Арабская Культура

71

Культура, созданная арабами и др. Народами Бл. И Ср. Востока, Сев. Африки и Юго-Зап. Европы в ср. Века. Осн. Внешний признак этой культуры - араб. Яз. (у ряда народов оставался по преимуществу языком литературным). Термин "А. К." иногда применяют к культуре только араб. Народов на всем протяжении их ист. Развития.А. К. Первоначально сложилась в Зап., Центр. И Сев. Аравии. Ей предшествовала древняя культура Юж. Аравии, население к-рой говорило на сабейском яз. И создало свою письменность. Эта культура, как и культура арамейского населения Сирии, Ливана, Палестины и Ирака, оказала значит. Влияние на А. К. В период ее возникновения. Не позднее 4 в. Сев. Арабы создали свое буквенное письмо, представлявшее собой одну из разновидностей арамейской скорописи.В 7 в.

В Аравии образовалось араб. Теократич. Гос-во, к-рое в результате арабских завоеваний превратилось в обширную феодальную империю - Халифат. Средством культурного и политического общения в Халифате стал араб. Яз.Основываясь на крупных достижениях др.-греч., эллинистич.-рим., арамейской, иранской, индийской, а затем и кит. Культур, арабы и др. Народы, вошедшие и состав Халифата, создали высокоразвитую культуру, оказавшую впоследствии значит. Влияние на др. Страны (в частности, Зап. Европу) и явившуюся крупным вкладом в мировую культуру. Расцвет А. К. Приходится на 8-11 вв. Потребности развивавшегося произ-ва в феод. Халифате вызвали развитие точных и естеств. Наук. Переведенные на араб. Яз. Произв. Др.-греч. И эллинистич. Ученых, в т. Ч. Эвклида и Птолемея, наряду с трудами инд.

Математиков легли в основу араб. Геометрии и астрономии, к-рые были связаны с землемерным делом и мореплаванием, а также с организацией системы искусств. Орошения. Важное значение для развития астрономии имели наблюдения не только ученых в обсерваториях, но и астрологов. В 827 была измерена дуга меридиана и определены размеры земного шара. Успехам математики способствовала воспринятая из Индии десятичная система счисления и соответствующих цифр (включая нуль). Арабам принадлежат введение тригонометрич. Функций (аль-Баттани, 858-929), разработка ряда приемов решения алгебраич. Уравнений 1-й и 2-й степени (особое значение имеют исследования аль-Хорезми (9 в.), уроженца Хивы). Осн. Занятиями араб. Ученых, к-рые, как правило, были энциклопедически образованными людьми, служили теоретич.

Медицина и врачебная практика. В медицину, в основу к-рой легли труды греко-римского врача и естествоиспытателя Галена, а также одного из основоположников античной медицины врача Др. Греции Гиппократа, арабы внесли значит. Вклад. Особое развитие получила офтальмология и связанные с нею достижения геометрич. Оптики. Наибольшее значение имеет труд араб. Ученого Хайсама (965-1035). Свод мед. Знаний дал в своих трудах ар-Рази (864-925). Запросы медицины и связанной с ней фармакологии способствовали развитию химии. Арабы заимствовали изобретенные в Китае компас, бумагу и порох и передали их европейцам. Высокого развития точные и естеств. Науки получили в трудах выдающихся ученых Ср. Азии Ибн Сины (Авиценны, 980-1037) и аль-Бируни (973-1048), писавших на араб.

Яз. Развитие описат. Географии в Халифате обусловливалось интересами адм.-податного управления и торговли. Развивалась и математич. География (тесно связанная с астрономией), основанная на трудах Птолемея. Наибольшую известность приобрели соч. Перса Ибн Хордадбеха (ок. 820 - ок. 912), арабов аль-Масуди (ум. 956) и аль-Мукаддаси (946 или 947 - ок. 1000) и особенно геогр. Энциклопедия Якута (1179-1229), в которой, помимо описания стран и городов Халифата, излагается учение о географических поясах (климатах).Идеологич. Основой не только теологич. "наук", но и истории и философии являлся ислам, как господств. Идеология в Халифате. Арабская (арабоязычная) историография развилась на основе изучения и систематизации преданий о жизни пророка Мухаммеда.

