Пророчества еллинских мудрецов

90

Пророчества еллинских мудрецов – статья, встречающаяся в хронографах и сборниках XVI–XVIII вв. И представляющая собой собрание предсказаний античных философов и писателей – Аристотеля, Платона, Гомера, Менандра, Еврипида и др., а также Сивилл и некоторых библейских персонажей (например, Иисуса Сирахова, волхва Валаама) о грядущем воплощении Иисуса Христа, рождении его от девы Марии. Источниками статьи являлись, очевидно, неизвестный переводной памятник, содержавший псевдоизречения «еллинских мудрецов» (статьи с приписываемыми им изречениями известны в греческих рукописях), а также Сказание Афродитиана, Сказание о Ермии, Палея историческая, Сказание о Сивиллах. Форма статьи – собрание пророчеств различных лиц – делала состав ее подвижным и легко изменяемым.

Несмотря на это представляется возможным разделение сохранившихся списков на две редакции. Хронографическую, находящуюся в составе Хронографа Русского редакций 1512 и 1617 гг., и редакцию сборников, раньше всего читающуюся в сборнике ГПБ, Соф. Собр., № 1468, написанном рукою Гурия Тушина в 1523–1526 гг. Отличительными признаками хронографической редакции являются отсутствие в ней предсказаний Сивилл и обоснование устами «еллинских мудрецов» не только учения о воплощении Христа, но и догмата Троицы. Характерные черты второй редакции – включение в текст проречений Сивилл и акцент на теме воплощения Христа. В появлении и распространении в русской литературе П. Проявилось стремление русской церкви использовать античное наследие в своих интересах – подкрепить одно из основных положений христианской религии авторитетом деятелей античности.

И хотя при этом учение и взгляды античных философов и писателей извращались, тем не менее обращение к их именам свидетельствовало о наличии в русском обществе XVI–XVII вв. Интереса к античной культуре и ее обаянии даже в глазах идеологов русской феодальной церкви. В сер. XVI–XVII вв. Изображения «еллинских мудрецов» и Сивилл появляются в росписях некоторых церквей (раньше всего – в 1564 г. – в галерее Благовещенского собора в Кремле). «Еллинские мудрецы» изображены с развернутыми свитками в руках, в которых помещены приписываемые «мудрецам» предсказания о воплощении Христа. Внесение в росписи церквей изображений античных философов и писателей было обусловлено теми же мотивами, что и появление статьи П. Изображения «еллинских мудрецов» известны и в стенописи Балканских стран.Изд.

Кириллова книга. М., 1644. Л. 115 об.–117 об. Франко. Апокрифы. 1899. Т. 2. С. 33–35. ПСРЛ. СПб., 1911. Т. 22, ч. 1. С. 164–165. Казакова Н. А. «Пророчества еллинских мудрецов» и их изображения в русской живописи XVI–XVII вв. // ТОДРЛ. М. Л., 1961. Т. 17. С. 367–368..

Значения в других словарях
Притча о кралех

См. Повесть о создании и попленении Тройском. ..

Пролог

Пролог – древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, или синаксарей. П. Имеет календарный характер. Жития святых расположены в нем в соответствии с днями их церковной памяти. На каждый день года обыкновенно приходится несколько житий и памятей святых. Проложные жития отличаются исключительной краткостью и сухостью изложения (ср. Минеи). П. Был переведен в Киевской Руси как необходимое пособие при богослужении, но уже в домонгольское время пополнился м..

Протасий, игумен Чухломского Покровского монастыря

Протасий (сер. – 2-я пол. XVI в.) – игумен Чухломского Покровского монастыря, составитель Жития Авраамия Галицкого (Чухломского). Весьма скудные и в значительной степени предположительные сведения о Протасий реконструированы В. О. Ключевским. Ключевский предполагает, что в 40-х гг. XVI в. П. Был игуменом Павлова Обнорского монастыря и при нем в 1546 г. Были открыты мощи Павла Обнорского. До игуменства в Павловом Обнорском монастыре П. Составил записи о Сергии Нуромском (не сохранившиеся), на осн..

Прохор, епископ Ростовский

Прохор (ум. 7. IX. 1328) – епископ Ростовский, предполагаемый автор Жития митрополита Петра и похвального ему слова. П. Был поставлен в епископы ростовские митрополитом Петром в 1311 г. После смерти митрополита Петра (21 декабря 1326 г.) до приезда на Русь митрополита Феогноста (1328 г.), по-видимому, возглавлял русскую церковь. 14 августа 1327 г. Освятил в Москве собор в честь успения богородицы, строительство которого было начато 4 августа 1326 г., при митрополите Петре, князем Иваном Данилови..

Дополнительный поиск Пророчества еллинских мудрецов Пророчества еллинских мудрецов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пророчества еллинских мудрецов" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пророчества еллинских мудрецов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 30 символа