Анимизм

114

(от лат. Anima или animus - душа, дух) - вера в души и духов, к-рые представляются сверхъестеств. Существами, скрывающимися за всеми чувственно воспринимаемыми предметами и явлениями живой и мертвой природы и якобы управляющими ими. Если душа связана в анимистич. Представлении с к.-н. Отдельным предметом или его частью (откуда вера в множественность душ), то духу приписывается самостоят. Существование, обширная сфера действия и способность вселяться в тот или иной объект. Душами-двойниками наделяли не только людей, но и животных, растения и материальные предметы. А. - явление историческое. Он возник в первобытном обществе как порождение ". Бессилия дикаря в борьбе с природой" (Ленин В. И., Соч., т. 10, с. 65). В А. Получили свое выражение дуализм и антропоморфизм, свойств.

Религии. Мир представлялся как бы разделенным на два мира, посюсторонний и потусторонний. Последний населен духами и душами, к-рых первобытные люди первоначально представляли фантастич. Двойниками реальных существ, т. Е. Вполне плотскими существами, питающимися, умирающими и действующими, подобно людям. В процессе длительной "дистилляции" (см. Ф. Энгельс, Людвиг Фейербах..., 1955, с. 16) они приобретали все более воздушный, эфирный облик (тени, эхо и т. П.), превратившись в конце концов в сонм нематериальных образов. Завершилось это развитие верой в единого бога вседержителя. А. - неотъемлемый элемент всякой религии и один из корней идеализма. Пережитки А. Сохранились в вере в загробное существование, в ангелов-хранителей, в нечистую силу, а также и в вещие сны и т.

П. И в спиритуализме совр. Религий, и в абстракциях идеалистич. Философии проявляется та же вера в существование сверхчувственного, сверхъестественного мира, восходящая к первобытному А. От А., являющегося компонентом религии, необходимо отличать анимистическую теорию происхождения религии, введенную в науку Э. Тайлором. Последний, как представитель эволюц. Школы в истории культуры, видел в А. Зародыш и минимум всей религии. По Тайлору, вера в души и духов, представлявшихся нематериальными двойниками людей, возникла в сознании "дикаря-философа" как психологическая иллюзия при попытках объяснить явления сновидений, галлюцинаций, обмороков, смерти. Теория Тайлора ошибочна, потому что вера в сверхъестественное, в т.

Ч. И в духов, - не следствие психологич. Или логич. Ошибок философствующего дикаря-одиночки. Как и вся религия в целом, А. Является ". Фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных" (Энгельс Ф., Анти-Дюринг, 1957, с. 299). Далее, теории Тайлора противоречат мн. Культовые обряды первобытных обществ, напр. Оставление пищи и оружия в могилах, а с другой стороны - связывание покойника, чтобы он не напал на живых, вынесение покойника не через дверь, а через специально проделанное отверстие, чтобы он не нашел дороги домой, и т. П. Очевидно, первоначально люди верили в загробное существование не бесплотной души, а самого мертвеца, нуждавшегося в материальных вещах.

Лишь позднее, с развитием мышления, отражающего развитие общественной практики, усложнились и образы религ. Фантастики, приобретая сверхчувственный характер. Т. О., анимистич. Теория неправильно объясняет и причины возникновения и ход развития религии. Только марксистско-ленинское учение о религии как об идеологич. Надстройке позволяет правильно понять происхождение и развитие А. И реакц. Сущность его пережитков.Лит. Маркс К., Тезисы о Фейербахе, в кн. Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1-4. Энгельс. Ф., Людвиг Фейербах и конец классич. Нем. Философии, M., 1955. Его же, Анти-Дюринг, М., 1957. Ленин В. И., Социализм и религия, Соч., 4 изд., т. 10. Его же, Философские тетради. Конспект книги Фейербаха "Лекции о сущности религии", Соч., 4 изд., т.

38. Лафарг П., Происхождение и развитие понятия души, М., 1923. Плеханов Г. В., О религии и церкви, Избр. Произв., M., 1957. Тэйлор Э., Первобытная культура, М., 1939. Никольский В. К., Происхождение религии, М., 1940. Эншлен Ш., Происхождение религии, М., 1954. Крывелев И. A., К критике анимистич. Теории, "В. Ф.", 1956, No 2. Токарев С. A., Проблема происхождения и ранних форм религии, там же, 1956, No 6. Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М. - Л., 1959. Спиркин А., Происхождение сознания, М., 1960.Б. И. Шаревская. Москва..

Значения в других словарях
Анимизм

(от лат. Anima, animus — душа, дух) вера в существование душ и духов, т. Е. Фантастических, сверхъестественных, сверхчувственных образов, которые в религиозном сознании представляются действующими во всей мёртвой и живой природе агентами, управляющими всеми предметами и явлениями материального мира, включая и человека. Если душа представляется связанной с каким-либо отдельным существом или предметом, то духу приписывается самостоятельное существование, широкая сфера деятельности и способность вл..

Анимизм

АНИМИЗМ (от лат. Anima - animus - душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии.. ..

Анимизм

АНИМИЗМ (от латинского anima, animus - душа, дух), вера в существование душ и духов.. ..

Анимизм

(Animismus) — под этим именем известно учение, введенное в медицину Г. Е. Сталем еще в начале XVIII столетия. По этому учению разумная душа (anima) считается основой жизни. Болезнь по учению Сталя есть реакция души против болезнетворных причин, т. Е. Душа вступает в борьбу с причинами, вызвавшими то или иное заболевание. Врачебное вмешательство должно клониться к устранению причин борьбы, а следовательно, должно помочь душе в ее борьбе с болезнетворными причинами. Последователи Сталя были извест..

