Великая Сибирская Магистраль

96

Крупнейшая в мире магистральная ж. Д., сооруженная в конце 19 - нач. 20 вв. От Челябинска до Владивостока, длиной в 7416 км. Строительство В. С. М. Началось в 1891. Строилась дорога следующими участками. Уссурийская ж. Д. От Владивостока до ст. Графской в 1891-1897. Западно-Сибирская ж. Д. От Челябинска до р. Оби в 1892-96. Средне-Сибирская ж. Д. От р. Оби до Иркутска в 1893-98. Забайкальская ж. Д. От ст. Мысовая до г. Сретенска в 1895-1900. Кругобайкальская ж. Д. По побережью оз. Байкал в 1900-05, где было устроено 33 туннеля. Первоначально вост. Участок В. С. М. - Китайско-Восточная ж. Д. (КВЖД), 1898-1904, - проходил по Маньчжурии через Мукден, соединяя Сибирь с Владивостоком по кратчайшему расстоянию. Это направление отвечало империалистич. Замыслам царизма на Д. Востоке.

После поражения в рус.-япон. Войне царское пр-во срочно приступило к строительству Амурской ж. Д., являвшейся продолжением Забайкальской ж. Д. От ст. Куэнга до Хабаровска, к-рая была выстроена в 1908-16. Магистраль строили тысячи рабочих из Европ. России и Сибири, а также ссыльные, каторжане, солдаты, иностр. Рабочие (китайцы, корейцы, японцы и пр.). Среди инженеров - строителей дороги, были К. Я. Михайловский, Н. Н. Меженинов, В. И. Савримович, Е. Ю. Подруцкий, Н. А. Белелюбский и др. Строительство В. С. М. Было осуществлено на гос. Средства. Оно сопровождалось жестокой эксплуатацией рабочих, трудившихся по 16-18 час. В сутки, хищениями, растратами. Принесло баснословные прибыли царским чиновникам. Вместо 329 млн. Руб., ассигнованных по первоначальным сметам, к 1905 было израсходовано из казны более 1 млрд., а к 1916 до 1,5 млрд.

Руб. В. И. Ленин называл Сибирскую дорогу великой "...не только по своей длине, но и но безмерному грабежу строителями казенных денег, по безмерной эксплуатации строивших ее рабочих..." (Соч., т. 5, с. 74). Сооружение В. С. М. Положило начало быстрому экономич. Развитию Сибири и Д. Востока, росту сибирских городов, переселенческому движению. Несмотря на высокую стоимость строительства, технич. Уровень дороги был невысок. Дорога была однопутной, рассчитанная на 4 пары поездов в сутки. Только в сов. Время коренная реконструкция В. С. М. (постройка второго пути (1930-36), ж.-д. Линий от В. С. М. В Ср. Азию, на Урал, Алтай и др., электрификация) позволила в полной мере ее использовать. В. С. М. Играет огромную роль в экономич. Жизни Сибири и Д. Востока.Лит.

Комитет Сибирской ж. Д. (Мат-лы), т. 1-28, (СПБ), 1893-1904. Саблер С. В. И Сосновский И. В., Сибирская ж. Д. В ее прошлом и настоящем. Ист. Очерк, СПБ, 1903. Паталеев А. В., История стр-ва Великого Сибирского ж.-д. Пути, Хабаровск, 1951.В. Ф. Борзунов,А. М. Соловьева. Москва..

Значения в других словарях
Великая Сибирская Магистраль

(Транссибирская магистраль), крупнейшая в мире железная дорога, сооруженная в к. XIX — н. XX в., соединяющая центральные районы страны с Сибирью и Дальним Востоком (Москва — Рязань — Сызрань — Самара — Челябинск — Омск — Новосибирск — Красноярск — Иркутск — Хабаровск — Владивосток). Общая протяженность — 9332 км. Строительство началось в 1891, его открыл наследник русского престола цесаревич Николай. Сооружение магистрали показало огромные экономические возможности России. Рельсы, технические ср..

Великая Польша

(Wielkopolska) - ист. Название одной из осн. Областей Польши, сыгравшей роль колыбели Польского гос-ва. Содержание термина "В. P." претерпело большие изменения. Первоначально (9-11 вв.) под В. П. Понималась терр. В бассейне pp. Варты и Нотец с гг. Познань, Гнезно, Калиш. Позднее В. П. Называлась более обширная терр., граничащая на З. С Силезией и Любушской землей, на С. - с Поморьем, на В. - с Мазовией, на Ю. - с Малой Польшей. В 16-18 вв. В Речи Посполитой к "провинции В. П." относились также М..

Великая Ремонстрация

(англ. Grand Remonstrance, от позднелат. Remonstro - заявляю, протестую) - список требований Долгого парламента англ. Королю Карлу I. Принята парламентом 22 ноября 1641 и фактически обращена к англ. Народу. Один из док-тов первого периода английской буржуазной революции 17 века. Содержала перечень (204 параграфа) злоупотреблений короны в период беспарламентского правления Карла I (1629-40) и была обвинит. Актом против абсолютизма. Основу содержания В. Р. Составлял вопрос об обеспечении бурж. Соб..

Великая Французская Революция

См. Французская буржуазная революция конца 18 века.. ..

Великая Хартия Вольностей

(англ. The Great Charter, лат. Magna Charta Libertatum) - грамота, подписанная англ. Королем Иоанном Безземельным 15 июня 1215 на лугу Раннимод (близ Виндзора). Написана на лат. Яз., содержит 63 статьи. Подписанию В. Х. В. Предшествовало восстание баронов, к-рые были недовольны усилением королев. Власти и грубым нарушением феод. Обычаев. В восстании участвовали также рыцари и горожане (в частности, Лондона), до 1215 обычно поддерживавшие королев. Власть в ее столкновениях с крупными феодалами. Р..

Дополнительный поиск Великая Сибирская Магистраль Великая Сибирская Магистраль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Великая Сибирская Магистраль" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Великая Сибирская Магистраль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 28 символа