Вера

219

I. ВЕРА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ1) ВЕРА КАК ОТВЕТ НА БОЖИЙ ПРИЗЫВ. В ВЗ понятие В. Неразрывно связано с заветом, заключ. Между Богом и людьми. В., ее ожиданию и обретению, всегда предшествует Божье деяние. В. - это ответ на прямой призыв Бога, обращ. К человеч. Сердцу, - нежелание следовать этому призыву есть неверие. Неожиданно, но вполне определенно прозвучал призыв Господа к Авраму. "Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе" (Быт 12:1). И Аврам исполнил Его волю. Позже к Авраму, почти столетнему старцу, вновь было обращено слово Господне. "Посмотри на небо, и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их . Столько будет у тебя потомков" (Быт 15:5). И Аврам "поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность".

2) ВЕРА И ПОЗНАНИЕ БОГА. Утвердит. Ответ человека на Божий призыв - это лишь одна сторона В. Вторая ее сторона - доверие. Аврам исполнил волю Господа, потому что доверился Ему. Основное значение евр. Глагола аман (см. Аминь) - "верить". Он означает также "являться сущностью", "представлять суть" или "быть незыблемым, истинным, надежным, верным". Когда о Боге говорится, что Он хранит верность (евр. Эмет, произв. От аман) (Пс 145:6), это следует понимать так. "Бог верен, истинен, надежен, незыблем, постоянен". Выражение "все заповеди его верны" (Пс 110:7) означает. Они справедливы, надежны и неизменны. В. - это состояние совершенного доверия. Слова "Аврам поверил Богу" означают, что он признал за Богом абсолютную истину, справедливость, верность, незыблемость и милость.

Верить - значит последовать неясному, неисповедимому, порой даже кажущемуся неразумным призыву Бога, еще не познав во всей полноте Его верности и надежности. Доверять Ему свою жизнь, вверять себя незримому Владыке - именно в этом заключается В., основа к-рой - упование на Слово Божие. Выражение "Аврам поверил Богу" означает также, что он сам открылся Божьей истине, надежности, непоколебимости, верности. Аврам стал верующим, т.е. Верным, надежным и истинным. 3) ВЕРА КАК НРАВСТВЕННОЕ ЧУВСТВО. Верить в Бога - значит признавать Его истинным Богом, от Которого зависит вся жизнь человека, его духовный и нравственный мир. В. - это не простое признание существования некоей объективной реальности - наряду с познанием Бога В.

Предполагает и определ. Образ жизни, к-рый подразумевает повино-вение Господу (Чис 32:12), преданность Ему "вполне" (3Цар 8:61), "всем сердцем, всей душой" (Втор 6:5). В. - это отношение к Богу, определяющее все человеч. Поступки и помыслы. В., игнорирующая нравственность, превращается в неверие, лицемерие. Внимать Слову Божию, видеть и ощущать чудесные Божьи деяния, но не верить - это грех, блуд, идолослужение, отступление от Господа (Ос 1:2). Именно за это и были наказаны израильтяне во время странствования по пустыне (Евр 3:16-19. 4:2). В этот грех израил. Народ впадал неоднократно. 4) ВЕРА И СЛОВО БОЖИЕ. Бог постоянно общается с человеком, и это жизненно важно для верующего. "Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа" (Втор 8:3.

Мф 4:4). Слово Божие дарует верующему жизнь и определяет его сущность. Поэтому к каждому верному израильтянину был обращен горячий призыв внимать Слову Божию, хранить его в сердце своем и следовать ему в повседневной жизни (Втор 11:18-21). Из уст праведника многократно слышится восхваление Слова Божия (Пс 55:5. 118:140,162 и др.). 5) ВЕРА КАК ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ. Ветхозаветное понятие В. Наиболее глубоко раскрывается в пророчествах Исаии. Увидев Господа в храме (Ис 6:1 и след.), Исаия был настолько поражен Божьим могуществом и величием, что с тех пор неверие он стал рассматривать как гибель. "Повстречать Бога" - значит предстать перед судом, т.к. Перед лицом Бога все грехи становятся явными. Только В. Может оправдать человека на Божьем суде.

