Анабаптисты

66

"перекрещенцы" (от греч. 'anabaptizo - перекрещиваю), - секта в христианстве, требовавшая крещения в сознат. Возрасте, когда, по их вероучению, только и возможно "истинное" приобщение к христ. Вере. В 16 в. А. - участники религ.-политич. Движения, возникшего в Европе накануне Крест. Войны 1524-25 в Германии, одно из наиболее демократич. Течений Реформации. Движение А., ограниченное вначале рамками церк. Догматики и обрядности (отказ А. От церк. Организации, от икон, таинств и т. П.), вскоре стало формой революц. Движения крестьянско-плебейских масс. А. Отрицали необходимость всех духовных и светских властей, осуждали богатство и социальное неравенство, отказывались от ношения оружия, принятия присяги и занятия обществ. Должностей.

Отражая чаяния бедноты, они призывали к введению общности имущества, верили в т. Н. "второе пришествие Христа" и скорое установление на земле тысячелетнего "царства божия" - строя социальной справедливости, к-рый они противопоставляли феод. Порядкам. Но их требования общности имущества ограничивались лишь сферой потребления, не затрагивая средств произ-ва, и, т. О., не выходили за рамки уравнительно-потребительского "коммунизма".Первые А. Появились в Швейцарии в 1519. Разойдясь с У. Цвингли по догматич. Вопросам, а также по вопросу о дальнейшей демократизации гор. Управления и о социальных реформах они подверглись преследованиям в Цюрихе и др. Кантонах. Несмотря на преследования, общины А. Распространились в Центр. И Зап.

Европе, встречая в крестьянско-плебейских массах благодатную среду. Осн. Масса А. Состояла из бедных ремесленников, подмастерьев (особенно много А. Было среди горнорабочих и ткачей), крестьян, отчасти представителей интеллигенции и революционно настроенных элементов бюргерства. Разнородный социальный состав определил наличие среди А. Революц. И пассивного, радикального и умеренного направлений (до 40 оттенков), по-разному искавших пути к "царству божию". Революц. Течение А. Ведет свое начало от выступления в Цвиккау (Саксония) Н. Шторха, М. Штюбнера и др. (т. Н. "цвиккауские пророки"), к-рые находились под влиянием Т. Мюнцера и против к-рых резко выступил М. Лютер. Поддержанные Мюнцером, А. Приняли активное участие в Крест. Войне 1524-25 в Германии.

А. Повсюду подвергались суровым преследованиям, причем в жестокостях против них соперничали католики, лютеране, кальвинисты и цвинглиане (десятки тысяч жертв). После крест. Войны центром А. Становится Страсбург, где движение А. Возглавил скорняк Мельхиор Гофман, усиливший в учении А. Его мистическую сторону. Он предсказывал пришествие Христа на 1533. Тогда же, по его мнению, должны были появиться и апостолы, чтобы создать в Страсбурге Новый Иерусалим - "царство божие". После ареста Гофмана движение А. Возглавили пекарь Ян Маттис из Гарлема и портной Ян Бокельзон (см. Иоанн Лейденский). Они действовали в Нидерландах, а затем в Мюнстере (Сев. Германия), где сосредоточились самые воинств. Силы А., удерживавшие власть в городе в 1534-35.

А. Оказывали упорное сопротивление феод. Реакции и в условиях осады провели в Мюнстере ряд уравнительных мероприятий. С поражением в 1535 Мюнстерской коммуны движение А. Пошло на спад. Прибежищем их стал северогерм. Г. Росток, где открытая деятельность А. Продолжалась вплоть до 1541. Впоследствии среди А. Возобладали умеренные элементы, проповедовавшие непротивление злу. В Нидерландах примиренч. Элементы А. Возглавил Менно Симонс, по имени к-рого и стала наз. Секта меннонитов. Радикальное направление постепенно выродилось в террористич. Бандитизм, т. Н. Баттенбургское направление. Из Нидерландов А. Проникли в Англию. Важными центрами А. В Европе были также Моравия, Чехия, Венгрия. Ряд анабаптистских сект существует в Америке. Отд. Элементы учения А.

Содержатся в догматике совр. Баптистов, квакеров и нек-рых др. Протестантских сект.Источн. Wiedertäuferakten 1527-1626, bearb. Nach W. Köhler, W. Sohm, T. Sippel, G. Franz, Marburg, 1951. Quellen zur Geschichte der Täufer in der Schweiz, 1, Zürich, 1952.Лит. Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии. Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7. Смирин М. M., Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война, 2 изд., М., 1955. Чистозвонов А. Н., Нидерландская буржуазная революция XVI в., М., 1958. Reachey P., Die soziale Herkunft der Schweizer Täufer in der Reformationszeit, Karlsruhe, 1954. Littell F. H., The anabaptist view of church, Phil., 1952. Smithson R. J., The anabaptists..., Toronto, 1935. Smith C. Н., The story of the mennonites, 3 ed., Newton, 1950.

