Вера

319

Глубокое, искреннее, пронизанное эмоциями принятие какого-то положения или представления, иногда предполагающее определенные рациональные основания, но обычно обходящееся без них. В. Позволяет признавать некоторые утверждения достоверными и доказанными без критики и обсуждения.Своей непосредственной очевидностью и нерасчлененностью ведущего к ней пути В. Близка интуиции. Как и интуиция, В. Субъективна. В разные эпохи предметом искренней В. Были диаметрально противоположные воззрения. То, во что когда-то свято веровали все, спустя время большинству представлялось уже наивным предрассудком. В. Затрагивает не только разум, но и эмоции. Нередко она захватывает всю душу и означает не только интеллектуальную убежденность, но и психологическую расположенность.

В отличие от В. Интуиция, даже когда она является наглядно-содержательной, затрагивает только разум. Если интуиция - это непосредственное усмотрение истины и добра, то В. - непосредственное тяготение к тому, что представляется истиной или добром. Интуиция - способ открытия нового содержания, В. - способ удержания такого содержания в душе и разуме.Принятие каких-то положений или представлений является функцией не только разума, но и др. Сторон духовной жизни человека. Поэтому основания принятия идей и представлений достаточно сложны, а нередко и просто противоречивы. Иногда намечается следующая цепочка разных модусов принятия, определяемая двумя основными факторами - степенью обоснованности рассматриваемых идей или представлений и психологической расположенностью к ним.

Знание - убеждение - вера - безразличие - неверие - сомнение - заблуждение. Противоположностью знания является здесь заблуждение, противоположностью убеждения - сомнение, противоположностью В. - неверие. Модусы возрастающего принятия идей или представлений - В., убеждение, знание. Модусы возрастающего неприятия - отсутствие В., сомнение и заблуждение. Нейтральное отношение (безразличие) означает отсутствие как В., так и неверия в рассматриваемое положение, равнодушие к нему. Данная цепочка, небесполезная в отдельных случаях, вызывает, однако, серьезные возражения, вызванные в первую очередь сложностью отношений между В. И знанием. В. Может быть не только первым шагом на пути к обоснованному знанию, но и шагом, уводящим от знания и препятствующим его достижению.В зависимости от способа, каким оправдывается В., различают рациональную В., предполагающую некоторые основания для своего принятия, и нерациональную В., в случае которой сам факт В.

Считается достаточным для ее оправдания. Самодостаточную В. Иногда называют "слепой". Напр., религиозная В. В чудо не требует к.-л. Обоснования чуда, помимо самого акта В. В него. Ни рациональная, ни тем более нерациональная В. Не гарантирует истины. Напр., если кто-то твердо верит в существование внеземных цивилизаций, то отсюда не вытекает, что они действительно есть.Иногда знание определяется как оправданная, истинная В. Человек знает какое-то положение, если он верит в это положение, и оно является в этом случае истинным. Данным определением знание сводится к В. И истине, но вряд ли это делает понятие знания более ясным. К тому же знание нередко абстрактно и лишено того эмоционального накала, который всегда характерен для В.

Ближе к В. Стоит убеждение, которое всегда подкрепляется определенными чувствами субъекта. "Как всякое интеллектуальное действие, искреннее утверждение несет в себе также и эмоциональную нагрузку. С его помощью мы стараемся уверить, убедить тех, кому мы адресуем речь" (М. Полани).Соотношение знания и убеждения, с одной стороны, и В. - с другой, во многом неясно из-за их связи с разными плоскостями духовной жизни. Очевидно лишь, что знание, убеждение и В. Существенно переплетены, могут взаимно поддерживать друг друга, и разделение их и отнесение к разным сторонам единой человеческой духовной жизни может быть только временным и условным.Предположения не становятся частью науки до тех пор, пока их кто-нибудь не выскажет с убеждением и не заставит в них поверить.

В. Стоит не только за отдельными положениями, но и за целостными концепциями или теориями. Основные трудности их сравнения и выбора между ними вызваны чаще всего разными верованиями, стоящими за ними. Разные системы В. Используют понятия, между которыми невозможно установить обычные логические отношения. Такие системы заставляют своих сторонников видеть вещи по-разному и предполагают разные методы обоснования и оценки выдвигаемых положений. Этими чертами характеризуются и отношения между старой и приходящей ей на смену новой теорией, в силу чего переход от признания одной теории к признанию другой аналогичен "акту обращения" в новую В. И не может быть осуществлен шаг за шагом на основе логики и нейтрального опыта.