Неверующие люди мертвы - даже если они еще существуют, им уже вынесен Божий приговор. "Если вы не верите, то не устоите" (Ис 7:9). 6) ВЕРА И НАДЕЖДА. В. Ветхозаветных праведников всегда была связана с надеждой. Аврам, "поверив" Господу, обетовавшему ему многочисл. Потомство, проникся надеждой. Надежда - это не только доверие к Богу, но и уверенность в том будущем, к-рое Им обещано. Эта В. Была испытана, когда сначала Северное царство (Израиль) подверглось Божьему наказанию и лишилось будущего, а затем и Южное царство (Иудея) было осуждено Богом. Не лишился ли верующий в результате этой катастрофы своего будущего. И снова Исаия учит народ Божий упованию на Бога. Именно в тот момент, когда Господь отвернулся от Своего народа, пророк возлагает все надежды на Бога.

"Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лицо Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него" (Ис 8:17). Видя проявления Божьего гнева, Исаия сохраняет веру и продолжает надеяться, даже потеряв уверенность в будущем. Душевные смуты и тревоги он усмиряет проникнутыми В. Словами. "А надеющиеся на Господа обновятся в силе. Поднимут крылья, как орлы, потекут, и не устанут, пойдут, и не утомятся" (Ис 40:31). Одноврем. С этим Исаия по-новому понимает Божье бытие и провидение как залог конечного спасения. Верующий человек, лишенный уверенности в ближайшем будущем, сохраняет надежду на конец времен, к-рый будет славным. Тогда закончатся все страдания. "И скажешь в тот день. Славлю Тебя, Господи. Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня.

Вот, Бог - спасение мое. Уповаю на Него, и не боюсь" (Ис 12:1,2). Душа верующего уже "здесь и теперь" ликует в ожидании этого дня, на наступление к-рого она уповает (Ис 25:9. 26:8. Иер 29:10. 31:16,17. Мих 7:7). Эта надежда и есть В., т.е. Твердая опора, поддерживающая человека в нелегкой повседневной жизни. Утешение, обещанное Исаией пленникам на чужбине, - это радостная весть, основ. На верности Бога (Ис 40:27-31). II. ВЕРА В НОВОМ ЗАВЕТЕ 1) ВЕРА В СИНОПТИЧЕСКИХ ЕВАНГЕЛИЯХ (Мф, Мк, Лк). А) понимание В. Евангелистами-синоптиками аналогично ее пониманию в ВЗ. Для них В. - это абсолютное доверие человека Богу, не позволяющее ему отвернуться от Него, даже когда в сердце закрадывается сомнение. "Верую, Господи. Помоги моему неверию" (Мк 9:24).

Такая В. Возносится к Богу через молитву (Лк 18:1 и след.), и возможности ее безграничны. "И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите" (Мф 21:22. Мк 11:24). Через такую В. Бог почитается, и Он вознаграждает ее (Мф 8:10 и след. 9:2,22. 15:28. Мк 2:5. 5:34. Лк 7:9 и след.). Такая В. Способна двигать горами (Мф 17:20. 21:21. Мк 11:22 и след. О В. И молитве см. Молитва (II,2), особенно п. "в"), но именно в нее метит сатана, стремящийся разрушить Церковь (Лк 22:31,32). Неверие же, напротив, означает боязливый взгляд на творение Божье (Мф 8:26. 14:31. Мк 4:40. Лк 8:25), сомнение в Божьем всемогуществе (Мк 11:23), всепоглощающую заботу о собств. Жизни, о достатке (Мф 6:30). Б) в отношении к Слову Божию евангелисты также следуют ВЗ. Чтобы В.

Не превратилась в неверие, необходимо проявлять послушание тому, что говорит Бог (см. Лк 1:45). Иисус безбоязненно обратился к "духовенству" Израиля с вопросом. "Почему же вы не поверили ему?" (Иисус говорит об Иоанне Крестителе, его проповеди) (Мк 11:31). Он укоряет Своих учеников. "О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!" (Лк 24:25). Недостаток веры приводит к забвению Слова Божия, к непониманию его (Лк 8:11 и след.) или к сомнению (Лк 1:20. 22:67). Именно к неверующим людям обращен призыв. "Покайтесь и веруйте в Евангелие!" (Мк 1:15). 2) ВЕРА В ЕВАНГЕЛИИ ОТ ИОАННА. А) в Ев. От Иоанна с наиб. Силой отражено новое, новозаветное, понимание В. Основным объектом В. Здесь уже назван Иисус Христос.

