Духовенство
Служители культа в различных религиях, обычно организованные в иерархич. Корпорации. В антагонистич. Клас. Об-ве Д. В своей массе всегда являлось и является опорой эксплуататорских классов, освящая религией существующий обществ. Порядок. "Все и всякие угнетающие классы нуждаются для охраны своего господства в двух социальных функциях. В функции палача и в функции попа. Палач должен подавлять протест и возмущение угнетенных. Поп должен утешать угнетенных, рисовать им перспективы. Смягчения бедст-вийижертв при сохранении классового господства, а тем самым примирять их с этим господством, отваживать их от революционных действий, подрывать их революционное настроение, разрушать их революционную решимость" (Ленин В. И., Соч., т.
21, с. 206). В различ. Религиях представители Д. В той или иной степени почитаются как люди, наделенные сверхъестеств. Силой, что делает их в глазах верующих способными быть посредником между людьми и божеством, узнавать его волю, заручаться его расположением. В зависимости от своего положения и функций в религ. Общине и в церкви Д. Делится на различные группы, а по своему обществ. Положению и роли в церк. Организации - на высшее и низшее. В нек-рых религиях представители высшего Д. Почитаются как непогрешимые заместители божества на земле (папа римский в католицизме) или как живое воплощение божества (далай-лама и панчен-лама в ламаизме, глава секты исмаилитов). Особое положение Д. В религ. Общинах отмечается тем, что его представителям положено носить специальную одежду (всегда или только при отправлении культа), вести особый образ жизни (целибат в католицизме и буддизме, монашество в нек-рых религиях и др.).Как определенная группа людей, специально занимающихся отправлением религ.
Культа, Д. Возникло уже в религиях разлагавшегося доклас. Об-ва с появлением клас. Неравенства, с началом отделения умственного труда от физического, когда стали выделяться люди, обладавшие, по представлению их сородичей, сверхъестеств. Силой. Шаманы, колдуны, жрецы. Уже в эту эпоху принадлежность к Д. Находила свое выражение в ряде специфич. Внеш. Атрибутов, многие из к-рых (особые шапки, жезлы и др.) перешли к Д. Разных религий позднейшего времени. От первобытных колдунов унаследовало жречество, а затем Д. "высших" религий и многие приемы культовой деятельности - молитвы, заклинания, магич. Манипуляции. Колдунами и знахарями нередко выступали племенные вожди. В рабовладельч. Об-ве функции жрецов (см. Жречество) нередко были наследств.
Привилегией. Будучи частью господств. Класса рабовладельцев (иногда верховными жрецами были сами цари), жрецы стремились увековечить рабовладельч. Порядки. Они обожествляли царей, господство рабовладельцев и свою собств. Власть. Жрецы почитались как люди, общающиеся с богами, как толкователи их воли. Они совершали жертвоприношения, занимались гаданием, разрабатывали культовые правила и религ. Ритуал, принявший в религиях Др. Востока пышный и сложный характер. Все более заметную роль начал играть в деятельности жрецов элемент обмана людей, инсценировка "чудес", мнимых исцелений и т. Д.В совр. Религиях (христианство, ислам, иудаизм и др.) жречество древних религий сменилось профессиональным Д., сложившимся как сословие в условиях феодализма.
Так, напр., в ранних христ. Общинах, организованных демократически, не было профессионального Д. Лишь постепенно образовалась христ. Церк. Орг-ция во главе с епископами и подчиненными им священно- и церковнослужителями. Их утверждение в должности оказалось в полной зависимости от епископата и небольшого круга богатых прихожан. Большое значение в христианстве приобрело монашество, возникшее на рубеже 3-4 вв. К сер. 4 в. Из епископских кафедр христ. Церкви выделились наиболее влиятельные Александрийская, Антиохийская, Константинопольская, Римская и Иерусалимская. Юрисдикция епископов этих городов распространилась на ближайшие терр., с 6 в. Эти епископы стали именоваться патриархами. На основе рим. Епископии со временем образовалось папство.Господство религ.