Эти предания, не лишенные тенденциозности, служили источником при разработке житийной (биографич.) лит-ры, или сиры. Наиболее раннее из дошедших до нас произв. Сиры - "Житие посланника аллаха" ("Сират расуль аллах") Ибн Исхака (2-я пол. 8 в.), в обработке араб. Филолога Ибн Хишама (9 в.), - наряду с фактами, не всегда достоверными, содержит легенды и мифы, искажающие ист. Действительность. Из сиры выделилась лит-ра магази - воен. Походов Мухаммеда. Собирались также биографич. И генеалогич. Материалы о сподвижниках и соплеменниках Мухаммеда. Наиболее известны - "Табакат" ("Разряды") Ибн Сада и "Родословия знатных" ("Ансаб аль-ашраф") аль-Белазури.Араб. Историки не ставили вопроса о причинности явлений, объясняя все волей аллаха.

Только немногие из них интересовались экономич. И социальными явлениями (напр., аль-Белазури). Историки Халифата собирали множество устных и письм. Материалов, не смущаясь заключавшимися в них неувязками и противоречиями. Так был составлен ряд хроник-компиляций. Из них наиболее обстоятельная - "История пророков и царей" ("Тарих ар-русул ва ль-мулук") ат-Табари (по происхождению перс. 838 или 839-923) стала образцом для последующих "всеобщих историй" араб. Авторов, включавших мифы о библейских пророках, сведения об иран. Царях, житие Мухаммеда и историю Халифата. После распадения в 9-10 вв. Багдадского халифата стали составляться местные хроники об отд. Династиях, государях и правителях. Истории отд. Городов являлись, как правило, изложением биографий ученых и писателей, живших в этих городах.Араб.

Философия зародилась в сфере мусульм. Богословских споров о божеств. Атрибутах, о самом существе бога, о предопределении и т. П. Представители правоверного ислама (мутакаллимы) в 7-8 вв. Были сторонниками мусульм. Традиции, основывавшейся на Коране и Сунне. Богословы - рационалисты и умеренные свободомыслящие (мутазилиты) - использовали некоторые положения др.-греч. И эллинистич. Философии в борьбе с консервативными противниками. В этой борьбе в нач. 9 в. Возник калам - богословско-филос. Система, непримиримо враждебная светской философии, основывавшейся на неоплатонизме, учениях Платона и Аристотеля. Араб. Сторонники аристотелизма являлись представителями прогрессивной линии в араб. Философии (выходец из Ср. Азии аль-Фараби (870-950) и "философ арабов" аль-Кинди (800-879)).

Они придавали особое значение естествознанию и, хотя не были свободными от религ. Догматизма, признавали возможность раздельного существования философии и религии. Продолжит. Борьба богословия против светской философии получила свое полное выражение в сочинениях консервативного араб. Богослова аль-Газали (1059-1111), ставшего непререкаемым авторитетом для представителей мусульм. Правоверия. Антифеод. Борьба трудящихся получила свое идеологич. Выражение в учениях различных мусульм. Сект. С сектантами были связаны многие прогрессивные философы и поэты, напр. С карматами - басрийские ученые-рационалисты "Братья чистоты" ("Ихван ас-сафа", конец 9 в.).В литературе преобладали традиции доисламской поэзии, которая была собрана и записана араб.

Филологами в 9-10 вв. Наиболее известные сборники - "аль-Хамаса" (9 в.) и "Китаб аль-агани" (10 в.). Придворная поэзия Омейядов и первых Аббасидов отличалась светским характером. В ней встречались даже выпады против мусульм. Культа и ислам. Морали. Абу Нувас, по происхождению перс (ок. 762 - ок. 814), создал гедонистич. И вольнодумную лирику, высмеивающую мусульм. Обрядность. Абу-ль-Атахия в своих стихах обличал безнравственность феодалов, их борьбу за власть и доходы. Высокого уровня достигла араб. Поэзия в произв. Араб. Поэта аль-Мутанабби (10 в.). Против феод. Гнета, неравенства и суеверий выступал араб. Поэт и философ Абу-ль- Ала аль-Маарри (11 в.). Проникнутое "жизнерадостным свободомыслием" лит. Творчество арабов, отмечал Ф. Энгельс, имело большое значение для европ.