Главное, что требуется от человека, - это уверовать в Иисуса и во имя Его (Ин 2:11,23), поверить в то, что Иисус есть Христос (Ин 4:42. 6:69), поверить Его слову и Писанию (Ин 2:22. 4:41). Но это нельзя рассматривать как перенесение веры с Бога Отца на Иисуса. С приходом Христа началась новая эра в истории спасения человечества. Спасающее Божье деяние, совершенное через Христа, в отличие от Божьих деяний в ВЗ, может быть осмыслено лишь через слово Евангелия. Человек обретает спасение, веруя в Благую Весть и исповедуя Иисуса своим Спасителем. Сам Иисус объяснял значение Своей жизни и Своих страданий в свете ветхозаветной истории (Лк 24:26,27). Он ждал от Своих слушателей, что и они, осмыслив ВЗ и распознав цель Его призвания, уверуют в Него и в Писание (Ин 5:46,47).

В., в принципе, направлена на совершенно определ. Личность, на Иисуса, и через посредство Иисуса - на Бога Отца. "Верить Писанию" (Ин 2:22. 5:47) или "верить Его слову" значит верить Тому, о Ком эта книга свидет-вует (Ин 5:24,39. 17:20), Тому, Кто Сам есть Слово Божие (Ин 1:14). Обращаясь к тем, кто, исследуя Писание, не замечает его главного свидет-ва, Иисус говорит. "И не имеете слова Его, пребывающего в вас, потому что вы не веруете..." (Ин 5:38,39). Т.о., выражение "верить Писанию" следует понимать как "верить возглашаемому слову", как ветхозаветному, так и новозаветному, и в вере исповедовать Иисуса Спасителем мира. Божие Слово, по Иоанну, - это Сам Иисус, и это Слово Божие несет спасение (Ин 1:1 и след.).

Тем самым, В. В Слово равнозначна В. В Иисуса. В. В Иисуса означает В. В Бога (Ин 14:11) и признание Его спасающего промысла. Б) кто принимает дарованное Иисусом спасение, кто уверовал в то, что Бог Сам избрал Иисуса Искупителем для спасения человечества от Страшного суда, тот "не судится" (Ин 3:18), тот "перешел от смерти в жизнь" (Ин 5:24), тот уже сейчас обрел жизнь вечную (Ин 3:36. 5:24,25. 6:47. 20:31). Для Иоанна, в отличие от Исаии, В. - это не горячая надежда на грядущее спасение, пути к к-рому еще неведомы. Согл. Иоанну, верующий человек обретает спасение, потому что он принимает Иисуса, Спасителя (Ин 1:12). Верующий может сказать. "Он воскресит меня в последний день" (Ин 6:40). "Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме", - говорит Иисус (Ин 12:46).

"Неверующий уже осужден" (Ин 3:18), т.к. Он не верует в спасение через кровь Христа. "Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших. Ибо, если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших" (Ин 8:24). В) В. Как повиновение Слову Божию означает для Иоанна постоянное следование проповеданной Христом истине. "Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики" (Ин 8:31). "Пребудете в слове Моем" и здесь означает не что иное, как пребывание в Самом Иисусе (Ин 6:36. 15:4-7). Кр. Того, послушание в В. Означает отказ от греха. Когда люди принимают почести друг от друга вместо того, чтобы искать славы от Бога, это мешает им веровать (Ин 5:44). Божьему суду подвергается и тот, кто отпадает от Иисуса - "истинной виноградной лозы", и живет, насыщаясь из другого источника (Ин 15:1 и след.).

Верующему человеку заповедано служение (Ин 13:1 и след.), движущая сила этого служения - любовь (ст. 35. Ср. 1Ин). Г) Иоанн представляет жизнь и поступки Христа как деяния Божьи - согл. Иоанну, Иисус часто повторял, что Он может делать и делает лишь то, что Ему повелевает Отец (Ин 5:19,20,30. 6:38. 8:26,38,40). Иисус говорит, что В. Даруется человеку по Божьей воле (Ин 6:37,44, 65). Он не снимает с человека ответственности за его выбор между В. И неверием - лишь сам человек должен ответить на Божий призыв. В то же время Иисус подчеркивает, что В. - это не плод самостоят. Решения, принимаемого человеком по собств. Инициативе, а всегда - ответ на Божий призыв, на Божье приглашение. Человек также не может верить лишь отчасти, в той мере, в какой ему хочется.