Идеологии в об-ве, а также огромные богатства, к-рыми владела церковь в ср. Века, сделали Д. Могуществ., политически влият. И привилегированным сословием, к-рое стояло на страже интересов феодалов и освящало феод. Эксплуатацию народа. Д. Освобождалось от гос. Налогов, воинск. Службы, подсудности светской власти и т. Д. В ср. Века Д. Распалось на аристократическую (епископы, архиепископы, аббаты, приоры и др.) и плебейскую (гор. И сельские священники) части. Духовная аристократия по своему обществ. И имуществ. Положению и образу жизни ничем не отличалась от светских феодалов. Она владела огромными землями и эксплуатировала крепостных крестьян и зависимое население. Для выколачивания денег из народа и для удержания его в повиновении она широко прибегала к религ.
Обману - продаже индульгенций, фабрикации святых и чудотворных реликвий, к анафемам и интердиктам. Плебейское Д., вербовавшееся из выходцев из среды бюргерства, крестьян и плебейства, стояло ближе к условиям жизни масс. Революц. Оппозиция против феодализма была направлена и против духов. Феодалов. Представители низшего Д. Нередко оказывались активными участниками или даже руководителями нар. Движений (Джон Болл, Дольчино, Ян Гус и др.), за что подвергались со стороны высшего Д. Отлучениям, гонениям и казням. Порой они выступали с критикой религии, христ. Морали и существующих обществ. Порядков (Жан Мелье, Жак Ру).При капитализме религ. Орг-ции приспосабливаются к условиям бурж. Об-ва, а Д. Становится зависимым от буржуазии и гос-ва.
Прежние политич. И экономич. Связи высшего Д. С землевладельч. Аристократией дополняются связями с буржуазией, с монополиями, интересы к-рых Д. Отстаивает, провозглашая божественность частной собственности, клас. Деления об-ва и решительно осуждая революц. Клас. Борьбу. Низшее Д., хотя и зависит от высшего и от буржуазии, все же ближе стоит к массам верующих и чувствительнее к их нуждам, но связанное церк. Дисциплиной, как правило, слепо следует директивам церк. Иерархии. В бурж. Странах Д. Тесно связано с гос-вом (в том числе и в тех странах, где формально церковь отделена от гос-ва), выполняет его поручения в школах, армии, тюрьмах, колониях и др.Служители религ. Культа всегда были и являются носителями реакц. И антинауч. Идеологии, проповедниками идеалистич.
Мировоззрения. На протяжении всей истории своего существования Д. Вело борьбу с передовой науч. Мыслью. Правда, в религиях Др. Мира Д. При храмах занималось ведением календаря, наблюдением за небесными светилами, врачеванием и т. П. В ср. Века Д., будучи "единственным образованным классом" (Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 495), составляло хроники, переписывало книги в монастырях. Отдельные представители Д., к-рые поднимались выше своего круга и выступали как подлинные носители прогрессивной мысли, подвергались преследованиям (напр., Дж. Бруно). В новое и особенно новейшее время представители Д. В целях укрепления религии путем идеалистич. Истолкования науч. Открытий начало усиленно интересоваться, а частично и заниматься наукой.В эпоху империализма, когда церк.
И религ. Орг-ции стали широко использоваться буржуазией против революц. Рабочего движения и нац.-освободит. Движения народов колониальных стран, Д. Особенно активизировало свою борьбу против науч. Социализма.После победы Окт. Революции, встреченной Д. Повсюду враждебно, антикоммунизм стал одним из осн. Мотивов в обществ. И религ. Деятельности Д. Капиталистич. Стран. Д., особенно высшее, сотрудничало с фашизмом. Оно (особенно папство) выступало проповедником "крестового похода" против СССР и коммунизма, оказывало содействие реакц. Элементам, мешавшим строительству социализма в СССР и др. Социалистич. Странах, поддерживало политику "холодной войны", проводимой империалистич. Гос-вами во главе с США после 2-й мировой войны. При покровительстве империалистич.
Кругов Д. Выступает проповедником клерикализма. В целях противодействия влиянию идей коммунизма, а также упадку религиозности Д. Стало уделять большое внимание пропаганде среди рабочих. Католич. Д. Еще в 1891 разработало в противовес программе науч. Социализма свою социальную программу (см. Энциклика "Рерум новарум"). В кон. 2-й мировой войны католич. Церковь во Франции и нек-рых др. Странах создала институт рабочих-священников, на к-рых была возложена задача вести пропаганду социальной программы церкви непосредственно на предприятиях. Эксперимент был прекращен в 1953 в связи с тем, что рабочие-священники стали подпадать под влияние классово-сознат. Рабочих. Путем организации т. Н. "светского апостолата" католич. Церковь добивается создания из мирян помощников Д.Рост и усиление социалистич.
