Эразм Роттердамский, Дезидерии

129

(Erasmus Roterodamus, Desiderius), псевд. Герхарда Герхардса (Gerchard Gerhards) (28.10.1469, Роттердам, - 12.7.1536, Базель), учёный, писатель, богослов, крупнейший представитель христианского гуманизма. В своих многочисл. Трудах стремился синтезировать культурные традиции антич. Древности и раннего христианства. В богословии избегал догматич. Дискуссий, характерных для его времени, стремился толковать Писание в ист. И нравств.-аллего-рич. Смысле. Осуществил первопечатное издание Нового завета (1517) с обширным комментарием и новым лат. Переводом (1519), исправившим многочисл. Ошибки принятого в католич. Церкви текста (Вульгаты). Это издание стало важным шагом на пути к Реформации, к-рую Э. Р., однако, не принял. Он отвергал радикализм М.

Лютера, с к-рым активно полемизировал (трактат «О свободе воли», 1524).Известнейшее из произведений Э. Р. - шутливая декламация «Похвала Глупости» (написана в 1509, впервые напечатана в 1511 в Париже. Лучшее критич. Изд. 1898. Рус. Пер. 1840, 1960). Это своеобразный свод взглядов автора по всем вопросам человеческого существования, покоящийся на двух важнейших для мироощущения Э. Р. Тезисах. Парадоксальная двойственность всех явлений бытия и пагубность любого эксцесса, одержимости, интеллектуальной осле-плённости. Сущность учения Э. Р. - свобода и ясность духа, миролюбие, воздержанность, здравый смысл, образованность, простота. Идеи Э. Р. Получили признание многих наиб, просвещённых людей его эпохи, в частности Т. Мора, с к-рым был связан и личной дружбой.С 1495 Э.

Р. Вёл пед. Деятельность как преподаватель латыни и риторики. Мн. Годы был проф. Кембриджского ун-та. Создал ряд произведений, первоначально предназначавшихся для его собственных учеников и впоследствии многократно переизданных в качестве популярных учебников. В соч. «О двойном изобилии слов и предметов» рассматривались начала риторики, грамматики, стилистики и латыни. «Как писать письма» - всеобъемлющее руководство по эпистолярному жанру. «О правильном произношении лат. И греч. Речи» - своеобразный опыт сравнит, филологии. К сочинениям, написанным в целях обучения риторике, относятся «Сравнения и уподобления», составленные из фрагментов произведений греч. И лат. Античных авторов, а также «Цицеронианец» - диалог о проблеме лит.

Стиля как отражения изменяющейся культуры.Э. Р. Принадлежит также ряд пед. Трудов - «План учения» (1512), «Воспитание христианина» (1514), «О достойном воспитании детей» (1529) и др. Трактат Э. Р. «О приличии детских нравов» (1530) - первое зап.-европ. Сочинение о физич. И нравств. Воспитании детей раннего возраста. Переложение этого трактата (первый рус. Перевод произведений Э. Р.), известное под назв. «Гражданство обычаев детских», появилось в 60-х гг. 17 в. И положило начало особому жанру в рус. Лит-ре.В пед. Трудах Э. Р. Отвергал господствовавшие в школах и ун-тах методы обучения, основанные на зубрёжке и подражании непререкаемым образцам. Воспитание он рассматривал как формирование человека, поскольку, по его убеждению, судьбы людей в решающей степени определяются полученными в молодости образованием и воспитанием.

«Людьми не рождаются, а воспитываются» - таково отличие человека от др. Живых существ. Благодаря разуму люди способны совершенствовать свою природу с помощью свободного образования, основанного на принципе свободы воли (к-рой, по Э. Р., обладают даже дети), мудрости и мастерства наставника. Мн. Пед. Принципы Э. Р. Были новаторскими для своего времени и сохраняют значение по сей день. Это прежде всего система-тич. Упражнение в лит. «сочинительстве» и отработка собственного стиля путём изучения трудов разных авторов и критич. Подхода к ним. Предпочтение инди-видуализиров. Обучения коллективному, не учитывающему различий в характере и способностях обучающихся. Использование принципа состязательности при выполнении заданий. Отказ от наказания и унижения отстающих учеников.