Ответом на Божий призыв может быть только абсолютная В. В Бога. В этом отношении В. Не что иное, как Божье творение. 3) ВЕРА В ДЕЯНИЯХ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ. Если Иисус называл Себя преимущ. "Сыном Человеческим" и требовал от иудеев, чтобы они признали Его обетованным Мессией, то Церковь называла Его - гл. Обр. Под влиянием христиан, обращенных из язычников, - "Господом", подчеркивая тем самым Его абсолютное право владеть миром и властвовать над ним. Согл. Книге Деяний св. Апостолов, основанием для этого владычества является воскресение Иисуса. Воскресив Сына, Бог "возвысил Его в Начальника и Спасителя" (Деян 5:31), "соделал Его Господом и Христом" (Деян 2:36). В отношении Иисуса чело-век может занимать единств. Правильную позицию.

Полностью довериться Ему. Верующий человек знает, что Христос совершил дело искупления "ради нас". Проходить мимо Его жертвы, отрицать ее или пренебрегать ею - значит идти к гибели. Новозаветная Церковь настоятельно проповедует миру веру в Господа Иисуса Христа (Деян 5:14. 8:37. 11:17. 13:38 и след. 16:31). Верить в Него - значит получить прощение грехов (Деян 10:43), обрести спасение (Деян 15:11. 16:31), очистить сердце (Деян 15:9). Пребывать в В. (Деян 14:22), утверждаться в ней (Деян 16:5) или исполняться ею (Деян 6:5. 11:24) - такова цель каждого христианина. 4) ВЕРА В ПОСЛАНИЯХ АПОСТОЛА ПАВЛА. а) ПОНЯТИЕ ВЕРЫ. В посланиях различным церквам ап. Павел затрагивает основополагающие вопросы В. В. Для Павла - это В. В Бога (Рим 4:24), в Евангелие (Рим 10:16), в Иисуса Христа (Гал 2:16).

Бог, крест Иисуса, проповедь Евангелия и личное спасение признаются Павлом в качестве важнейших реалий жизни. Павел может также говорить о В., не называя ее предмета. Евангелие есть "сила Божия к спасению всякому верующему" (Рим 1:16). Но он всегда подразумевает В. В том деянии, к-рое Бог совершил во Христе. Б) ВЕРА И СМИРЕНИЕ. В. Не ограничивается доверчивым отношением к событиям прошлого и признанием дела спасения - она включает также и признание Христа Господом в повседневной жизни. В В. Человек обретает новое самоощущение. Теперь верующий испытывает милость Божью, тогда как раньше он был "мертвым по преступлениям и грехам своим" (Еф 2:1). Его "члены" становятся "орудиями праведности", тогда как раньше они были "орудиями неправды" (Рим 6:13).

Свою жизнь он ставит в абсолютную зависимость от Господа. "Все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца" (Кол 3:17). Если раньше он жил для себя, то теперь - для Бога. Послушание Господу не исключает опасности падения (1Кор 10:12). "Иметь веру" (Рим 14:22. Флм 5), "стоять в вере" (1Кор 16:13. 2Кор 1:24), "стоять в Господе" (1Фес 3:8), "стоять в благодати" (Рим 5:2), "утвердиться в Евангелии" (1Кор 15:1) - все это означает, что верующий обязан постоянно противостоять искушению и сомнению. Обретя через В. Жизненную опору (Рим 11:20), человек может сохранить ее только в В. Уверовать и быть верующим - значит жить, сознательно "покоряясь вере" (Рим 1:5.

