Развитие Человека

66

(human development) Р. Ч. На протяжении жизни - новейшая комплексная область эмпирических исслед. И теорет. Осмысления жизненного пути чел. Она включает. А) изучение жизни во всей ее широте - от зачатия до смерти. Б) исслед. Жизни во всей ее глубине - от меняющихся биолог., психол. И социологических ее основ до динамичных проявлений ее в чувствах, мыслях и действиях людей, живущих в разных культурных и ист. Условиях. В) анализ существующих и построение новых теорий времени жизни (жизненного пути чел.), а тж разраб. Комплекса методов для описания, объяснения и предсказания происходящих с возрастом изменений. Г) поиск новых средств оптимизации хода развития на протяжении всей жизни. Главное преимущество перспективы времени жизни заключается в том, что она создает содержательную (имеющую "физ.

Смысл") координатную систему для соотнесения и объединения отдельных возрастных фаз развития и значимых жизненных событий в целостную последовательность челов. Жизни. Широта человеческого развития Осн. Масса научных публикаций, посвященных Р. Ч. На протяжении жизни, появилась после 1970-х гг. Анализ этих публикаций показывает, что тремя фазами жизни чел., требующими наиболее активного изучения, яв-ся взрослость (занимающая примерно две трети времени жизни), старость, попадающая в сферу интересов геронтологии, и смерть (включая процесс умирания), составляющая предмет танатологии. Сторонникам подхода к развитию в перспективе времени жизни исслед. Старения и умирания представляется не менее важным, чем исслед. Младенчества и рождения, поскольку для "привязки к ландшафту" и указания "маршрута жизни" необходимо определить не только начальную, но и конечную точку жизни, и поскольку в наше время благополучная и здоровая жизнь существенно большей доли населения высокоразвитых стран, но предварительным расчетам, может продолжаться после перехода 80-летнего и, возможно, далее 100-летнего рубежа.

Предикторы благополучного старения, определяемого как доживание до 75 лет с сохранением хорошего здоровья и чувства субъективного благополучия, включают счастливую и здоровую жизнь до наступления старости, высокий доход и высшее образование, соц. Активность (особенно членство в различных орг-циях) и сохранение статуса одинокого или состоящего в браке чел. В противоположность вдовству, раздельному проживанию или разводу. Совр. Наука о взрослости - набирающая силу и продолжающая развиваться отрасль знания. Изучение развития взрослых людей все более ориентируется на перспективу жизненного пути по мере выявления в лонгитюдных исслед. Влияний младенчества и детства на последующую жизнь. В то же время изучение характеристик стареющего населения заставляет исследователей все больше продвигаться назад во времени в поисках предикторов благополучного и неблагополучного старения.

В перспективе жизненного пути взрослость рассматривается как время значительного роста и громадных перемен. Умирание и смерть - наименее исследованная область челов. Опыта. В истории человечества был период, характеризуемый формой совместного и лишенного напряженности сосуществования живых, умирающих и умерших. Согласно Ф. Арьесу, в эпоху средневековья (V-XII вв.) умерших хоронили в церковных дворах, к-рые одновременно были местами общественных собраний и игровыми площадками. Умирание было спокойным и ожидаемым. Родные и близкие, включая детей, собирались вместе, чтобы увидеть своими глазами процесс перехода в мир иной. Следующий ист. Период (XII-XIX вв.) свидетельствовал о процессе постепенного разделения живых и умерших.

С появлением нового христианского убеждения, согласно к-рому Страшный суд вершится не в момент физ. Смерти, а во время второго пришествия Христа, кладбища были перенесены подальше от церковных земель, над индивидуальными могилами стали сооружаться надгробия с персонализированными надписями, а публичное оплакивание усопших превратилось в традицию. Наконец, третий взгляд на смерть, возобладавший примерно в 1930 г. (особенно в США) и просуществовавший с незначительными изменениями до 1970-х гг., окончательно отделил живых от умерших. Большинство людей, вероятно, согласились бы лечь в больницу с намерением умереть в уединении, вдали от родных и близких, окруженные чужими людьми и сложнейшей электронной аппаратурой.