Гума-нистич. Идеи Э. Р. Оказали большое влияние на теорию и практику педагогики.Соч. Desiderii Erasmi Roterodami Opera omnia..., сига et impensis Petri Vander, Logduni Batavorum. 1703—06, [reprint], v. L—10, [L. - Hildesheim, 1961—62]. Opus epistolarum, v. L- 12, Oxf., 1906—58. Opuscula. A Supplement to the opera omnia, ed. By W. K. Ferguson, The Hague, 1933. Literary and educational writings, ed. By Craig R. Thompson, Toronto, 1985. В рус. Пер. - Жалоба мира, в кн. Трактаты о вечном мире,M., 1963. Разговоры запросто, М., 1969. Филос. Произв., M., 1986.Лит. От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, [Сб. Ст.], М., 1969. Маркиш С., Знакомство с Эразмом из Роттердама, М., 1971. Марголен Ж. К., Эразм Роттердамский, «Перспективы», 1994, № 1—2. Huizinga J., Erasmus, Haarlem, 19585.

Smith Р., Erasmus. A studi of life, ideals and place in history, N. Y., 1962. Woodward W. H., Desiderius Erasmus concerning the aim and method of education, N. Y., 19642. Ecker t W. P., Erasmus von Rotterdam, Werk und Wirkung, Bd 1—2, Koln, 1967. Tracy J. D., Erasmus, the growth of a mind, Geneva, 1972. Augustijn C., Erasmus von Rooterdam. Leben, Werk, Wirkung, Munch., 1986. Actes du Colloque international Erasme, Tours, 1986. Geneva, 1990. M a r g o l i n J.-C., Erasme, precepteur de l'Europe, P., 1994. Bibliotheca Erasmiana. Catalogue of the works of Erasmus, v. 1—3, Gent, 1983. А. В Михайлов..

Значения в других словарях
Энциклопедии И Словари Педагогические

Науч. Справочные издания, содержащие систематизиров. Свод знаний по педагогике, образованию и смежным дисциплинам. Осн. Задачи. Раскрытие в сжатом виде теории и практики педагогики в целом или отдельных её дисциплин, описание систем и состояния образования в разных странах, разработка пед. Терминологии. Издания по полноте охвата вопросов педагогики и образования делятся на общие и специальные. По задачам и способам описания терминов - на одноязычные терминологические (или толковые) и языковые (в..

Эпштейн Давид Аркадьевич

[28.3(9.4). 1898, г. Белосток, ныне в Польше, - 2.2.1985, Москва], педагог, химик-методист, акад. АПН СССР (1968. Акад. АПН РСФСР с 1959), проф. (1933), дер техн. Наук (1942). Окончил хим. Ф-т МВТУ (1922). Пед. Деятельность начал в 1920 преподавателем рабфака им. Покровского при 1-м МГУ. В 1925—27 работал в Главпрофобре Наркомпроса РСФСР. С 1930 преподавал в МВТУ, с 1932 - в Воен. Академии хим. Защиты. С 1951 в системе АПН РСФСР (с 1966 АПН СССР). Чл. През. (с 1957), сотрудник Ин-та методов обуч..

Эрдниев Пюрвя Мучкаевич

(р. 15.10.1921, урочище Хуцун Толга, ныне на терр. Красносельского р-на Калмыкии), педагог, математик-методист, акад. РАО (1993. Акад. АПН СССР с 1989), дер пед. Наук (1973), проф. (1972). Засл. Деятель науки РСФСР (1981). На пед. Работе с 1939. Участник Вел. Отеч. Войны. Окончил Барнаульский пед. Ин-т (1949), работал учителем в Алтайском крае. После отмены спецпоселения калмыков (1957) преподавал в Ставропольском пед. Ин-те. С 1964 зав. Кафедрой в Калм. Пед. Ин-те (ныне Калм. Гос. Ун-т) в Элист..

Эриксон (Еrikson) Эрик Хомбургер

(15.6.1902, Франкфурт-на-Майне, - 12.5.1994, Харвич, шт. Массачусетс), амер. Психолог. Психол. Образование получил под руководством 3. Фрейда в Венском психоаналитич. Ин-те (1927- 1933). В 1933 эмигрировал в США, работал в ун-тах Беркли (1939—51), Питсбургском (1951—60), Гарвардском (1960—70. С 1970 почётный проф.).Отказавшись от биологизма классич. Психоанализа, Э. Создал теорию становления личности в условиях социального окружения. Анализ дет. Игр, сравнение воспитания детей в разл. Социокульт..

Дополнительный поиск Эразм Роттердамский, Дезидерии Эразм Роттердамский, Дезидерии

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эразм Роттердамский, Дезидерии" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эразм Роттердамский, Дезидерии, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 30 символа