14:25). Поэтому Павел говорит о "возрастании" В. (2Кор 10:15. 2Фес 1:3), о немощной В. (Рим 4:19. 14:1) и о твердой В. (Кол 1:23. 2:5,7). Целью же увещевания каждого верующего является "любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры" (1Тим 1:5). В) ВЕРА И ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА. Для человечества воскресение Иисуса из мертвых стало свидет-вом того, что Он - Сын Божий (Рим 1:4), победивший смерть (1Кор 15:55), что Он - Господь над всеми силами "небесными, земными и преисподними" (Флп 2:10 и след.). Воскресение Иисуса убеждает каждого верующего в том, что и он будет избавлен от смерти (1Фес 4:14). Соединенные со Христом "подобием смерти Его", будут соединены с Ним и "подобием воскресения" (Рим 6:5,8. 1Кор 15:12 и след.

2Кор 4:14). "И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков" (1Кор 15:19). Отрицание воскресения Иисуса равносильно утрате надежды на грядущее спасение. В. В воскресение включает в себя и убеждение в том, что сила Христова воскресения уже сейчас действенна в жизни верующего, т.к. Христос пребывает в нас (Кол 1:27). В борьбе против греха и сил тьмы верующий человек не одинок - в его распоряжении находится державная сила вознесшегося Господа (Еф 1:18-23). На этом основании Павел призывает своих читателей к послушанию в В. Обладая силой воскресения Иисуса Христа, верующий может противостоять искушению. Г) ВЕРА И ПРАВЕДНОСТЬ. В своих посланиях ап. Павел предостерегает членов основанных им общин от строгого следования букве Закона.

Иудео-христианские члены Церкви пытались убедить обращенных язычников в том, что помимо В., действующей любовью (Гал 5:6) и исполненной покорности Божьей воле (ср. Рим 1:5. 15:18), для спасения необходимо еще и внешнее соблюдение Закона. В посланиях к римлянам и к галатам Павел резко выступает против такой т.зр., одноврем. Излагая собственное понимание праведности. Человек обретает спасение или оправдание перед Богом не через исполнение Закона (Рим 3:9 и след.,20. 4:15. Гал 2:21. 3:2,10,19,24), а единственно через В. (Рим 3:22,28), рождающуюся "от слышания слова Божиего" (Рим 10:17). Нас спасает В. В Иисуса. Мы убеждены в том, что Сын Божий "предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего" (Рим 4:25) и что "мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа" (Рим 5:1).

Рассматривая В. Как залог праведности и оправдания, Павел связывает ее непосредств. С Божьим судом. Это не только В. В Бога и упование на Его помощь в нашей земной жизни, но и твердое убеждение человека в том, что он будет оправдан на Страшном суде. Истинное значение такого подхода можно понять, приняв во внимание официальное учение поздней иуд. Теологии (на ней воспитывался и сам Павел), согл. К-рому на Страшном суде не будет искупления. Павел наставляет. В Судный день верующий обретет спасение, т.к. За него ходатайствует Сам Христос (Рим 8:34). Поэтому он с уверенностью говорит о том, что верующий человек должен радоваться в ожидании этого дня (2Тим 4:7 и след.). Значение такой В. Подчеркивал и Иоанн (см. Выше, II,2,б).

5) ВОПРОСЫ ВЕРЫ В ПОСЛАНИИ К ЕВРЕЯМ. Все, ранее сказанное о В., обретает особое звучание в Послании к евреям, в к-ром нашли отражение противоречия, возникшие в палестинской церкви. Начинались новые преследования христиан, но сил противиться им становилось все меньше. Стремясь поддержать своих читателей, автор послания заверяет их в своей готовности помочь им в час испытания. А) БОЖЬЕ ОБЕТОВАНИЕ. Мы получили обетование о том, что войдем в Божий покой (Евр 4:1 и след.). Если Бог обещал даровать верующим спасение, это означает, что в жизни существует цель. Б) СИЛА ВЕРЫ. Веруя, мы входим в покой Божий (Евр 4:3). Нам следует утвердиться в В. (Евр 10:38) и поступать так же, как те, кто уже достиг цели. "Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере ко спасению души" (ст.

