Протасий, игумен Чухломского Покровского монастыря

100

Протасий (сер. – 2-я пол. XVI в.) – игумен Чухломского Покровского монастыря, составитель Жития Авраамия Галицкого (Чухломского). Весьма скудные и в значительной степени предположительные сведения о Протасий реконструированы В. О. Ключевским. Ключевский предполагает, что в 40-х гг. XVI в. П. Был игуменом Павлова Обнорского монастыря и при нем в 1546 г. Были открыты мощи Павла Обнорского. До игуменства в Павловом Обнорском монастыре П. Составил записи о Сергии Нуромском (не сохранившиеся), на основе которых инок Иона в 1584 г. Написал Житие Сергия Нуромского. Из Павлова монастыря П. Перешел в Успенский монастырь около Галича, а потом в Покровский монастырь около Чухломы. Оба этих монастыря – два из четырех монастырей, основанных Авраамием в Галичской земле в сер.

– 2-й пол. XIV в. (Авраамий умер в 1375 г.). Из грамоты Покровского Чухломского монастыря 1551 г. Видно, что игуменом монастыря в это время был П. (АИ. Т. 1. С. 185). В близкое к этому году время П., по-видимому, и составил Житие Авраамия Галицкого, которое носит заглавие. «Месяца июля в 20 день, житие и жизнь и преставление преподобнаго и богоноснаго отца нашего Авраамия, игумена городецкаго чюдотворца, в Чухломском уезде, на Городке, и о явлении ему чюдотворныя иконы пречистыя богородицы, и о составлении обители, в нем же имать и от божественных чюдес его». П. Пишет, что в основу составленного им Жития он положил имевшиеся в монастыре старые записи. «И вопросившу ми иноков тоя святыя обители благоговейных и многолетных, есть ли каково списание о житии и о пришествии на место сие преподобного Авраамия.

Иноцы же тоя святыя обители принесоша ми мало нечто написано о житии преподобного Авраамия ветхо и издранно, аз же едва прочтох и известно изверихся о житии преподобного. Не токмо же от писания сего, но и сам своима очима видех от святаго его гроба многая чюдеса». С. П. Розанов обнаружил в одном из списков Жития Авраамия Смоленского такие сведения об Авраамий, которые, как он считает, относятся не к Авраамию Смоленскому, а к Авраамию Галицкому (Чухломскому). По мнению Розанова, обнаруженный им текст – отрывки из первоначального вида Жития Авраамия Галицкого, который лег в основу сочинения П. Розанов предполагает, что П. Был также автором Жития Павла Обнорского. Текст Жития Авраамия не издан, оно не исследовано.Лит.

Ключевский. Древнерусские жития. С. 276. Барсуков. Источники агиографии. Стб. 6–7. Строев. Словарь. С. 318–319. Розанов С. П. Отрывки из неизвестной древнейшей редакции Жития Авраамия Галичско-Городецко-Чухломского // РФВ. 1912. № 3 (отд. Отт. 11 с.). Будовниц. Монастыри на Руси. С. 149–152..

Значения в других словарях
Пролог

Пролог – древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, или синаксарей. П. Имеет календарный характер. Жития святых расположены в нем в соответствии с днями их церковной памяти. На каждый день года обыкновенно приходится несколько житий и памятей святых. Проложные жития отличаются исключительной краткостью и сухостью изложения (ср. Минеи). П. Был переведен в Киевской Руси как необходимое пособие при богослужении, но уже в домонгольское время пополнился м..

Пророчества еллинских мудрецов

Пророчества еллинских мудрецов – статья, встречающаяся в хронографах и сборниках XVI–XVIII вв. И представляющая собой собрание предсказаний античных философов и писателей – Аристотеля, Платона, Гомера, Менандра, Еврипида и др., а также Сивилл и некоторых библейских персонажей (например, Иисуса Сирахова, волхва Валаама) о грядущем воплощении Иисуса Христа, рождении его от девы Марии. Источниками статьи являлись, очевидно, неизвестный переводной памятник, содержавший псевдоизречения «еллинских муд..

Прохор, епископ Ростовский

Прохор (ум. 7. IX. 1328) – епископ Ростовский, предполагаемый автор Жития митрополита Петра и похвального ему слова. П. Был поставлен в епископы ростовские митрополитом Петром в 1311 г. После смерти митрополита Петра (21 декабря 1326 г.) до приезда на Русь митрополита Феогноста (1328 г.), по-видимому, возглавлял русскую церковь. 14 августа 1327 г. Освятил в Москве собор в честь успения богородицы, строительство которого было начато 4 августа 1326 г., при митрополите Петре, князем Иваном Данилови..

Пчела

Пчела – переводной сборник изречений и кратких исторических анекдотов, распространенный в древнерусской книжности. Изучение древнерусской П. С точки зрения ее состава, композиции и особенностей перевода может быть продуктивным лишь при сопоставлении ее с греческим оригиналом. Если В. Семенов, издатель пергаменого списка П., напечатал древнерусский текст параллельно с греческим текстом, контаминированным из разных рукописей, то А. В. Михайлов и М. Н. Сперанский поставили своей целью обнаружить на..

Дополнительный поиск Протасий, игумен Чухломского Покровского монастыря Протасий, игумен Чухломского Покровского монастыря

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Протасий, игумен Чухломского Покровского монастыря" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Протасий, игумен Чухломского Покровского монастыря, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 50 символа