Эльконин Даниил Борисович

267

[16(29).11.1904, дер. М. Перещепина, ныне в Полтавской обл., Украина, - 4.10.1984, Москва], психолог, ч.-к. АПН СССР (1968), дер пед. Наук (1962), проф. (1965). Ученик Л. С. Выготского. Окончил психоневрологич. Отделение ЛГПИ (1927). Пед. Деятельность начал в 1922 в Дергачёвской колонии для малолетних правонарушителей (Полтавская обл.). Вёл науч.-пед. Работу в ЛГПИ (с 1928), Ленингр. Коммунистич. Пед. Ин-те (с 1938). В 1941—45 в действующей армии. С 1945 в Военно-пед. Ин-те Сов. Армии (Москва), с 1946 по совместительству в НИИ ОПП. С 1953 на постоянной работе в НИИ ОПП (зав. Лабораториями психологии мл. Школьников, психологии подростков, диагностики психич. Развития школьников).Развивая теоретич. Идеи Выготского, разрабатывал широкий круг проблем дет.

И пед. Психологии. Центр, проблема исследований Э. - природа детства и глубинные законы психич. Развития ребёнка. Согласно Э., ребёнок с момента рождения является общественным существом, поскольку все виды дет. Деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и форме. Присвоение ребёнком достижений материальной и духовной человеческой культуры всегда носит деятельностный характер - ребёнок не пассивен в этом процессе, не только приспосабливается к условиям жизни, но и выступает как активный субъект их преобразования, воспроизводящий и создающий в себе человеческие способности. При эксперим. Изучении этой проблемы Э. Опирался на идею Выготского о том, что обучение идёт впереди развития, что развитие в форме обучения является осн.

Фактом пед. Деятельности. Исходя из представления о со-зидательности и изначальной общественности форм жизни ребёнка, Э. Полагал, что не ребёнка надо адаптировать к сложившейся системе уч.-воспитат. Учреждений, а, наоборот, преобразовывать эти учреждения в направлении достижения взаимности общности детей и взрослых, открытия их созидательных возможностей в отношениях друг с другом.Теория психич. Развития, созданная Э., существенно конкретизировала и уточнила общее понимание детства, сложившееся в трудах Выготского, А. Н. Леон-тьева, А. Р. Лурия, А. В. Запорожца и др. Представителей этой науч. Школы. Обобщив богатый фактич. Материал, Э. Выделил и охарактеризовал внеш. Условия, источники, формы и движущие силы развития ребёнка. На этой основе им была создана развёрнутая периодизация психич.

Развития в дет. Возрасте. При этом он опирался на понятие ведущей деятельности, разработанное им совм. С А. Н. Леонтьевым. В развитии детей Э. Выделил ряд возрастных периодов, связав их с определёнными типами ведущей деятельности. Он описал все осн. Типы ведущей деятельности от рождения ребёнка до 17 лет. Им проведены исследования предметных действий детей раннего возраста, игры дошкольников, уч. Деятельности мл. Школьников, деятельности общения в подростковом возрасте. Э. Разработал на деятельностной основе своё понимание возрастной психологии, неразрывно связанной с пед. Психологией. В созданных Э. Теориях игровой и учебной деятельности показано, что выполнение ребёнком этих ведущих для соответствующих возрастов типов деятельности определяет возникновение вполне определённых психол.

Новообразований. На примере уч. Деятельности Э. Продемонстрировал решающую роль её содержания в этих процессах.Э. Разработал эффективный метод обучения детей чтению на основе звукового анализа слов, составил эксперим. Буквари (1961. Ч. 1—2, 1969—722).В последние годы жизни изучал психич. Особенности 6-летних детей в связи с включением их в систему шк обучения В преддверии шк реформы 1984 подготовил записку в ЦК КПСС, затрагивавшую важные вопросы перестройки образования (см Размышления над проектом, «Коммунист», 1984, № 3) Э утверждал, что система образования должна быть основана на преемственности возрастных периодов развития детей при использовании своеобразия каждого периода и при четком переходе ребенка от одного этапа развития к другому Идеи Э - важный теоретич источник подлинного практич реформирования образованияС о ч Развитие речи в дошк возрасте M 1958, Дет психология Развитие ребенка от рождения до семи лет, M 1960 Психология обучения мл школьника, M, 1974, Как учить детей читать M 1976 Психология игры, M, 1978 Достижения и проблемы дальнейшего развития дет психологии в СССР ВП, 1978, № 1, Право детей на счастливое детство и пу ти развития психол знаний о детях в СССР ВП 1979 № 5 Избр психол тр, M, 1989 (библ)Лит Венгер А Л, Слободчи ковВ И.ЭльконинБ Д Проблемы дет психологии и науч творчество Д Б Эльконина,ВП 1988, №3 В В Давыдов.

Значения в других словарях
Эльконин Даниил Борисович

Даниил Борисович Эльконин родился 16 февраля 1904 г. В Полтавской губернии. В 1914 г. Он поступил в полтавскую гимназию, из которой был вынужден уйти через 6 лет в связи с недостатком денег в семье. Несколько следующих лет он работал делопроизводителем Военно-политических курсов, воспитателем в колонии малолетних правонарушителей. В 1924 г. Эльконин был направлен на учебу в Ленинградский институт социального воспитания. Вскоре этот институт был присоединен к ЛГПИ им. Герцена. В 1927 г. Он окончи..

Экспериментальная Педагогика

Направление в психологии и педагогике, ставившее целью всестороннее исследование ребенка и обоснование пед теории экспериментальным путем Возникло в кон 19 в, когда была доказана возможность применения исследоват эксперимента к изучению детей Термин «Э и » предложен в нач 20 в Э Мейма-ном Изучение ребенка в целях построения пед теории предпринималось учеными разных специальностей и велось в неск направлениях изучение закономерностей психич и физич развития подрастающих поколений, исследование ум..

Экспериментальные Школы

Уч-воспитат учреждения, предназначенные для проверки, выработки или обоснования новых для своего времени пед идей, а также практич опыта учителей и педагогов Начали возникать в странах Зап Европы в 17—18 вв В школе в Шарошпатаке (1650—54) под руководством Я А Каменского были реализованы нек-рые его дидактич идеи Т и учреждения А Г Франке, сложившиеся к нач 18 в в Глаухау (Германия), были предшественниками школ реального образования Филантропины (см Филантропизм) способствовали распространению но..

Эмоции

(от лат emoveo - потрясаю, волную), переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе Э проявляются в виде удовольствия, радости, страха и т и Будучи тесно связанными с потребностями, Э отражают в форме непосредств переживаний значимость для субъекта явлений и ситуаций и служат одним из гл механизмов внутр регуляции психич деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей Э представляют собой активное состояние системы спец мозговых структур, поб..

Энциклопедии Детские И Юношеские

Вид дет. Книги, предназначенный для чтения, самообразования и воспитания детей, подростков и юношества. В занимательной науч.-популярной форме Э. Знакомят читателей с окружающим миром, основами науки и техники, историей и культурой, развивают в детях любознательность. Являясь справочниками, они одновременно выполняют роль уч. Пособий и дополняют шк. Учебники.Осн. Требования к дет. Э. Доступность, простота и ясность изложения материала в сочетании с принципами возрастного подхода к читательской а..

Дополнительный поиск Эльконин Даниил Борисович Эльконин Даниил Борисович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эльконин Даниил Борисович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эльконин Даниил Борисович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 25 символа