Gratz D. L., Berneses anabaptists and their american descendants, Scottdale, 1953. Payne E. A., The anabaptists of the 16th century and their influence in the modern world, L., (1949). Zschäbitz G., Zur mitteldeutschen Wiedertäuferbewegung nach dem Grossen Bauernkrieg, В., 1958.H. M. Гольдберг. Ленинград..

Значения в других словарях
Анабаптисты

(от греч. Anabaptízō — вновь погружаю, т. Е. Перекрещиваю) перекрещенцы, последователи одного из наиболее радикальных течений сектантского типа в народном направлении Реформации (См. Реформация) в Западной и Центральной Европе в 16 в. Социальной базой анабаптизма были городское плебейство, крестьянство, радикальные слои бюргерства. Пестрота социального состава предопределила неоднородность социально-политических и религиозно-догматических устремлений движения А. Общим в системе их взглядов было...

Анабаптисты

АНАБАПТИСТЫ (от греч. Anabaptizo - вновь погружаю - т. Е. Крещу вторично) (перекрещенцы), участники радикального сектантского движения эпохи Реформации 16 в., главным образом в Германии, Швейцарии, Нидерландах. Требовали вторичного крещения (в сознательном возрасте), отрицали церковную иерархию, осуждали богатство, призывали к введению общности имущества. Участвовали в Крестьянской войне 1524-26, образовали Мюнстерскую коммуну 1534-35. Разгромлены. Отдельные элементы учения анабаптистов перешли ..

Анабаптисты

Перекрещенцы, общее название членов протестантских групп, отделившихся во времена Реформации от главных течений протестантизма и создававших добровольные религиозные сообщества на основе ревностного соблюдения новозаветных установлений. Термин употреблялся и как оскорбительное наименование всех религиозных радикалов в 16-17 вв. Со стороны католиков, лютеран и реформатов в межконфессиональной полемике. В связи с этим предпочтительнее говорить о различных направлениях движения, к которому относятс..

Анабаптисты

(от греч. Ana - опять, и baptizein - крестить). Последователи секты, требовавшей вторичного крещения над взрослыми, считая крещение детей недействительным.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)(перекрещенцы) секта XVI столетия, по учению которой святость крещения требует, чтобы человек приним. Его сознательно. Поэтому они повторяли крещение над взрослыми.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 19..

Анабаптисты

— приверженцы движения, возникшего в XVI в. В Швейцарии и Германии в ходе Реформации, сторонники Т. Мюнцера (ок. 1490 — 1525). Их объединяла общая оппозиция феодальному строю. Требовали вторичного крещения в сознательном возрасте для создания свободной церкви, которая не признавала вмешательства государства в свои дела. Первое такое крещение взрослых состоялось в Цюрихе в 1525 г. Выступали провозвестниками отделения церкви от государства и религиозной свободы личности. Осуждали богатство, участи..

Ан Чон Гын

(1879 - март 1910) - деятель кор. Нац.-освободит. Движения. После установления япон. Протектората в Корее (1905) был руководителем партиз. Отрядов (Ыйбён) в пров. Канвондо и Хамгёндо. Со спадом партиз. Движения встал на путь индивидуального террора и в окт. 1909 на Харбинском вокзале убил Х. Ито (япон. Генерального резидента в Корее с 1905). Казнен в япон. Тюрьме в Люйшуне (Порт-Артуре).. ..

Ан Чхан Хо

(1878-1938) - деятель бурж.-националистич. Движения в Корее. В 1905 стал одним из зачинателей бурж. Просветит. Движения, к-рое в развитии наук и просвещения видело гл. Средство достижения нац. Независимости Кореи. В 1905 основал свою среднюю школу (Тэсон хаккё) в Пхеньяне, в следующем году - просветит. Об-во "Coy" ("Западный друг"), к-рое после объединения с сев.-кор. Просветительским об-вом "Ханбук хынхакхве" (в 1908) стало называться "Собук хакхве" ("Сев.-зап. Просветит. Об-во"). С запрещением..

Аназат

(арм. - несвободный, неблагородный) - назв. Непривилегиров. Сословий - крестьян, торговцев и ремесленников в раннефеод. Армении.ббл. ..

Анания Ширакаци

Арм. Философ, математик, космограф, географ и историк 7 в. В "Географии" А. Ш. (позднее ошибочно приписывалась Мовсесу Хоренаци) имеется ценное описание Европы, Африки, Азии. Гл. Внимание уделено Передней Азии, в частности Армении. Составил синхронистич. Таблицы евр. Патриархов, перс., римских и арм. Царей, уточнив годы их царствования и отметив наиболее значит, события их правления.Соч. Арм. География VII в. По Р. X., изд. И пер. К. П. Патканов, СПБ, 1877.. ..

Дополнительный поиск Анабаптисты Анабаптисты

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Анабаптисты" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Анабаптисты, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 11 символа