Лагеря, успехи нац.-освободит. Движения, широкое распространение идей коммунизма заставили мн. Представителей Д. В различ. Странах, убедившихся в том, что поддержка "холодной войны" компрометирует церковь и способствует углублению кризиса религии, пересмотреть свои позиции в важнейших вопросах современности. Даже в бурж. Странах представители Д., особенно низшего, стали поддерживать движение за мир и мирное сосуществование. Эти изменения нашли свое отражение в новых моментах в политике Ватикана, начало к-рым положил папа Иоанн XXIII. Укрепление социалистич. Строя, ликвидация эксплуататорских классов побудили Д. В ряде стран прекратить свою враждебную деятельность по отношению к новому строю. Д. В своем большинстве заняло по отношению к социалистич.
Гос-ву лояльную позицию, продолжая в то же время оставаться проводником антинауч. Идеологии.Лит. Энгельс Ф., Крест. Война в Германии, М., 1953. Ранович А., Происхождение христ. Таинств, М.-Л., 1931. Тураев Б. A., История Др. Востока, т. 1-2, Л., 1935-36. Лаврецкий И. Р., Ватикан. Религия, финансы и политика, М., 1957. Каждан А. П., Религия и атеизм в др. Мире, М., 1957. Шейнман М. М., Папство, М., 1961. Пулен Жан-Клод, Церковь и рабочий класс, пер. С франц., М., 1962.М. М. Шейнман. Москва.Духовенство в России. Господствующей церковью была рус. Православная церковь. Православное Д. Состоит из черного Д. (монахи) и белого (священники, дьяконы и дьячки). Оба вида Д. Появились в Древней Руси после принятия христианства. Тогда же создалась церк. Иерархия. Глава рус.
Церкви - митрополит, поставлялся константинопольским патриархом. Во главе отдельных епархий стояли епископы и архиепископы, избиравшиеся из среды черного Д. Митрополитом и собором рус. Епископов при значит. Участии светской власти (князей). Архиерейские кафедры и монастыри получали от князей зем. Пожалования, к-рые росли за счет вкладов "на домин души", покупки земель у светских феодалов и захвата "черных" земель. Постепенно монастыри и архиерейские кафедры стали крупнейшими землевладельцами, пользовались феод. Привилегиями, податным и суд. Иммунитетом. Представители высшего Д. Были людьми образованными, что укрепляло их высокое положение в др.-рус. Обществе и значение в гос. Жизни. В монастырях было положено начало рус.
Летописанию (см. Летописи). С 1448 рус. Церковь освободилась от подчинения константинопольскому патриарху и стала автокефальной, самостоятельной. Митрополит избирался собором рус. Епископов, а в 1589 главе рус. Церкви был присвоен титул патриарха Московского и всея Руси. Но одновременно с этим церковь все больше подчинялась власти монарха (см. Православная церковь). Внутри церкви происходила борьба различных течений, отражавшая клас. И внутри-клас. Борьбу в России. В кон. 14-16 вв. Значит. Распространение получили ереси. Активными участниками еретич. Движений были представители низшего белого Д., ряды к-рого пополнялись выходцами из крест. И посадского населения. Материальное положение плебейских слоев Д. Было незавидно. Они обязаны были платить в архиерейскую казну ежегодную дань и многочисл.
Пошлины. Кроме этого, Д., сидевшее на "черной" земле, не освобождалось от гос. Податей и повинностей. Уровень образования белого Д. Был очень низким, священники в большинстве случаев были малограмотны или безграмотны. Несмотря на то, что низшее белое Д. Было близко по положению к трудящимся, оно не сливалось с ними, т. К. Кормилось за счет своей паствы, являлось проводником офиц. Церк. Идеологии, оправдывавшей эксплуатацию и призывавшей к покорности властям. Практически с 17 в. Установился наследств. Порядок занятия свободных священнических мест, белое Д. Превращалось в замкнутое сословие. Положение черного Д. Было значительно лучше, т. К. Оно не платило повинностей гос-ву, пожертвования на монастыри постоянно увеличивались, но нравств.
