Будный
Симон (30-е гг. 16 в. - 13.I.1593) - видный деятель польск. И белорус. Культуры 16 в., активный участник реформац.-гуманистич. Движения в Белоруссии, Польше и Литве. Происходил, видимо, из среды мазовских или зап.-рус. Мелких дворян. Окончил Краковский ун-т, был одним из наиболее образованных людей своего времени, хорошо знал др.-греч., лат., итал., слав. И др.-евр. Яз. Свою деятельность начал в 1558 в качестве кальвинистского проповедника во владениях виленского воеводы кн. Николая Радзивилла Черного. В 1562 совм. С несвижским наместником М. Кавечинским и местным пастором В. Крижсковским издал в Несвиже на белорус. Яз. Кальвинистский "Катехизис" (переизд. В "Археографич. Сборнике док-тов, относящихся к истории Сев.-Зап. Руси", т. 7, Вильно, 1870, с.
XVI-XXIV) и "Об оправдании грешного человека перед богом". В изданиях на польск. Яз. Библии (1572) и Нового завета (1574), к-рым предшествовала большая критич. Работа по изучению и сопоставлению списков, Б. Проповедовал уже взгляды антитринитариев. В 1576 Б. Издал в Лоске на польск. И лат. Яз. Свое соч. "О przednieyszych wiary chrystyjanskiey artykulech" (переизд. В "Literature arianska w Polsce XVI w.", (W.), 1959), а позже и др. Работы.В своем учении, облеченном по условиям того времени в религ. Форму антитринитаризма, Б. Развивал рационалистич. Взгляды. Он отрицал божественность природы Христа и необходимость поклонения ему, верил в царство божие на земле, признавал для своих последователей право на занятие обществ. Должностей и употребление оружия.
Б. Резко критиковал пороки католич. И православной церкви. Гуманистич. Идеи Б., тесно связанные с его реформац. Взглядами, находили выражение в утверждении человеч. Личности, разума, в стремлении к положит. Знаниям. Подобно Скарине, Б. Выступал поборником единства культуры слав. Народов. Был лично знаком с первопечатником И. Федоровым и П. Мстиславцем, а возможно, и с Феодосием Косым и его учениками. К нему обращался с посланиями старец Артемий, в свете критики к-рого особенно ярко выступает антицерк. Характер взглядов Б. (см. РИБ, т. 4, с. 1287-328, 1423-432). Идеи Б. Получили отклик гл. Обр. Среди шляхетства, а также нек-рых крупных феодалов Белоруссии и Литвы. Опора на шляхетство обусловила ограниченность социально-политич. Взглядов Б. В противовес крест.-плебейскому крылу антитринитариев, он не требовал уничтожения крепостничества, а ограничивался лишь осуждением злоупотреблений со стороны господ.
Однако на Луцловицком соборе (синоде) 1582, на к-ром преобладали умеренные антитринитарии (социниане), Б. За свои радикальные религ.-филос. Воззрения был осужден как еретик и был вынужден отказаться от своих наиболее рационалистич. Взглядов.Лит. Малышевский И., Подложное письмо половца Ивана Смеры к вел. Кн. Владимиру Святому, в сб. Тр. Киев, духовной академии, т. 2, К., 1876, с. 507-53. Флисс В., Симон Будный и его сектантская и лит. Деятельность в Литве и Зап. Руси, "Христ. Чтение", 1914, сент.-окт., с. 1146-68 и 1286-1316. История Белорус. ССР, т. 1, Минск, 1954, с. 107-109. Порецкий Я. И., Симон Будный - передовой белорус. Мыслитель XVI в., Минск, 1961. Merczyng H., Szymon Budny jako krytyk tekstów biblijnych, Kr., 1913. Zalewski L., Tajemnica Szymona Budnego, Lublin, 1946.
Gorski K., Szymon Budny, в сб. Studia nad dziejami polskiej literatury antytrynitarskiej XVI w., Kr., 1949, s. 140-96. Kot S., Szymon Budny der grösste Häretiker Litauens im 16 Jahrh., в сб. Studien zur älteren Geschichte Osteuropas, Tl 1, Graz - Köln, 1956, S. 64-118.В. И. Корецкий. Москва..
Дополнительный поиск Будный
На нашем сайте Вы найдете значение "Будный" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Будный, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 6 символа