Анимизм

(ново-лат., от лат. Anima - душа). 1) философское и физиологическое учение, по которому душевная деятельность принимается за принцип, за основную точку всякой другой деятельности в человеческом теле. 2) (этногр.). Мировоззрение первобытных народов, проникнутое антропоморфизмом, по которому все предметы имеют душу, а все явления природы производятся духами и демонами. Тесно связано с культом предков.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)1) (фи..

Анимизм

Панпсихизм. ..

Анимизм

М.Система представлений о наличии у человека, животных, растений и предметов независимого духовного начала - души. Одухотворение сил и явлений природы.. ..

Анимизм

-а, м. Религиозное представление о независимом существовании духа, души у каждого человека, животного, растения (в первобытных религиях - также у каждой вещи) и о возможности свободного общения человека со своим духом, душой А. Первобытных народов. II прил. Анимистический, -ая, -ое.. ..

Анимизм

Анимизма, мн. Нет, м. (от латин. Anima - душа) (науч.). Форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу.. ..

Анимизм

(от лат. Anima - душа) - картина мира, в которой не только живые, но и неживые (с т. Зр. Современной науки) объекты рассматриваются как живые и одушевленные. Специфическим для А., в отличие от аниматизма, компонентом является представление о существовании отделимых от тела духов (душ), которые представлялись антропоморфно или зооморфно. Выдвинувший концепцию А. Англ, антрополог Э. Б. Тайлор (см. Англ, антропологическая школа) полагал, что А. - это простейшая и первичная форма религиозного сознан..

Анимизм

Вера в души и духов, одна из первичных форм религии.. ..

Анийское Царство

Арм. Феод. Гос-во со столицей в г. Ани (60-е гг. 9 в. - 1045). Возникло в результате объединения Армении Багратидами. Было наиболее крупным и влият. Среди феод. Гос-в ср.-век. Армении. А. Ц. Объединило б. Ч. Армении (Ширак, Айрарат, Аршаруник, Вананд, Гугарк, Сюник). Первым Багратидам (Ашот I, Смбат I, Ашот II Железный) подчинялись также Васпуракан, расположенный в вост. Басс. Ванского оз., и араб. Эмирства, возникшие на Ю. Армении. Ядром А. Ц. Была Ширакская обл., где находились первые резиденц..

Аникет

(Anicetus) - предводитель восстания против римлян в г. Трапезунте (Юго-Вост. Причерноморье) в 69, вольноотпущенник царя Полемена. Был нач. Царского флота. Объединив гор. Бедноту, рабов и окрестные горские племена, захватил и разграбил город, перебил стоявший там гарнизон и сжег рим. Воен. Эскадру. Римский имп. Веспасиан послал против А. Сильный воен. Отряд. Восстание было подавлено, А. Выдан римлянам. Дальнейшая судьба А. Неизвестна.Лит. Болтунова А. И., Восстание Аникета, "ВДИ", 1939, No 2.. ..

Анисимов

Николай Андреевич (1892 - 25.I.1920) - участник борьбы за Сов. Власть в г. Грозном. Чл. Коммунистич. Партии с 1913. С 1914 по 1918 - один из организаторов и руководителей грозненской большевистской орг-ции. После Февр. Революции 1917 - пред. Грозненского совета. Делегат VI съезда РСДРП(б) и 2-го Всерос. Съезда Советов. С окт. 1917 - пред. ВРК Ставропольского гарнизона. С 1918 - на ответств. Воен.-политич. Работе в Красной Армии. Был воен. Комиссаром Ставропольской губ., военно-политич. Комиссаро..

Аниттас

Древнейший хеттский царь Куссара (19-18 вв. До н. Э.), сын царя Питханаса. Завоевал г. Несас, по имени к-рого хетты позднее назвали свой язык неситским, и г. Хаттушаш (позднейшую столицу Хеттского гос-ва). Надпись А. (из Богазкёйского архива) - наиболее архаичный из дошедших до нас памятников хеттского клинописного яз. В Хюйюке найден кинжал с надписью А. На аккадском яз.Лит. Hrozný В., L'invasion des indo-européens en Asie Mineure vers 2000 a. J.-C., "Archiv Orientálni", 1929, v. 1, No 3. Hardy..

Анимизм

АНИМИЗМ (лат. Anima, animus - душа, дух) - система представлений о якобы реально существующих особых духовных, невидимых существах (чаще всего двойниках), которые управляют телесной сущностью человека и всеми явлениями и силами природы. При этом душа обычно связывается с конкретным отдельным ее носителем. Человеком, животным, предметом, растением, а дух представляется самостоятельным, оторванным от конкретного носителя существом, способным влиять на различные предметы. Сам термин А. Впервые ввел..

Анимизм

(лат. Anima, animus — душа, дух) — система представлений о якобы реально существующих особых духовных, невидимых существах (чаще всего двойниках), которые управляют телесной сущностью человека и всеми явлениями и силами природы. При этом душа обычно связывается с конкретным отдельным ее носителем. Человеком, животным, предметом, растением, а дух представляется самостоятельным, оторванным от конкретного носителя существом, способным влиять на различные предметы. Сам термин А. Впервые ввел немецки..

Анимизм

Вера в существование душ и духов. Обязательный элемент большинства религий. В научном мире распространено мнение, что анимизму предшествовала вера во всеобщую одушевленность природы.. ..

Дополнительный поиск Анимизм Анимизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Анимизм" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Анимизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 7 символа