39). Мы должны "подражать тем, которые верой и долготерпением наследуют обетования" (Евр 6:12). В) пример ветхозаветных мучеников за В. Убеждает нас в том, что СТОЙКОСТЬ в В. Всегда побеждает (Евр 11). Г) ИИСУС как "начальник и совершитель веры" (Евр 12:2). Иисус дарует и гарантирует победу, если человек проникается В. "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки тот же" (Евр 13:8). Послание к евреям призвано служить Церкви поддержкой в повседневной жизни и способствовать сохранению в ней В. 6) ВОПРОСЫ ВЕРЫ В ПОСЛАНИИ ИАКОВА. Высказывания Иакова о В. Неоднократно представлялись как противоречащие концепции ап. Павла. Но при этом никогда не учитывалось то обстоят-во, что как для Павла, так и для Иакова жизнь в В. Была непременным условием человеческого существования (Деян 15.

21:18 и след. Гал 1:19. 2:9). Нам, созданным "во Христе Иисусе", предназначено исполнить добрые дела, благодаря к-рым В. Достигнет совершенства и без к-рых она останется мертва (Иак 2:22,26. Еф 2:10). Человек, отказавший в помощи своему ближнему (Иак 2:15, 16), по мнению Павла, отрекся от В. (1Тим 5:8). Во Христе истинна только В., действующая любовью (Гал 5:6. Ср. Иак 2:13), но эта В. Несовместима с лицеприятием (ст. 1-4. Ср. Рим 2:11. Гал 3:28). Иаков опровергает мнение о том, что В. Способна заменить послушание (Иак 2:14-26). Возм. (но не безусловно), что сторонники такого мнения апеллировали к ложно истолкованному ими высказыванию Павла о праведности (ср. Рим 4). Апостол солидарен с Иаковом в его отрицании подобного ошибочного утверждения (Рим 6:1 и след.)..

Значения в других словарях
Вера

В Православии главная добродетель, всецелое доверие Богу, убежденность в его доброте, вера в спасительную силу Христа. Такая вера дает человеку жизнь, оправдывает его существование, указывает образ поведения. По определению апостола Павла. «Вера. Есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11. 1). В более широком понимании сущность веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью. Вера — согласие воли с совестью (Л.Н. Толстой). Вера — мать..

Вера

ВЕРА, 1) в теистических религиях личное доверие к Богу и его слову, обращенному к человеку (божественное откровение>). Вера включает в себя решимость исполнять волю Бога вопреки всем сомнениям ("искушениям"), верность Богу (во всех языках, с которыми изначально связано становление теистических религий, "вера" и "верность", а также "верующий" и "верный" обозначаются соответственно тем же словом). В иудаизме, христианстве и исламе понятие> веры почти совпадает с понятием религии (выражения "христи..

Вера

(филос.) означает признание чего-либо истинным с такою решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств Это не значит, что истины веры не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила веры зависит от особого самостоятельного психического акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями. Так, напр., мы безусловно верим в существование внешнего мира самого в себе (независимо от его явления для нас), признаем такое е..

Вера

Уверенность, убежденность в чем-либо. Абсолютная, безграничная, безмерная, безраздельная, бескорыстная, большая, великая, восторженная, глубокая, гордая, горячая, громадная, железная (разг.), живая, искренняя, исступленная, истовая, каменная, крепкая, маниакальная, могучая, неиссякаемая, неистовая, неистребимая, неколебимая, нелепая, немеркнущая, неограниченная, непоколебимая, непреклонная, непреоборимая, нерушимая, несокрушимая, неугасимая, огромная, отважная (устар.), отрадная, пламенная, подл..

Вера

Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью. Лев Толстой Смысл веры не в том, чтобы поселиться на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в себе. Томас Харди Вера состоит в том, что мы верим всему, чего не видим. А наградой за веру является возможность увидеть то, во что мы верим. Августин Блаженный Вера существует для верующих, а не для богов. Лешек Кумор Знание — принудительно, вера — свободна. Николай Бердяев Верить — значит отказыват..

Вера

• абсолютная вера. ..

Вера

Вероисповедание, закон, исповедание, религия, верованье, убеждение, правоверие, православие, ересь. Доверие, кредит, уверенность.. ..

Вера

Уверенность, убежденность в чем-либо. Абсолютная, безграничная, безмерная, безраздельная, бескорыстная, большая, великая, восторженная, глубокая, гордая, горячая, громадная, железная (разг.), живая, искренняя, исступленная, истовая, каменная, крепкая, маниакальная, могучая, неиссякаемая, неистовая, неистребимая, неколебимая, нелепая, немеркнущая, неограниченная, непоколебимая, непреклонная, непреоборимая, нерушимая, несокрушимая, неугасимая, огромная, отважная (устар.), отрадная, пламенная, подл..