Возрождения (см. "Диалектика природы", 1955, с. 4).Высокого развития в Халифате достигла архитектура, создавшая новые типы зданий (мечети, минареты, медресе и др.) и усовершенствовавшая типы дворцов и жилых зданий. Строения часто украшались богатой орнаментацией. Замечательны изделия декоративно-прикладного искусства. В то же время изображение живых существ встречало враждебное отношение со стороны правоверного ислама, что послужило препятствием для развития живописи и скульптуры. Художеств. Миниатюра появилась только в конце ср. Веков, под ирано-инд. Влиянием. К выдающимся памятникам Халифата относятся мечеть аль-Акса (692) и культовое купольное здание Куббат ас-Сахра (688) в Иерусалиме, мечеть Омейядов в Дамаске с декоративными мозаиками (8 в.), мечети и дворцы в Самарре (Ирак) и около нее, укрепл.

Воен. Лагери Каср-аль-Хейр, Мшатта, замок Кусейр-Амра (Сирия) с росписями на бытовые темы. В Египте высоко развились зодчество и декоративно-прикладное иск-во. В Магрибе и на Пиренейском п-ове сложилось т. Н. Мавританское иск-во, давшее замечат. Памятники зодчества (мечети в Кайруане, Тунисе (7-9 вв.) и в Кордове (8-10 вв.), Альгамбра в Гранаде (сер. 13 - нач. 14 вв.)). Значит. Успехи были достигнуты в градостроительстве. Был создан новый тип "круглого города" (Багдад), улучшено водоснабжение, особенно в Каире и Кордове.О развитии муз. Культуры свидетельствуют трактаты аль-Кинди, араб. Энциклопедистов ("Братья чистоты"), Сафи-ад-дина, муз.-теоретич. Труды аль-Фараби и Ибн Сины.К 11 в. В странах уже распавшегося Халифата завершился процесс развития феод.

Отношений. Сельджукские завоевания (11 в.), борьба против крестоносцев (11-13 вв.) и особенно монг. Нашествия в 13 в. Сопровождались уничтожением культурных ценностей и падением произ-ва и культуры. Но в араб. Странах Африки и на Пиренейском п-ове этот период отмечен крупными культурными достижениями. Культура в этих странах была самой высокой и передовой в ср.-век. Европе. Очагами этой культуры являлись ун-ты в Кордове, Севилье, Малаге и Гранаде, где наиболее успешно преподавались математика, астрономия, химия и медицина. Астрономич. Соч. Исп. Арабов стали основой европ. Астрономии. При высоком уровне наук, с их исследовательско-эксперимент. Методом, продолжалось развитие прогрессивной линии философии, создавшей учение о двойств.

Истине и отрицавшей акт сотворения богом вселенной. Это учение было развито Ибн Рошдом (Аверроэсом, 1126-98), оказавшим сильное влияние на зап.-европ. Философию. Другим великим достижением А. К. Этого периода явилась историко-социологич. Теория араб. Историка Ибн Хальдуна (1332-1406). Наблюдалось также значит. Развитие художеств. Лит-ры и особенно мавританского иск-ва (т. Н. Исп.-мавританская керамика). Установление тур. Господства в араб. Странах в нач. 16 в., а в дальнейшем закабаление этих стран колониальными державами препятствовало развитию культуры араб. Народов, а в нек-рых араб. Странах привело к ее упадку. Со становлением капиталистич. Отношений в этих странах произошло культурное Возрождение - нахда (кон. 19 в.). В араб. Странах стали создаваться национальные культуры.

