Анимизм
(от лат. Anima или animus - душа, дух) - вера в души и духов, к-рые представляются сверхъестеств. Существами, скрывающимися за всеми чувственно воспринимаемыми предметами и явлениями живой и мертвой природы и якобы управляющими ими. Если душа связана в анимистич. Представлении с к.-н. Отдельным предметом или его частью (откуда вера в множественность душ), то духу приписывается самостоят. Существование, обширная сфера действия и способность вселяться в тот или иной объект. Душами-двойниками наделяли не только людей, но и животных, растения и материальные предметы. А. - явление историческое. Он возник в первобытном обществе как порождение ". Бессилия дикаря в борьбе с природой" (Ленин В. И., Соч., т. 10, с. 65). В А. Получили свое выражение дуализм и антропоморфизм, свойств.
Религии. Мир представлялся как бы разделенным на два мира, посюсторонний и потусторонний. Последний населен духами и душами, к-рых первобытные люди первоначально представляли фантастич. Двойниками реальных существ, т. Е. Вполне плотскими существами, питающимися, умирающими и действующими, подобно людям. В процессе длительной "дистилляции" (см. Ф. Энгельс, Людвиг Фейербах..., 1955, с. 16) они приобретали все более воздушный, эфирный облик (тени, эхо и т. П.), превратившись в конце концов в сонм нематериальных образов. Завершилось это развитие верой в единого бога вседержителя. А. - неотъемлемый элемент всякой религии и один из корней идеализма. Пережитки А. Сохранились в вере в загробное существование, в ангелов-хранителей, в нечистую силу, а также и в вещие сны и т.
П. И в спиритуализме совр. Религий, и в абстракциях идеалистич. Философии проявляется та же вера в существование сверхчувственного, сверхъестественного мира, восходящая к первобытному А. От А., являющегося компонентом религии, необходимо отличать анимистическую теорию происхождения религии, введенную в науку Э. Тайлором. Последний, как представитель эволюц. Школы в истории культуры, видел в А. Зародыш и минимум всей религии. По Тайлору, вера в души и духов, представлявшихся нематериальными двойниками людей, возникла в сознании "дикаря-философа" как психологическая иллюзия при попытках объяснить явления сновидений, галлюцинаций, обмороков, смерти. Теория Тайлора ошибочна, потому что вера в сверхъестественное, в т.
Ч. И в духов, - не следствие психологич. Или логич. Ошибок философствующего дикаря-одиночки. Как и вся религия в целом, А. Является ". Фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных" (Энгельс Ф., Анти-Дюринг, 1957, с. 299). Далее, теории Тайлора противоречат мн. Культовые обряды первобытных обществ, напр. Оставление пищи и оружия в могилах, а с другой стороны - связывание покойника, чтобы он не напал на живых, вынесение покойника не через дверь, а через специально проделанное отверстие, чтобы он не нашел дороги домой, и т. П. Очевидно, первоначально люди верили в загробное существование не бесплотной души, а самого мертвеца, нуждавшегося в материальных вещах.
Лишь позднее, с развитием мышления, отражающего развитие общественной практики, усложнились и образы религ. Фантастики, приобретая сверхчувственный характер. Т. О., анимистич. Теория неправильно объясняет и причины возникновения и ход развития религии. Только марксистско-ленинское учение о религии как об идеологич. Надстройке позволяет правильно понять происхождение и развитие А. И реакц. Сущность его пережитков.Лит. Маркс К., Тезисы о Фейербахе, в кн. Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1-4. Энгельс. Ф., Людвиг Фейербах и конец классич. Нем. Философии, M., 1955. Его же, Анти-Дюринг, М., 1957. Ленин В. И., Социализм и религия, Соч., 4 изд., т. 10. Его же, Философские тетради. Конспект книги Фейербаха "Лекции о сущности религии", Соч., 4 изд., т.
38. Лафарг П., Происхождение и развитие понятия души, М., 1923. Плеханов Г. В., О религии и церкви, Избр. Произв., M., 1957. Тэйлор Э., Первобытная культура, М., 1939. Никольский В. К., Происхождение религии, М., 1940. Эншлен Ш., Происхождение религии, М., 1954. Крывелев И. A., К критике анимистич. Теории, "В. Ф.", 1956, No 2. Токарев С. A., Проблема происхождения и ранних форм религии, там же, 1956, No 6. Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М. - Л., 1959. Спиркин А., Происхождение сознания, М., 1960.Б. И. Шаревская. Москва..
Дополнительный поиск Анимизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Анимизм" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Анимизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 7 символа