Возможно, именно в рез-те сочувственной реакции на тяготы умирающего в одиночестве чел. И произошло повышение интереса к процессу умирания. Вряд ли кто-то уловил самую суть конечного смысла умирания лучше, чем это сделала Элизабет Кюблер-Росс. Выделенные ею 5 стадий умирания (отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие) могут тж рассматриваться как стадии жизни, в одном ряду с ее осн. Кризисами - ступенями, поднимаясь по к-рым, чел. Учится жить, любить и творить. Глубина человеческого развития В рамках осн. Дисциплины "Р. Ч. На протяжении жизни" такая субдисциплина, как "Психология Р. Ч. На протяжении жизни" обеспечивает наибольшую глубину и широту изучения развития. Она охватывает когнитивное (научение, мышление, язык и интеллект), эмоциональное и соц.

Развитие, признавая (правда, только на словах) биолог., ист. И кросс-культурные детерминанты. Недавно появившаяся ориентация на перспективу времени жизни в социокультурных дисциплинах отражается в социологии, культурной антропологии и кросс-культурной психологии. Детерминанты челов. Поведения, имеющие отношение к истории, теперь наконец-то анализируются психоаналитиками, использующими те же архивы, какими пользуются историки. Они задаются вопросом, как каждое поколение родителей и детей порождало те проблемы, к-рые впоследствии проявлялись в виде драм и трагедий личной и общественной жизни. Напр., Л. Демоз предполагает, что на протяжении последних 2400 лет тип отношений между родителями и детьми кардинально менялся шесть раз.

Каждая стадия отражает существенное улучшение в воспитании ребенка. 1. Инфантицидный тип (с древности до IV в. Н. Э.). На этой стадии родители запросто избавлялись от забот о нежеланных детях, убивая их. Морили голодом, душили, закапывали в землю или бросали в безлюдных местах. 2. Отказывающий тип (IV-XIII вв.). В сознании людей укрепилось мнение, что у младенцев есть душа, и потому их нельзя убивать. Теперь детей стали оставлять кормилицам, отдавать на воспитание в мужские и женские монастыри или в чужие семьи, либо сбывать в богатые дома в качестве слуг. В собственной семье ребенок рос в суровом климате, находясь, по существу, в эмоциональной изоляции и подвергаясь физ. Насилию. 3. Амбивалентный тип (XIV-XVII вв.). Амбивалентное отношение (одновременно испытываемые влечение и неприязнь) к собственным детям возникло вследствие того, что родители впустили детей в свою эмоциональную жизнь.

Поскольку дети теперь составляли неотъемлемую часть родительского опыта, их приходилось "переделывать", применяя ласку и силу, чтобы они соответствовали родительским Я-образам. 4. Интрузивный тип (XVIII в.). На детей стали смотреть более объективно, ибо они выглядели теперь менее опасными в силу того, что у родителей поубавилось негативных чувств, к-рые они проецировали на них. Родители имели возможность больше любить своих детей, что привело к зарождению педиатрического просвещения и гос. Образования. 5. Социализирующий тип (XIX - середина XX вв.). Полностью сложилась общепринятая концепция совр. Детства. Особые и пролонгированные потребности детей теперь признаются родителями и об-вом. Приняты законы о детском труде и защите детства, и отцы начинают участвовать в повседневном уходе за ребенком.

6. Помогающий тип (с середины XX в. По настоящее время). С направляющей помощью любящих и знающих родителей дети становятся активными руководителями или полноправными участниками своего собственного развития. Интеграция всех значимых детерминант челов. Развития - оптимальная стратегия исслед. Р. Ч. На протяжении жизни. Теории и методы изучения развития на протяжении жизни На данный момент мы не располагаем сколько-нибудь удовлетворительными теориями или методами изучения развития на протяжении жизни. Существующие теории, к-рые обладают потенциальными возможностями расширения до перспективы времени жизни, можно разделить на 2 широкие категории. Механические и организменные. Механический подход сводится к трем исходным предположениям.