Этот процесс особенно усилился в результате нац.-освободит. Движения, развернувшегося на В. После Окт. Революции в России.Начало историографии А. К. Было положено Ибн Хальдуном, к-рый в своей "Аль-Мукаддима" пытался установить закономерность культурного развития народов Бл. И Ср. Востока. Он изображает развитие А. К. Как результат влияния географич. Фактора и придает особое значение взаимодействию кочевников и оседлого населения.В бурж. Востоковедении первая попытка написать науч. Историю А. К. Была предпринята австр. Востоковедом А. Кремером. В своем труде "Культурная история Востока при халифах" (А. Kremer, Culturgeschichte des Orients unter den Chalifen, Bd 1-2, 1875-77), содержащем мат-лы, взятые из араб. Источников, и не утратившем своего значения поныне, он подверг изучению не только надстроечные явления, особенно интересовавшие его как историка идеалистич.

Школы, но и нек-рые элементы материальной культуры. Г. Вейль (Германия), Ю. Вельхаузен (Германия), У. Мьюр (Англия), А. Мюллер (Германия), К. Юар (Франция), Ф. Хитти (США) касались вопроса А. К. В своих общих трудах по истории арабов, однако не рассматривали А. К. В исследовательском плане. В 1909 вышла науч.-популярная книжка нем. Историка Й. Хелля "Культура арабов" (J. Hell, Die Kultur der Araber). Бурж. Историки-арабисты, особенно 20 в., преувеличивают значение ислама в истории А. К. Это нашло свое выражение, напр., в трудах франц. Историка Kappa де Во "Мыслители ислама" (В. Carra de Vaux, Les penseurs de l'Islam, t. 1-4, 1921-23) и англ. Историка Р. Леви "Социология ислама" (R. Levy, The sociology of Islam, v. 1-2, 1931-33,2 ed. - The social structure of Islam, 1957).

Нек-рые бурж. Историки, прежде всего франц. Семитолог Э. Ренан, вообще отрицают существование А. К. В соответствии с концепцией, угодной колонизаторам, Ренан утверждает, что семитские народы не способны якобы к самостоят. Культурному развитию. Совр. Бурж. Востоковеды рассматривают ислам не только как религию, но и как гос-во (Халифат) и культуру, недооценивают ист. Значение культур отд. Народов (в частности, народов Ср. Азии) и преуменьшают прогрессивную роль идеологии антифеод. Движений. Нек-рые зарубежные востоковеды обращают преимуществ. Внимание не на историю развития, а на процесс упадка А. К. (см. Совместные труды востоковедов Зап. Европы и США. "Наследие ислама" - "The legacy of Islam", ed. By. Th. Arnold and A. Guillaume, 1931, и "Классицизм и культурный упадок в истории ислама" - "Classicisme et déclin culturel dans l'histoire de l'Islam".

Actes du Symposium international d'histoire de la civilisation musulmane (Bordeaux 25-29 juin 1956), org. Par R. Brunschvig et G. E. Von Grunebaum..., 1958).Историки араб. Стран в работах по истории арабов (20 в.) уделяют много места истории А. К., к-рая является для них предметом нац. Гордости. Они подчеркивают при этом культурное превосходство араб. Стран в ср. Века над странами Зап. Европы. До сих пор сохраняет свое значение единственный на араб. Яз. Общий труд по истории А. К., написанный араб. Историком Джирджи Зейданом в нач. 20 в., - "История мусульм. Культуры" ("Тарих ат-тамаддун аль-ислами",т. 1-5, Каир, 1902).В рус. Дореволюц. Арабистике не наблюдалось попыток дать общий обзор истории А. К. Впервые такая попытка была предпринята сов.

Востоковедом В. В. Бартольдом в работах "Культура мусульманства" (1918) и "Мусульм. Мир" (1922). Исключительно важное значение для изучения А. К. Имеют исследования И. Ю. Крачковского, особенно его монография "Араб. Геогр. Лит-ра" (Избр. Соч., т. 4, 1957), в к-рой содержится много мат-лов из вост. Источников по А. К. Им же написана спец. Брошюра "Араб. Культура в Испании" (1937). Сов. Востоковеды рассматривают А. К. В тесной связи с социально-экономич. Отношениями и нар. Движениями в странах Бл. И Ср. Востока. В своих исследованиях они уделяют особое внимание ист. Роли народов сов. Востока в формировании и развитии А. К. (Б. Г. Гафуров, История тадж. Народа, т. 1, 1949. С. П. Толстов, Древний Хорезм, 1948. А. Ю. Якубовский, статьи по истории Ср. Азии, главы "Всемирной истории", т.

