Эразм Роттердамский, Дезидерии
(Erasmus Roterodamus, Desiderius), псевд. Герхарда Герхардса (Gerchard Gerhards) (28.10.1469, Роттердам, - 12.7.1536, Базель), учёный, писатель, богослов, крупнейший представитель христианского гуманизма. В своих многочисл. Трудах стремился синтезировать культурные традиции антич. Древности и раннего христианства. В богословии избегал догматич. Дискуссий, характерных для его времени, стремился толковать Писание в ист. И нравств.-аллего-рич. Смысле. Осуществил первопечатное издание Нового завета (1517) с обширным комментарием и новым лат. Переводом (1519), исправившим многочисл. Ошибки принятого в католич. Церкви текста (Вульгаты). Это издание стало важным шагом на пути к Реформации, к-рую Э. Р., однако, не принял. Он отвергал радикализм М.
Лютера, с к-рым активно полемизировал (трактат «О свободе воли», 1524).Известнейшее из произведений Э. Р. - шутливая декламация «Похвала Глупости» (написана в 1509, впервые напечатана в 1511 в Париже. Лучшее критич. Изд. 1898. Рус. Пер. 1840, 1960). Это своеобразный свод взглядов автора по всем вопросам человеческого существования, покоящийся на двух важнейших для мироощущения Э. Р. Тезисах. Парадоксальная двойственность всех явлений бытия и пагубность любого эксцесса, одержимости, интеллектуальной осле-плённости. Сущность учения Э. Р. - свобода и ясность духа, миролюбие, воздержанность, здравый смысл, образованность, простота. Идеи Э. Р. Получили признание многих наиб, просвещённых людей его эпохи, в частности Т. Мора, с к-рым был связан и личной дружбой.С 1495 Э.
Р. Вёл пед. Деятельность как преподаватель латыни и риторики. Мн. Годы был проф. Кембриджского ун-та. Создал ряд произведений, первоначально предназначавшихся для его собственных учеников и впоследствии многократно переизданных в качестве популярных учебников. В соч. «О двойном изобилии слов и предметов» рассматривались начала риторики, грамматики, стилистики и латыни. «Как писать письма» - всеобъемлющее руководство по эпистолярному жанру. «О правильном произношении лат. И греч. Речи» - своеобразный опыт сравнит, филологии. К сочинениям, написанным в целях обучения риторике, относятся «Сравнения и уподобления», составленные из фрагментов произведений греч. И лат. Античных авторов, а также «Цицеронианец» - диалог о проблеме лит.
Стиля как отражения изменяющейся культуры.Э. Р. Принадлежит также ряд пед. Трудов - «План учения» (1512), «Воспитание христианина» (1514), «О достойном воспитании детей» (1529) и др. Трактат Э. Р. «О приличии детских нравов» (1530) - первое зап.-европ. Сочинение о физич. И нравств. Воспитании детей раннего возраста. Переложение этого трактата (первый рус. Перевод произведений Э. Р.), известное под назв. «Гражданство обычаев детских», появилось в 60-х гг. 17 в. И положило начало особому жанру в рус. Лит-ре.В пед. Трудах Э. Р. Отвергал господствовавшие в школах и ун-тах методы обучения, основанные на зубрёжке и подражании непререкаемым образцам. Воспитание он рассматривал как формирование человека, поскольку, по его убеждению, судьбы людей в решающей степени определяются полученными в молодости образованием и воспитанием.
«Людьми не рождаются, а воспитываются» - таково отличие человека от др. Живых существ. Благодаря разуму люди способны совершенствовать свою природу с помощью свободного образования, основанного на принципе свободы воли (к-рой, по Э. Р., обладают даже дети), мудрости и мастерства наставника. Мн. Пед. Принципы Э. Р. Были новаторскими для своего времени и сохраняют значение по сей день. Это прежде всего система-тич. Упражнение в лит. «сочинительстве» и отработка собственного стиля путём изучения трудов разных авторов и критич. Подхода к ним. Предпочтение инди-видуализиров. Обучения коллективному, не учитывающему различий в характере и способностях обучающихся. Использование принципа состязательности при выполнении заданий. Отказ от наказания и унижения отстающих учеников.
Гума-нистич. Идеи Э. Р. Оказали большое влияние на теорию и практику педагогики.Соч. Desiderii Erasmi Roterodami Opera omnia..., сига et impensis Petri Vander, Logduni Batavorum. 1703—06, [reprint], v. L—10, [L. - Hildesheim, 1961—62]. Opus epistolarum, v. L- 12, Oxf., 1906—58. Opuscula. A Supplement to the opera omnia, ed. By W. K. Ferguson, The Hague, 1933. Literary and educational writings, ed. By Craig R. Thompson, Toronto, 1985. В рус. Пер. - Жалоба мира, в кн. Трактаты о вечном мире,M., 1963. Разговоры запросто, М., 1969. Филос. Произв., M., 1986.Лит. От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, [Сб. Ст.], М., 1969. Маркиш С., Знакомство с Эразмом из Роттердама, М., 1971. Марголен Ж. К., Эразм Роттердамский, «Перспективы», 1994, № 1—2. Huizinga J., Erasmus, Haarlem, 19585.
Smith Р., Erasmus. A studi of life, ideals and place in history, N. Y., 1962. Woodward W. H., Desiderius Erasmus concerning the aim and method of education, N. Y., 19642. Ecker t W. P., Erasmus von Rotterdam, Werk und Wirkung, Bd 1—2, Koln, 1967. Tracy J. D., Erasmus, the growth of a mind, Geneva, 1972. Augustijn C., Erasmus von Rooterdam. Leben, Werk, Wirkung, Munch., 1986. Actes du Colloque international Erasme, Tours, 1986. Geneva, 1990. M a r g o l i n J.-C., Erasme, precepteur de l'Europe, P., 1994. Bibliotheca Erasmiana. Catalogue of the works of Erasmus, v. 1—3, Gent, 1983. А. В Михайлов..
Дополнительный поиск Эразм Роттердамский, Дезидерии
На нашем сайте Вы найдете значение "Эразм Роттердамский, Дезидерии" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эразм Роттердамский, Дезидерии, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Э". Общая длина 30 символа