Великая Сибирская Магистраль
Крупнейшая в мире магистральная ж. Д., сооруженная в конце 19 - нач. 20 вв. От Челябинска до Владивостока, длиной в 7416 км. Строительство В. С. М. Началось в 1891. Строилась дорога следующими участками. Уссурийская ж. Д. От Владивостока до ст. Графской в 1891-1897. Западно-Сибирская ж. Д. От Челябинска до р. Оби в 1892-96. Средне-Сибирская ж. Д. От р. Оби до Иркутска в 1893-98. Забайкальская ж. Д. От ст. Мысовая до г. Сретенска в 1895-1900. Кругобайкальская ж. Д. По побережью оз. Байкал в 1900-05, где было устроено 33 туннеля. Первоначально вост. Участок В. С. М. - Китайско-Восточная ж. Д. (КВЖД), 1898-1904, - проходил по Маньчжурии через Мукден, соединяя Сибирь с Владивостоком по кратчайшему расстоянию. Это направление отвечало империалистич. Замыслам царизма на Д. Востоке.
После поражения в рус.-япон. Войне царское пр-во срочно приступило к строительству Амурской ж. Д., являвшейся продолжением Забайкальской ж. Д. От ст. Куэнга до Хабаровска, к-рая была выстроена в 1908-16. Магистраль строили тысячи рабочих из Европ. России и Сибири, а также ссыльные, каторжане, солдаты, иностр. Рабочие (китайцы, корейцы, японцы и пр.). Среди инженеров - строителей дороги, были К. Я. Михайловский, Н. Н. Меженинов, В. И. Савримович, Е. Ю. Подруцкий, Н. А. Белелюбский и др. Строительство В. С. М. Было осуществлено на гос. Средства. Оно сопровождалось жестокой эксплуатацией рабочих, трудившихся по 16-18 час. В сутки, хищениями, растратами. Принесло баснословные прибыли царским чиновникам. Вместо 329 млн. Руб., ассигнованных по первоначальным сметам, к 1905 было израсходовано из казны более 1 млрд., а к 1916 до 1,5 млрд.
Руб. В. И. Ленин называл Сибирскую дорогу великой "...не только по своей длине, но и но безмерному грабежу строителями казенных денег, по безмерной эксплуатации строивших ее рабочих..." (Соч., т. 5, с. 74). Сооружение В. С. М. Положило начало быстрому экономич. Развитию Сибири и Д. Востока, росту сибирских городов, переселенческому движению. Несмотря на высокую стоимость строительства, технич. Уровень дороги был невысок. Дорога была однопутной, рассчитанная на 4 пары поездов в сутки. Только в сов. Время коренная реконструкция В. С. М. (постройка второго пути (1930-36), ж.-д. Линий от В. С. М. В Ср. Азию, на Урал, Алтай и др., электрификация) позволила в полной мере ее использовать. В. С. М. Играет огромную роль в экономич. Жизни Сибири и Д. Востока.Лит.
Комитет Сибирской ж. Д. (Мат-лы), т. 1-28, (СПБ), 1893-1904. Саблер С. В. И Сосновский И. В., Сибирская ж. Д. В ее прошлом и настоящем. Ист. Очерк, СПБ, 1903. Паталеев А. В., История стр-ва Великого Сибирского ж.-д. Пути, Хабаровск, 1951.В. Ф. Борзунов,А. М. Соловьева. Москва..
Дополнительный поиск Великая Сибирская Магистраль
На нашем сайте Вы найдете значение "Великая Сибирская Магистраль" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Великая Сибирская Магистраль, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 28 символа