Экспериментальное Обучение

97

(англ. Experimental education) - один из современных методов исследования психолого-дидактических проблем. Различают 2 вида Э. О. - индивидуальный обучающий эксперимент, уже прочно вошедший в науку, и коллективное Э. О., которое широко стало использоваться в психологии и педагогике лишь в 1960-х гг.Обучающий эксперимент позволяет не только констатировать уже сложившиеся особенности психических процессов у человека, но и целенаправленно формировать их, достигая определенного уровня и качества. Благодаря этому можно экспериментально изучать генезис восприятия, внимания, памяти, мышления и др. Психических процессов. Теория психических способностей как прижизненно складывающихся функциональных систем мозга {А. Н. Леонтьев), теория поэтапного формирования умственных действий (П.

Я. Гальперин) и ряд др. Теорий, созданных в отечественной психологии, опирались на данные, полученные в основном с помощью обучающих экспериментов.Коллективное Э. О. Проводится в масштабе целых групп детского сада, классов школы, студенческих групп и т. П. Организация таких исследований прежде всего связана с потребностями педагогики и психологии в углубленном изучении влияния обучения на психическое развитие человека, в частности в изучении возрастных возможностей развития психики человека при разных условиях его деятельности (исследования Л. В. Занкова, Г. С. Костюка, А. А. Люблинской, Б. И. Хачапуридзе, Д. Б. Эльконина и др.). Раньше эти проблемы разрабатывались на массовом материале применительно к системе условий, стихийно складывающихся и доминирующих в данных конкретно-исторических обстоятельствах.

Получаемые при этом сведения об особенностях психического развития человека нередко абсолютизировались, а источники развития этого процесса порой усматривались лишь в более или менее постоянной психологической природе самого индивида.Основная задача Э. О. Состоит в существенном изменении и варьировании содержания и форм учебной деятельности человека с целью определения влияния этих изменений на темпы и особенности психического (в частности, умственного) развития человека, на темпы и особенности формирования его восприятия, внимания, памяти, мышления, воли и т. П. Благодаря этому можно исследовать внутренние связи, существующие между обучением и развитием, описывать разные типы этих связей, а также находить условия учебной деятельности, наиболее благоприятствующие психическому развитию в том или ином возрасте.

В процессе Э. О. Можно сформировать, напр, такой уровень интеллектуальной деятельности ребенка, который нельзя наблюдать у него при обычной системе преподавания.Проведение Э. О. В целых коллективах (группах, классах или их комплексах) обеспечивает регулярность, систематичность и преемственность необходимых обучающих воздействий, также дает разнообразный массовый материал для его дальнейшей статистической обработки. Собственно Э. О. Должно удовлетворять некоторым специфическим требованиям, вытекающим из необходимости соблюдать основные жизненные интересы испытуемых. Эти исследования не должны вредить духовному и нравственному здоровью участвующих в них людей. В экспериментальных группах, классах и школах создаются и поддерживаются наиболее благоприятные условия учебной деятельности.Методика Э.

О. Имеет след. Основные черты. 1) его содержание и способы проведения тщательно планируются заранее. 2) подробно и своевременно фиксируются особенности процесса и результаты такого обучения. 3) с помощью особых систем заданий регулярно определяется как уровень усвоения учебного материала, так и уровень психического развития испытуемых на разных этапах Э. О. 4) эти данные сопоставляются с теми, которые были получены при обследовании контрольных групп и классов, занимающихся в условиях, которые принимаются за обычные.В сочетании с индивидуальным обучающим экспериментом коллективное Э. О. Все шире используется в психологии и дидактике как особый метод исследования сложных процессов психического развития человека. См.

Также Развивающее обучение..

Значения в других словарях
Экспериментально-психологические Методы

Способы экспериментально-психологического исследования психических свойств человека (памяти, внимания, темпа сенсомоторных реакций, уровня и характера протекания мыслительной деятельности, аффективно-личностных свойств). В психиатрии имеют вспомогательное диагностическое значение. С этой целью в патопсихологии применяют методики типа функциональных проб (предъявление обследуемому задания, моделирующего проблемную ситуацию, разрешение которой он должен найти) и психологических тестов, в которых и..

Экспериментальное Исследование

(Experimental research). Исследование, которое выявляет информацию о причинно-следственных связях, манипулируя одним или несколькими факторами (неизвестными переменными) и контролируя (оставляя неизменными) другие.. ..

Экспериментальное Угасание

См. Угасание.. ..

Экспериментальные Исследования Памяти

(memory experiments) В одной из ранних работ У. Бернхем описал эксперим. Методы измерения памяти в отношении вербального или визуального материала, к-рые включали метод воспроизведения, введенный Германом Эббингаузом, и метод узнавания, используемый ранее Эрнстом Вебером в своих психофизических экспериментах по последовательному сравнению длины линий и тяжестей. В более совр. Исслед. Сохранения и вспоминания также измерялось время, затрачиваемое на сравнение элемента, фигуры или предложения при ..

Дополнительный поиск Экспериментальное Обучение Экспериментальное Обучение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Экспериментальное Обучение" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Экспериментальное Обучение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 26 символа