Христианский социализм
направление общественной мысли, стремящееся придать христианской религии социалистическую окраску. Возник в 30—40-х гг. 19 в. Как разновидность феодального социализма (См. Феодальный социализм). С самого начала Х. С. Отличался разнообразием форм в разных странах и у различных его представителей [Ф. Ламенне (Франция), Ф. Д. Морис, Ч. Кингели (Великобритания), Ф. Баадер, И. Хубер, В. Э. Кеттелер (Германия) и др.]. Так, если Ламенне придерживался демократических убеждений, то взгляды епископа Кеттслера, например, были крайне консервативны. Многие деятели Х. С. Стремились и стремятся избавить эксплуатируемых от их бедствий, подневольного состояния, но указывают при этом нереальные пути и средства (партнерство классов, нравственно-религиозного самосовершенствование).
В ходе своей эволюции Х. С. Сформировался в одну из основных разновидностей буржуазной идеологии, противостоящей научному социализму и рабочему революционному движению. Особую роль в попытке придать христианской религии новую социальную окраску и приспособить её к современным историческим условиям играют католическая церковь и выступающие под флагом католицизма христианско-демократические партии, профсоюзы и др. Светские католические организации, программные документы которых включают в себя многие положения Х. С. Модернизация социальной программы церкви (пасторская конституция «О церкви в современном мире», принятая 2-м Ватиканским собором, 1962—65. Энциклика Павла VI — «Populorum progressio», 1967), признание необходимости осуществить ряд социальных реформ представляют собой попытку дать альтернативу коммунистической программе преобразования мира, отколоть от коммунистических партий часть их сторонников.
Вместе с тем идеи Х. С. В трансформированном виде присущи миллионным массам верующих, которые в современных условиях всё активнее участвуют в общедемократических, особенно в антивоенных и классовых, движениях, и которые облекают свои стремления к социальному благоденствию, миру, социализму в религиозные формы. В условиях прогрессирующей дехристианизации широких слоев католического населения, роста их самосознания и популярности идей научного социализма идеологи Х. С. Вынуждены критически оценивать многие стороны капиталистической действительности. Однако они выступают в конечном итоге как социал-реформисты, ратующие за совершенствование буржуазных общественных отношений. Лит. Маркс К, и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.
4, с. 59. Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 12, с. 142—43, т. 20, с. 103. Левада Ю. А., Современное христианство и социальный прогресс, М., 1962. Андреев М. В., Католицизм и проблемы современного рабочего и национально-освободительного движения, М., 1968. Шейнман М. М., Христианский социализм, М., 1969. Великович Л. Н., Религия и политика в современном капиталистическом обществе, М., 1970. Григулевич И. Г., Мятежная церковь в Латинской Америке, М., 1972. Ковальский Н. А., Католицизм и мировое социальное развитие, М., 1974. Joly Н., Le socialisme chrétien, P., 1892. Daujat J., Catholicisme et socialisme, Textes pontificaux et commentaires. [3 éd.]. P., 1951. Vaussard М., Histoire de la démocratic chrétienne, v. 1—2, P., 1956. Fogarty M., Christian democracy in Western Europe.
1820—1953, L., 1957. Poulain J.-C., L'Église et la classe ouvrière, P., 1961. Daim W., Christentum und Revolution, Münch., 1967. The church amid revolution, ed. By H. G. Cox, N. Y., 1967. М. В. Андреев..
Дополнительный поиск Христианский социализм
На нашем сайте Вы найдете значение "Христианский социализм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Христианский социализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Х". Общая длина 22 символа