3 и 4. Б. Н. Заходер, История вост. Средневековья, 1944. "История стран зарубежного Востока в ср. Века", изд. МГУ, 1957).Лит. (кроме назв. В тексте). Крачковский И. Ю., Избр. Соч., т. 1-6, М.-Л., 1955-60. Крымский А., История арабов и араб. Лит-ры..., ч. 1-3, М., 1911-13. Lévi-Provençal E., Histoire de l'Espagne musulmane, nouv. Éd., t. 1-3, Leiden, 1950-53.E. A. Беляев. Москва..

Значения в других словарях
Арабская культура

средневековая культура, сложившаяся в Арабском Халифате в 7—10 вв. В процессе культурного взаимодействия арабов и завоёванных ими народов Ближнего и Ср. Востока, Сев. Африки и Юго-Зап. Европы. В научной литературе термин «А. К.» употребляется как для обозначения культуры собственно арабских народов, так и в применении к средневековой арабоязычной культуре ряда других народов, входивших в состав Халифата. В последнем значении понятие «А. К.» иногда отождествляют с понятием «мусульманская культур..

Арабо-византийские Войны

Вооруженная борьба между халифатом (Омейядов и Аббасидов) и Византией за господство в М. Азии, Закавказье и на Средиземном м. В 7-10 вв. Начались в конце 1-го этапа арабских завоеваний. В 668-669, 673-678 и 716-717 араб. Войска при поддержке флота предприняли походы через М. Азию на Константинополь и безуспешно осаждали его. В 739 войско визант. Имп. Льва III нанесло арабам решит. Поражение при Акроине (ныне Карахисар), после чего арабы очистили зап. Часть М. Азии. Во 2-й пол. 8 в. Византийцы по..

Арабо-израильская Война 1948-49

Война между араб. Гос-вами Египтом, Ираком, Сирией, Ливаном, Йеменом, Сауд. Аравией и Иорданией, с одной стороны, и Израилем - с другой. Была спровоцирована империалистич. Державами, и прежде всего Англией, использовавшими шовинистич. Устремления израильских бурж.-националистич. Кругов к захвату всей Палестины и изгнанию из нее арабов. Англ. Колонизаторы инспирировали воен. Столкновения между араб. Гос-вами и Израилем, рассчитывая затем выступить в роли "умиротворителя" и "посредника" и продлить..

Арабские Завоевания

Воен. Предприятия племен Аравийского п-ова, осуществленные в 7-8 вв. Под руководством правящей верхушки мусульм. Общины с халифами во главе и завершившиеся установлением врем. Господства араб. Феодализировавшейся аристократии в странах Бл. И Ср. Востока, Сев. Африки и Юго-Зап. Европы. Осн. Причинами А. З. Явились разложение первобытнообщинного (родового) строя, становление классового общества и образование гос-ва, сопровождавшиеся относит. Перенаселением среди кочевников Аравии.Среди сов. Восток..

Арабский Конгресс 1913

(офиц. Назв. - Первый арабский конгресс) - конгресс араб. Обществ. Орг-ций (Партия децентрализации, Бейрутская лига реформ, об-во "Молодая Аравия" и др.), происходивший 18-23 июня в Париже. Созван по инициативе группы араб. Студентов, входивших в тайное об-во "Молодая Аравия". Способствовал активизации деятельности араб. Националистов. По предложению инициативной группы А. К. Должен был рассмотреть вопрос о сопротивлении империалистич. Притязаниям на араб. Страны. Однако под давлением принимавши..

Дополнительный поиск Арабская Культура Арабская Культура

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Арабская Культура" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Арабская Культура, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 17 символа