Вера

Ж. Уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных. | верование. Отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога. Безусловное признание истин, открытых Богом. | совокупность учения, принятого народом, вероисповедание, исповедание, закон (Божий, церковный, духовный), религия, церковь, духовное братство. | Уверенность, твердая надежда, упование, ожидание. | стар. Клятва, присяга. Слепая вера противна рассудку. Ве..

Вера

Ж.1) а) Признание чего-л. Истинной силой, превосходящей силу аргументов, фактов и логики.б) Убеждение в реальном существовании предметов религии или фантазии, а также в истинности того, что не доказано с несомненностью.в) Твердое убеждение в непременном осуществлении, неизбежности чего-л. Предстоящего.2) а) Состояние сознания верующего. Религия.б) Определенное религиозное учение, вероисповедание.в) перен. Направление в общественной жизни, науке, искусстве.. ..

Вера

ВЕ́РА -ы. Ж.. ..

Вера

-ы, ас. 1. Убеждённость, глубокая уверенность в ком-чём-н. В. В победу. В. В людей. 2. Убеждённость в существовании Бога, высших божественных сил. В. В Бога. 3. То же, что вероисповедание. Христианская в. Человек иной веры. * Принят на веру - признать истинным без доказательств. Верой и правдой служить кому - служить преданно, честно.. ..

Вера

Веры, ж. 1. Состояние сознания верующего, религия (книжн.). Лишь вера в тишине отрадою своей живит унывший дух и сердца ожиданье. Пушкин. Вера в бога. || То или иное религиозное учение, верование. Христианская вера. Человек иной веры. || перен. Мировоззрение, направление в общественной жизни, науке, искусстве (книжн. Шутл.). Он изменил кантианской вере и стал гегельянцем. 2. Убеждение в реальном существовании предметов религии или фантазии, а также в истинности того, что не доказано с несомненно..

Вера

Общеслав. Индоевроп. Характера (ср. Лат. Verus «истинный», авест. Var «верить», нем. Wahr «верный» и т. Д.). Скорее всего, суф. Производное от той же основы, что и лат. Venus «любовь», готск. Wēns «надежда». Первоначальное значение — «истина, правда >. Клятва, присяга» (в верности, истинности), затем — «вера, уверенность».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Вера

Ве́ра ве́рить, укр. Вíра, др.-русск., ст.-слав. Вѣра πίστις (Супр., Клоц.), болг. Вя́ра, сербохорв. Bjȅpa, словен. Véra, чеш. Víra, польск. Wiara, в.-луж., н.-луж. Wjera. Родственно авест. Var- "верить", varǝna- "вера", осет. Urnyn "верить". См. Мейе, Et. 169. Далее, вероятно, сюда же д.-в.-н. Wâra ж. "правда, верность, милость", др.-исл. Vár "обет, торжественное обещание", д.-в.-н. Wâr "правдивый, верный", др.-ирл. Fír "правдивый, истинный", лат. Vērus "истинный, правдивый", гот. Tuzwēr..

Вера

В праве данный термин используется при регулировании вопросов, связанных с обозначением отношения человека к религии.. ..

Вера

- в праве данный термин используется при регулировании вопросов, связанных с обозначением отношения человека к религии. Например, в Декрете СНК РСФСР "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" от 2 февраля (20 января) 1918 г. Говорилось. "Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются" (п. 3). В последующем для аналогичных ситуаций использ..

Вера

- убежденность человека в чем-либо, не подкрепляемая убедительными логическими аргументами или фактами.. ..

Вера

Принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в необходимости полного подтверждения истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость. Особое место в вере занимает религиозная вера. Хотя и религиозная вера и научная «вера» (гипотеза, предположение) опираются на факты, последняя со своими предпосылками, связывающими идеи и выводы, остается в пределах дознаваемого (естественного) и законосообразного, религиозная вера переходит в обла..

