Психика
(от греч. Psychikos — душевный), свойство высокоорганизованной материи. Форма отражения субъектом объективной реальности. Возникает в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внеш. Миром. В их поведении и деятельности П. Осуществляет регуляторную функцию, обеспечивая в плане образов поиск и опробование движений и действия, а затем их контролируемое выполнение, направленное на удовлетворение потребностей субъекта.На относительно ранних стадиях эволюции в организме животных выделился спе-циализиров. Материальный носитель (субстрат) П. — нервная система и мозг. У человека мозг является носителем высш. Формы психич. Отражения — сознания.П. Возникла в процессе эволюции животных и развивалась по биол. Законам от простейших до сложных форм.
Свои потребности животное удовлетворяет посредством активных движений в окружающей среде, совокупность к-рых определяет его поведение, основанное на предваряющем его поиске — выборе определённого двигат. Акта и его опробовании, что возможно лишь в сфере образов, отражающих окружающую среду. Оптимальный выбор движений обеспечивает удовлетворение возникшей потребности.Человек удовлетворяет свои потребности посредством труда — целесообразной продуктивной деятельности (напр., произ-во орудий и изготовление необходимых для его жизнедеятельности предметов), качественно отличающейся от поведения животных. Особый характер человеческого труда требует, чтобы результат его был представлен человеком в такой субъективной форме, к-рая позволяет сопоставлять предполагаемый результат с исходным материалом (предметом труда), его преобразованиями и с достигнутым результатом (продуктом труда).
Это создало необходимость появления сознания, к-рое и позволяет сопоставлять представление, опосредствующее деятельность, с отражением её продукта.Коллективный труд, предусматривающий речевое общение людей, осуществляется при учёте и согласовании каждым индивидом своих действий и высказываний с действиями и высказываниями др. Людей. Это позволяет человеку смотреть на себя как бы со стороны, учитывать опыт др. Людей. Такая способность лежит в основе высш. Формы психич. Отражения — сознания. Т. О., поиск и опробование действий и высказываний приобретает у человека форму сознания, развитие и функционирование к-рого подчиняется уже обществ.-ист. Законам. Поиск и опробование будущих действий человек осуществляет в плане идеальных образов, к-рые строятся на основе речевого общения с помощью таких психич.
Процессов, как ощущения, восприятие, память, чувства, мышление. С помощью внимания и воли осуществляется контроль за адекватным выполнением найденных и опробованных действий, к-рые должны соответствовать определённым условиям при удовлетворении той или иной потребности. В идеальном плане человек оценивает мотивы собственных действий и поступков, пересматривает и изменяет их замыслы. Наличие идеального (т. Н. Внутреннего) плана позволяет человеку осуществлять контроль за своими намерениями, желаниями и чувствами, формулировать свои мысли и высказывания сообразно конкретной ситуации. Речь как важнейший элемент П. Человека обеспечивает представительство в деятельности одного человека обществ.-ист. Опыта всего человечества.
В речи отражаются выработанные в процессе ист. Развития общества способы деятельности людей, представлена свернутая в «материи» языка идеальная форма существования свойств, связей и отношений предметного мира, выявленных обществ, практикой.Психич. Процессы человека (восприятие, мышление, память и др.) возникают и формируются в его деятельности и всегда опосредствованы ею. Содержание психич. Процессов определяется реальностью, отражаемой в деятельности человека. При этом оно не только является продуктом деятельности, но и побуждает человека к ней, направляет её (в этом проявляется активность П.). Оно включает не только психич. Процессы, но и состояния, и психич. Свойства человека (наблюдательность, впечатлительность, индивидуальные качества памяти, мышления и т.
Д.), к-рые составляют относительно устойчивые особенности его личности.П. Человека представляет собой единство субъективного и объективного. Субъективность П. Обусловлена тем, что П. Всегда принадлежит субъекту, зависит от уровня его развития и ряда индивидуальных особенностей, выражает его отношение к окружающему миру. Объективный характер П. Определяется тем, что она представляет собой реальный процесс отражательной деятельности, следствием к-рой является формирование у человека определённой картины объективного мира.Развитие человеческой П. Определяется исторически сложившимися обществ, потребностями. На нач. Этапе психич. Развития (в младенческом возрасте) у ребёнка с помощью взрослых формируются потребность и навык общения с ними.
На следующем этапе (от 1 года до 3 лет) ребёнок овладевает основами предметно-манипуляционной деятельности. У него формируется способность к универсальным движениям рук, умение решать простые двигат. Задачи (начало мышления), возникает стремление занять соответствующую позицию в отношениях со взрослыми и сверстниками (появление установки «я сам»). В возрасте от 3 до 6—7 лет в процессе игровой деятельности формируются способности к воображению и употреблению разл. Символов. В период обучения в школе в результате уч. Деятельности ребёнок приобщается к таким областям культуры, как наука, иск-во, этика и др. У него формируются основы логич. Мышления, потребность в труде и навыки трудовой деятельности.Закономерности П.
Могут быть выявлены путём объективного исследования. Объективные методы позволяют изучать процессы построения движений и действий и тем самым получать факты, характеризующие особенности возникновения идеальных образов, поиска и опробования необходимых движений и действий. В совр. Психологии используют метод наблюдения и эксперим. Метод. Эксперимент может быть естественным, т.е. Поставленным в привычных для человека условиях жизни, и лабораторным. Оба вида эксперимента могут быть констатирующими и формирующими. Применяют также генетич. Метод (изучение происхождения функций П. В процессе её развития у человека) и метод тестирования. В конкретных исследованиях чаще всего одновременно применяют совокупность разл. Психол.
Методов. Специфич. Закономерности П. И её развития исследует психология, функции мозга как материального субстрата П. Изучает нейрофизиология. Смежными проблемами занимается психофизиология.О расстройствах психики см. В статьях Психиатрия детская, Аномальные дети, Аффекты, Депривация, Неврозы.Лит. Ухтомский А. А., Собр. Соч., т. 5, Л., 1954. Бернштейн Н. А., Очерки по физиологии движений и физиологии активности, М., 1966. Рубинштейн С. Л., Проблемы общей психологии, M., 19762. Леонтьев А. Н., Деятельность. Сознание. Личность, M., 19772. Лурия А. Р., Язык и сознание, М., 1979. Выготский Л. С., Собр. Соч., т. 1—6, М., 1982—84.В. В. Давыдов..
Дополнительный поиск Психика
На нашем сайте Вы найдете значение "Психика" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Психика, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 7 символа