Христианский Социализм
Система идей и религиозно-политич. Течения, сторонники к-рых утверждают, что социалистич. Идеалы - равенство всех людей, братство, обязательный труд, гуманизм - неразрывно связаны с христианством (являющимся будто бы их первоисточником) и что христианская церковь - лучший защитник интересов трудящихся (аналогичные представления о религии как источнике гуманизма и социальной справедливости пропагандируют и нек-рые представители нехристианских религий). X. С. Отвергает, в противовес науч. Социализму, революц. Классовую борьбу пролетариата, а для решения коренных проблем современности рекомендует нравственное самосовер- шенствование, христианскую любовь и сотрудничество классов.X. С. Возник в 1-й пол. 19 в. Сначала как разновидность феод.
Социализма. Проповедниками X. С. Выступили католич. Священник Ф. Р. Ламенне во Франции, англиканские священники Ф. Д. Морис и Ч. Кингсли в Англии, представители церковных кругов в других странах. Идеализируя феод. Прошлое и критикуя, часто довольно резко, современное им бурж. Общество, обрекающее на страдания нар. Массы, они усматривали причину общественных бедствий в "испорченности человеческой натуры" и в отходе от религии. Элементы X. С. Содержались и во взглядах нек-рых социалистов-утопистов (Э. Кабе, В. Вейтлинг и др.), обосновывавших идеи коммунизма ссылками на книги Нового завета и практику первоначального христианства. Большое влияние на развитие X. С, принявшего со 2-й пол. 19 в. Бурж. Характер, оказал майнцский епископ барон фон Кеттелер (был посвящен в епископы в 1850), сформулировавший основы социальной программы католич.
Церкви, направленной на борьбу с социалистич. Движением. В отличие от феод. X. С., сторонники к-рого апеллировали к "совести" и "человеколюбию" господствующих классов, христ. Социалисты перенесли теперь пропаганду в нар. Массы с целью вовлечения их в подконтрольные церкви орг-ции (профсоюзы, культурные общества, политические партии и др.), проповедовавшие классовое сотрудничество и вражду к науч. Социализму. Определяющим в X. С. Стало клерикальное, реакц. Направление, принявшее за основу положения, развитые в энциклике папы Льва XIII "Rerum Novarum" (1891). В нек-рых странах (Германия, Франция, США и др.) возникли католич. И протестантские христ.-социальные орг-ции, занимавшиеся пропагандой среди рабочих. Либерально-демократич.
Орг-ции X. С. Нередко примыкали к с.-д. Партиям.Идеи X. С. Прослеживаются и в идеологии русского религ. Сектантства до Революции 1905-07. В годы Революции 1905-07 противники революции проповедовали X. С. Наряду с полицейским (зубатовщина) и поповским (гапоновщина) социализмом в целях отвлечения рабочих от социал-демократии. В первые годы Сов. Власти пропагандой X. С. Прикрывалась антисоветская деятельность. Пропаганда X. С. Обновленческими течениями в русской православной церкви в 20-х гг. Также представляла собой подмену научного социализма худшим, по определению В. И. Ленина, видом "социализма" и худшим его извращением (см. В. И. Ленин, Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 48, с. 231 (т. 35, с. 92)).В то же время обновленчество отражало стремление верующих добиться, чтобы церковь заняла позитивную позицию в отношении Сов.
Власти. Представители обновленческих течений заявляли, вопреки церковному руководству, о лояльном отношении к Сов. Власти, а наиболее радикальные из них - об общности целей христианства и коммунизма. Со временем, под влиянием успехов социализма, руководство православной церкви заявило о своей лояльности к сов. Гос. Строю, а после окончания Великой Отечеств. Войны 1941-45 нек-рые ее представители провозгласили общность целей христианства и коммунизма. X. С. Как особое идейно-политич. Направление в СССР распространения не получил.Совр. X. С. Очень пестр. В нем преобладает клерикально-бурж., откровенно антикоммуниста, направление, сочетающее в духе социальных энциклик папства 1-й пол. 20 в. Защиту основ капитализма с социальной демагогией и религиозно окрашенной программой реформистского "улучшения" капиталистич.
Строя. Ведущую роль в этом направлении играют католич. Церковь и ее массовые орг-ции. На его программе все более сходятся и деятели некатолич. Церквей.Наряду с клерикальным в X. С. После 2-й мировой войны получило распространение демократич. Направление, представленное рядом левых групп в христианских церквах. Обосновывая свою позицию христианским учением и практикой ранних христианских общин, эти группы требуют отказа церкви от ориентации на правящие круги капиталистич. Мира, выступают за сотрудничество с левыми силами, в т. Ч. С коммунистами, для совместной борьбы за мир, социальный прогресс, социализм (одним из виднейших представителей радикально-демократич. Направления в X. С. Был англ. Обществ. Деятель англиканский священник X.
Джонсон).Коммунистич. Партии, отвергая все виды религиозно окрашенного социализма и всемерно пропагандируя и отстаивая принципы науч. Коммунизма, выступают за совместные действия со сторонниками демократич. Направления в X. С., участвующими в борьбе за мир и социальный прогресс.Лит. Бебель Б., Христианство и социализм, М., 1959. Луначарский А. В., Христианство или коммунизм?, М., 1971. Момджян X. Н., Коммунизм и христианство, М., 1970. Шейнман М. М., Христианский социализм, М., 1969. Джонсон X., Христиане и коммунизм, пер. С англ., М., 1957. Браун В. М., Коммунизм и христианство, пер. С англ., М., 1923. Fuchs E., Marxismus und Christentum, 3 Aufl., Lpz., 1955.М. М. Шейнман. Москва..
Дополнительный поиск Христианский Социализм
На нашем сайте Вы найдете значение "Христианский Социализм" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Христианский Социализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Х". Общая длина 22 символа