Вера

-священный дар Божий (1Кор 12.3,9, ср. Ин 6.44,65). Вера-жизнь праведного (Гал 3.11). Но как и во всем остальном в мире, и в вере есть масса подделок (ср. 2Кор 11.13-15). Например, за веру повсеместно принимается само хождение в церковь (см.), но это великое заблуждение (и оно тем громаднее и опаснее, чем продолжительнее это хождение и чем глубже проникновение ходящего в ее дела). Посещение церкви при некоторых обстоятельствах (при наличии на то воли Божией), конечно, может оказаться началом, за..

Вера

Это русское имя, оно имеет то же значение, что и слово "вера". Вера в детстве уравновешенная девочка, с логическим складом ума. Любит самые разные безделушки, и все ненужные в доме вещички, в конце концов, оказываются среди ее игрушек. Избегает шумных компаний, капризов за ней не водится. Учится прилежно, охотно ухаживает за младшим братиком или сестренкой. Близких подруг у Веры немного. Не спешит пораньше выйти замуж. Вера имеет хорошо организованный практический ум. Она способна трезво оценива..

Вера

ВЕРА - глубинная общечеловеческая универсалия культуры, фиксирующая комплексный феномен индивидуального и массового сознания, включающий в себя такие аспекты, как гносеологический (принятие в качестве истинного тезиса, не доказанного с достоверностью или принципиально недоказуемого), психологический (осознание и переживание содержания данного тезиса в качестве ценности, решимость придерживаться его вопреки жизненным обстоятельствам и сомнениям, выступающая глубоким мотивационным фактором личной ..

Вера

Глубокое, искреннее, пронизанное эмоциями принятие какого-то положения или представления, иногда предполагающее определенные рациональные основания, но обычно обходящееся без них. В. Позволяет признавать некоторые утверждения достоверными и доказанными без критики и обсуждения.Своей непосредственной очевидностью и нерасчлененностью ведущего к ней пути В. Близка интуиции. Как и интуиция, В. Субъективна. В разные эпохи предметом искренней В. Были диаметрально противоположные воззрения. То, во что ..

Веон

Веон см. Ваал-Меон.. ..

Веор

Веор (евр. Беор). 1) отец Белы, первого царя Эдома (Быт 36:32. 1Пар 1:43). 2) отец см. Валаама (Чис 22:5).. ..

Верба

Верба см. Ива, верба.. ..

Верблюд

1) евр. Слово гамал означает одногорбого верблюда, или дромедара (дромадера) (Camelus dromedarius). Его родина - Аравия, но уже ок. 3000 г. До Р.Х. В. Встречался в Египте и, как свидетвуют археол. Находки, в относительно ранний период был известен в Палестине и на юге Арама (Сирии). Упоминания о В. В Библии связаны с Египтом (Быт 12:16. Исх 9:3), Арамом (Быт 30:43), но гл. Образом с арабскими племенами (Быт 37:25. Суд 7:12. 1Цар 15:3. 30:17. 1Пар 5:21). В 1Пар 27:30 говорится, что во времена Дав..

Вера

- одна из трех главных христианских добродетелей. По ·ап. Павлу, вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Без веры невозможно угодить Богу (Евр.11:1 , 6). Но с верою должны быть неразлучны и добрые дела, иначе - вера без дел мертва (Иак.2:20 ). Необходимость веры ·св. Кирилл изъясняет так. "не только у нас, которые носим имя Христово, за великое почитается вера, но и все то, что совершается в мире, даже людьми чуждыми Церкви, совершается верою. На вере утверждается земледели..

Вера

Уверенность в реальном существовании Бога и доверие к Нему. Представляет собой основной признак религиозного сознания. Определяет переживания и поведение верующих.. ..

Вера

— в отличие от религиозной традиции, в науке В. Пони­мается как позиция разума, принимающего некоторые положе­ния, которые не могут быть доказаны. В этом смысле В. Противо­положна знанию. К знанию мы относим то, что может быть проверено, подтверждено, обосновано, доказано. Однако далеко не все убеждения человека могут быть подвергнуты проверке и обоснованы. Часть из них принимается нами без доказательства, так сказать, «на веру», мы верим в то, что эти убеждения истин­ны, полезны, хороши, хотя и..

Дополнительный поиск Вера Вера

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вера" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вера, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 4 символа