1954. Бернштейн Н. А., Очерки по физиологии движений и физиологии активности, М., 1966. Рубинштейн С. Л., Проблемы общей психологии, M., 19762. Леонтьев А. Н., Деятельность. Сознание. Личность, M., 19772. Лурия А. Р., Язык и сознание, М., 1979. Выготский Л. С., Собр. Соч., т. 1—6, М., 1982—84.В. В. Давыдов..

Значения в других словарях
Психика

(от греч. Psychikós — душевный) свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения (См. Отражение) субъектом объективной реальности. Важнейшая особенность психического отражения — его активность. При этом оно не только представляет собой продукт активной деятельности субъекта, но и, опосредствуя её, выполняет функцию ориентации, управления ею. Т. О., психические явления составляют необходимый внутренний момент предметной деятельности субъекта, и природа П., её законы могут..

Психика

ПСИХИКА (от греч. Psychikos - душевный) - совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. П.). Специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром (см. Интенция), развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. Д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции..

Психика

Давить на психику кому. Разг. Неодобр. Оказывать на кого-л. Психологическое воздействие. НРЛ-81. Мокиенко 2003, 90.. ..

Психика

(греч.). Область душевных сил и способностей индивида.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)область душевных явлений, область чувства.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907). ..

Психика

Дух, сознание, метапсихика. ..

Психика

Ж.1) Свойство высокоорганизованной материи - головного мозга - отражать действительность в виде ощущений, восприятий, мыслей, чувств и т.п.2) Душевный склад, душевная организация человека.. ..

Психика

ПСИ́ХИКА -и. Ж. [от греч. Psychikos - душевный]. ..

Психика

-и, ж. Совокупность ощущений, представлений, чувств, мыслей как отражение в сознании объективной действительности. Душевный склад человека. Здоровая п. II прил. Психический, -ая, -ое. Психическая деятельность. Психические болезни (расстройства мозговых центров, нервной системы). Психическая атака (вид атаки, рассчитанной на устрашение, подавление воли, психики обороняющихся. Также перен.).. ..

Психика

Психики, мн. Нет, ж. (от греч. Psychikos - душевный) (книжн.). Душевная организация человека (или животного), Совокупность его душевных переживаний, состояний сознания, сил и способностей. Здоровая психика, больная психика. || Совокупность душевных склонностей и привычек, душевный мир, душевный склад, свойственный лицам какой-н. Профессии, какого-н. Социального положения и т. П. Психика разлагающейся буржуазии.. ..

Психика

— субъективное отражение реальной действительности в идеальных образах, на основе которых осуществляется взаимодействие человека с окружающей действительностью.. ..

Психика

(греч. Psychikos относящийся к душе, душевным свойствам. Син. Психическая деятельность) форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.. ..

Психика

(греч. Psychikos относящийся к душе, душевным свойствам. Син. Психическая деятельность)форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.. ..

Психика

(греч. Psychikos относящийся к душе, душевным свойствам. Син. Психическая деятельность) - форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.. ..

Психика

- способность человека отражать в своем сознании реальность, создавать модели этой реальности и на основе таких моделей строить и регулировать свои поведение и деятельность. (Косолапов Н.А., с.105). ..

Психика

(греч. Psychikos – относящийся к душе, душевным свойствам). Свойство высокоорганизованной материи, мозга, являющееся особой формой активного отражения субъектом объективной реальности. П. Возникает в результате взаимодействия высокоорганизованных живых. ..

Психика

(греч. Psychikos – относящийся к душе, душевным свойствам). Свойство высокоорганизованной материи, мозга, являющееся особой формой активного отражения субъектом объективной реальности. П. Возникает в результате взаимодействия высокоорганизованных живых существ с окружающей действительностью. Психическое отражение порождается деятельностью субъекта, оно опосредует ее и выполняет функцию ориентации, управления ею. Благодаря П. Деятельность человека и его поведение постоянно подвергаются саморегули..

Психика

(от греч. Psychikos - душевный), совокупность душевных (сознательных и бессознательных) процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. П.). Специфич. Аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Находится в единстве с соматич. (телесными) процессами и характеризуется активностью, соотнесённостью с миром, коммуникативностью и т.д. Изучается психологией. ..

Психика

- способность человека отражать в своем сознании реальность, создавать модели этой реальности и на основе таких моделей строить и регулировать свои поведение и деятельность. (Косолапов Н.А., с.105). ..

Психика

(от греч. Psychikos - душевный) - специфический способ функционирования души. Традиционно психическая реальность противопоставляется, с одной стороны, физиологии организма, понимаемой биохимически, с др. - понятию "душа", воспринимаемому как метафизическая сущность. Посредством П. Субъект строит картину внешнего мира, в которой упорядочены события настоящего, прошлого и возможного будущего, и, используя эту картину, регулирует и организует свою деятельность. П. Есть и у животных, однако современ..

Прочность Усвоения Знаний

Один из принципов обучения Результатом прочного усвоения знаний является образование у учащихся устойчивых структур знаний, отражающих объективную реальность, когда учащиеся умеют актуализировать и использовать полученные знанияВ практике обучения еще нередко средством II у з и формирования умений и навыков служит изложение преподавателем большого по объему материала и многократное повторение его учащимися Однако перегрузка памяти различными теоретич и практич знаниями и длительные упражнения по..

Психиатрия Детская

Отрасль медицины, занимающаяся изучением, диагностикой, лечением и профилактикой пси-хич. Расстройств в дет. Возрасте. Тесно связана со спец. Педагогикой, общей, возрастной и мед. Психологией, а также со смежными областями медицины (неврологией и др.). Как самостоят, науч. И практич. Отрасль оформилась к 30-м гг. 20 в.Длительное время в истории медицины не существовало рационального объяснения природы психич. Заболеваний и методов их лечения. Лица, страдающие психич. Отклонениями, рассматривалис..

Психоанализ

1) метод психотерапии, предложенный 3. Фрейдом и основанный на выявлении скрытых бессознательных процессов. 2) психол. Учение, базирующееся на концепции 3. Фрейда и представляющее собой совокупность идей и гипотез о строении и механизмах функционирования человеческой психики. В этом двойственном значении П. Следует отличать от фрейдизма — специфич. Мировоззрения, претендующего на объяснение филос., социология, пед. И др. Науч. Проблем с помощью положений П. Концепция П. Основывается на постулате..

Психогенетика

Междисциплинарная область науч знаний, находящаяся на пересечении двух наук — генетики и психологии В англ и амер науч лит-ре для ее обозначения чаще используется термин «генетика поведения» (behavior gene-tics), охватывающий понятие поведения в самом широком значении, включая поведение животных Предмет исследований в II — соотношение и взаимодействие наследственности и среды в формировании когнитивных процессов, темперамента, двигательных функций человека, т с совокупности межиндивидуальной вар..

Дополнительный поиск Психика Психика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Психика" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Психика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 7 символа