Сибом
(Seebohm), Фредерик (1833 - 6.II.1912) - англ. Историк-медиевист. Высшее юридич. Образование получил в Лондоне. После неск. Лет адвокатской практики стал компаньоном одного из англ. Провинц. Банков (в г. Хитчин, Хартфордшир). По политич. Взглядам был близок к либералам, в методологии истории примыкал к позитивизму. Ранние работы С. (60-70-х гг.) были посвящены истории англ. Реформации и революции 17 в. Однако в медиевистику он вошел гл. Обр. Как специалист по агр. Истории ср.-век. Англии. Наиболее известна его кн. "Англ. Сельская община" ("The English village community", L., 1883), в к-рой он выступил с оригинальной и в то же время парадоксальной концепцией генезиса феодализма в Англии. С. Был представителем вотчинной (применительно к Англии - манориальной) теории в ее наиболее последовательном виде.
Исследуя происхождение сел. Общины в Англии (ретроспективным путем), С. Утверждал, что эта община была искони крепостной и была создана в интересах лордов. Манор, обрабатываемый с помощью сервов, С. Считал первичной формой зем. Собственности не только у англосаксов, но и у древних германцев (он пытался аргументировать эти положения данными Тацита и англо-саксонских правд), подчеркивая сходство между рим. Рабовладельч. Виллой и ср.-век. Вотчиной. С. Отрицал замедленность процесса феодализации в Англии, относя завершение этого процесса к 9-10 вв. Эта концепция, во многом сходная со взглядами Фюстель де Куланжа во Франции и историков страсбургской школы в Германии, была открыто направлена против общинной теории и концепции о "первобытном коммунизме".
С. Подчеркнуто связывал последующий прогресс общества в направлении личной свободы трудящихся только с развитием капитализма, покончившего с древней "коммунистической" организацией, к-рая, по его мнению, всегда покоилась на рабстве. С. Полагал, что этим он доказал невозможность коммунизма в будущем. С этих же позиций по вопросу о генезисе феодализма исходил С. И в последующих работах, посвященных родовым обычаям у уэльсцев ("The tribal system in Wales", L., 1895) и у англо-саксов ("The tribal custom in Anglo-Saxon law", L., 1902). Концепция С. Опиралась на односторонний и тенденциозный подбор источников, к-рые во мн. Случаях интерпретировались им весьма произвольно. Он широко и не всегда обоснованно использовал метод переживаний, пытаясь реконструировать англо-саксонскую общину и существовавшую, по его мнению, в то время манориальную систему на основании более поздних данных, вплоть до пережитков общины, сохранившихся в 18 и 19 вв.Исследовательская методика С.
И его концепция в целом были подвергнуты резкой и справедливой критике со стороны ряда крупных историков (Ф. Мейтленда, П. Г. Виноградова и др.). Многие совр. Бурж. Историки относятся к взглядам С. Более терпимо, хотя мало кто разделяет их полностью.В отношении агр. Строя Англии 11-13 вв. С. Стоял на позициях классич. Манориальной теории, солидаризируясь с Виноградовым и др. Он первый в англ. Лит-ре дал подробное описание структуры и организации крупного барщинного манора этой эпохи, его отношений с общиной и его хоз. Жизни. Как и др. Представители манориальной теории, он игнорировал пестроту манориальной структуры, значит. Развитие в англ. Деревне того времени товарно-денежных отношений, идеализировал манор как организацию, осуществлявшую якобы гармонию между лордом и его крепостными.Лит.
Косминский Е. A., Исследования по агр. Истории Англии XIII в., М.-Л., 1947 (Предисл. И гл. 1). Барг M. A., Исследования по истории англ. Феодализма в XI-XIII вв., М., 1962, с. 154-57.Е. В. Гутнова. Москва..
Дополнительный поиск Сибом
На нашем сайте Вы найдете значение "Сибом" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сибом, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 5 символа