Уровень его был также невысоким. Первая ревизия (1718-27) определяла численность всего Д. В 97 413 душ мужского пола.В царствование Петра I было ликвидировано патриаршество, а управление церковью передано созданному в 1721 Синоду во главе с гос. Чиновником - обер-прокурором. Это означало полное подчинение церкви гос. Власти, превращение ее в часть гос. Аппарата. В 1764 была произведена секуляризация церк. Земель, к-рые с населением св. 2 млн. Чел. (13,8% всех крестьян России) перешли в собственность гос-ва.Белое Д. На протяжении 18 в. Постепенно выдвигалось в ряды привилегированных сословий. Оно было освобождено от архиерейского тягла, выросли его личные права. Вместе с тем оно все больше оформляется в обособленную касту.Д.
Верно служило самодержавию, было проводником духовного и клас. Гнета. На него были возложены некоторые поручения адм. И полицейского характера. Запись актов гражд. Состояния, наблюдение за политич. Благонадежностью прихожан. 40% нач. Школ находилось в руках Синода, во всех школах в обязательном порядке преподавался "закон божий". Д. Постоянно нападало на науку, боролось с передовыми обществ. Идеями. Печать находилась под гнетом духовной цензуры. Д. Было опорой самодержавия в борьбе с революц. Движением. В годы революции 1905-07 Д. Активно участвовало в контрреволюц. Обществах и погромных орг-циях типа "Союза русского народа" или "Союза Михаила Архангела", сеяло нац. Вражду. Оно было вдохновителем евр. Погромов и черносотенных погромов интеллигенции.
Церковь являлась не только союзником и опорой эксплуататоров, но и сама была эксплуататором. Церк. Учреждения владели огромным движимым и недвижимым имуществом - землями, торг. Заведениями, пром. Предприятиями, многие монастыри были миллионерами. В 1912 насчитывалось 110 434 чел. Белого Д. И 91 654 черного Д.Д. Враждебно встретило Окт. Революцию. Всеросс. Поместный собор православной церкви (август 1917 - сентябрь 1918) во главе с патриархом Тихоном стал одним из центров борьбы внутр. И зарубежной контрреволюции с Сов. Властью. В годы гражд. Войны Д. Активно вело антисов. Агитацию и подрывную работу в тылу, многие храмы, монастыри и архиерейские дома превратились в штабы, конспиративные базы контрреволюции. С участием Д. Формировались даже спец.
Воинские отряды для борьбы с Красной Армией - "полки богородицы", "полки Иисуса" и т. Д. В 1922 Д. Пыталось использовать для борьбы с Сов. Властью голод в Поволжье, объявив его "наказанием божиим" за грехи и выступив против декрета об изъятии церк. Ценностей для закупки хлеба за границей. Враждебную позицию в отношении Окт. Революции занимало Д. Всех других вероисповеданий - мусульманского, старообрядческого и др. Упрочение Сов. Власти и всенародная поддержка ее мероприятий вынудили церковь официально прекратить борьбу. Тем не менее и в последующие годы, особенно в период коллективизации, многие представители Д. Продолжали антисов. Деятельность. Лишь победа социализма вынудила Д. Встать на путь лояльного отношения к Сов. Власти.
См. Армяно-григорианская церковь, Баптисты, Грузинская церковь, Ислам, Старообрядчество, Церковь.Лит. Верховский П. В., Очерки по истории рус. Церкви XVIII и XIX ст., Варшава, 1912. Гантаев Н. М., Церковь и феодализм на Руси, М., 1960. Голубинский Е. Е., История рус. Церкви, 2 изд., т. 1-2, М., 1901-1917. Никольский Н. M., История рус. Церкви, 2 изд., М.-Л., 1931. Самсонов А. М., Антифеод. Народные восстания в России и церковь, М., 1955. Скворцов-Степанов И. И., Избранные атеистич. Произведения, М., 1959. Ярославский Е. М., О религии, М., 1957.В. С. Шульгин. Москва..
Дополнительный поиск Духовенство
На нашем сайте Вы найдете значение "Духовенство" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Духовенство, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 11 символа