А) в сущности, развитие обусловлено либо наследственностью, либо жизненным опытом (хотя на словах может признаваться нек-рое влияние жизненного опыта в первом случае и наследственности во втором). Б) чел. Играет, по существу, пассивную или реактивную роль. В) развитие состоит из последовательности малых, хотя и измеримых, положительных или отрицательных приращений. Три исходных предположения противостоящего ему организменного подхода формулируются следующим образом. А) развитие происходит в рез-те взаимодействия опыта и генетических факторов. Б) самым важным источником развития яв-ся активность самого развивающегося чел. В) развитие состоит из предсказуемой, неизменной последовательности качественно различающихся стадий.

Возможно, растущее осознание того, что люди - это активные и вместе с тем реактивные существа, приводит к постепенному объединению этих расходящихся воззрений в более мощные сочетанные теории, такие как теории Дж. Боулби, соединившего психоан. С этологической эволюционной теорией (осн. На исслед. Животных), и А. Бандуры, объединившего теорию научения с когнитивным подходом. В области методологии исслед. В перспективе времени жизни непрерывно ведется поиск способов расширить временные границы. При использовании стандартного метода поперечных срезов все измерения в разных возрастных группах (представляющих определенный отрезок времени жизни) проводятся только один раз и примерно в одно время. Существенная проблема заключается в том, что развитие меняется в зависимости от возраста и ист.

Жизненного опыта. Стандартный лонгитюдный метод предполагает повторение измерений в одной и той же возрастной группе на разных этапах ее жизненного цикла. Главная проблема здесь в том, чтобы определить, связаны ли наблюдаемые изменения с возрастным развитием или же обусловлены совершенствованием умений в процессе многократного прохождения одних и тех же тестов. Эти источники ошибок можно существенно уменьшить путем сочетания обоих методов в комплексном - поперечно-продольном (когортно-последовательном) - анализе. Сущность этого комбинированного плана состоит в регулярном (через заданный интервал времени) присоединении к изначально изучаемой группе новых участников исслед., представляющих разные возрастные группы.

См. Также Развитие в подростковом и юношеском возрасте, Развитие взрослых, Развитие младенца, Развитие на протяжении жизни, Средний возраст, Неонатальное развитие, Танатология Дж. О. Лаго.

Значения в других словарях
Развитие Социального Поведения Людей

(development of human social behavior) Соц. Поведение занимает в жизни людей наиважнейшее место, и потому его развитие требует внимания. Соц. Поведение включает не только взаимодействие чел. С др. Людьми, но и с миром вещей, к-рые приобрели свое смысловое значение и статус благодаря обычаям и традиционным занятиям, свойственным определенной культуре. Р. С. П. Л. Зависит и не отстает от развития таких биолог. И психол. Процессов, как созревание, восприятие, внимание, память и научение, между тем ..

Развитие Умственное: Уровень

- совокупность знаний, умений и сформированных при их усвоении умственных действий. Свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений. Наличный уровень развития умственного - это состояние познавательных и творческих возможностей индивида. Информация об уровне развития умственного может быть получена путем длительных психолого-педагогических наблюдений или же путем проведения диагностических испытаний с помощью специальных методи..

Развитие Эволюционное

- медленное и достаточно устойчивое изменение в психике и поведении ребенка в периоды развития возрастного между его кризисами возрастными (=>. Теория развития эволюционная).. ..

Развитие Эго

(ego development) Разные авторы употребляют термин "Р. Э." по-разному. Большинство психоаналитиков используют его в одной из трех областей. А) при описании периода формирования чувства собственного Я, или эго, в первые 2-3 года жизни. Б) при описании развития всех функций эго, включая то, что X. Гартманн наз. "бесконфликтной сферой эго", т. Е. Локомоцию, речь и т. П. В) при описании таких аспектов Р. Э., к-рые Э. Эриксон охарактеризовал как психосоциальные задачи, вплетенные в психосексуальное р..

Дополнительный поиск Развитие Человека Развитие Человека

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Развитие Человека" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Развитие Человека, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 17 символа