Как показывает история науки, этот переход происходит сразу, хотя не обязательно в один прием, или не происходит вообще при жизни современников.Определенная система верований лежит в основе не только определенных теорий, но и самой науки в целом. Эта система задает предпосылки научного теоретизирования и определяет то, что отличает научное мышление от идеологического, утопического или художественного мышления. Наука соответствует предметной противопоставленности всего присутствующего потому, пишет М. Хайдеггер, что она со своей стороны в качестве теории собственно и доводит действительное до предметного противостояния. "наука устанавливает действительное. "то, что существует" - напр., природа, человек, история, язык - выступает как действительное в его предметной противопоставленности и что тем самым наука оказывается теорией, фиксирующей действительное и устанавливающей его в предметном статусе, для средневекового человека было бы таким же странным, как для греческого мышления - сбивающим с толку".

Совокупность мыслительных предпосылок науки размыта, значительная их часть носит характер неявного знания. Этим прежде всего объясняется то, что науку трудно сколь-нибудь однозначно отграничить от того, что наукой не является, и определить научный метод исчерпывающим перечнем правил.Важное значение В. Придает филос. Герменевтика, считающая ее, наряду с традицией, авторитетом, здравым смыслом и вкусом, одной из основ человеческого существования.Аргумент к В. Относится к аргументации контекстуальной, убедительность которой зависит от аудитории. Такой аргумент представляется естественным и веским, как правило, лишь тем, кто разделяет соответствующую систему В. Или склоняется к ее принятию. Др. Аргумент к В. Может казаться субъективным или даже пустым, поскольку верить можно в самые нелепые утверждения.

Вместе с тем в ситуации радикального инакомыслия, непримиримого "разноверия" аргумент к В. Может оказываться едва ли не единственным. Если рассуждения и доводы бессильны, выражение твердой, неотступной В. Может со временем сыграть какую-то роль. Аргумент к В. Не так редок, как это иногда представляется. Он встречается в науке, особенно в периоды ее кризисов. Он неизбежен при обсуждении многих вопросов, напр. Вопроса о будущем человечества или вопроса о предпосылках научного мышления. Этот аргумент обычен в общении людей, придерживающихся какой- то общей системы В.Аргумент к В. Был основательно скомпрометирован в Средние века противопоставлением религиозной В. Разуму, убеждением, что "конкретная реальность" В. Стоит выше "абстрактных истин умозрения".

Фил ос. Герменевтика подчеркнула неустранимость аргумента к В. При обсуждении проблем, касающихся жизни и деятельности человека.Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. Полани М. Личностное знание. М., 1985. Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1988. Хайдеггер М. Наука и осмысление // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. Витгенштейн Л. О достоверности // Философские работы. М., 1994. Ч. 1. Ивин А.А. Теория аргументации. М., 2000.А.А. Ивин.

Значения в других словарях
Вера

В Православии главная добродетель, всецелое доверие Богу, убежденность в его доброте, вера в спасительную силу Христа. Такая вера дает человеку жизнь, оправдывает его существование, указывает образ поведения. По определению апостола Павла. «Вера. Есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11. 1). В более широком понимании сущность веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью. Вера — согласие воли с совестью (Л.Н. Толстой). Вера — мать..

Вера

ВЕРА, 1) в теистических религиях личное доверие к Богу и его слову, обращенному к человеку (божественное откровение>). Вера включает в себя решимость исполнять волю Бога вопреки всем сомнениям ("искушениям"), верность Богу (во всех языках, с которыми изначально связано становление теистических религий, "вера" и "верность", а также "верующий" и "верный" обозначаются соответственно тем же словом). В иудаизме, христианстве и исламе понятие> веры почти совпадает с понятием религии (выражения "христи..

Вера

(филос.) означает признание чего-либо истинным с такою решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств Это не значит, что истины веры не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила веры зависит от особого самостоятельного психического акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями. Так, напр., мы безусловно верим в существование внешнего мира самого в себе (независимо от его явления для нас), признаем такое е..

Вера

Уверенность, убежденность в чем-либо. Абсолютная, безграничная, безмерная, безраздельная, бескорыстная, большая, великая, восторженная, глубокая, гордая, горячая, громадная, железная (разг.), живая, искренняя, исступленная, истовая, каменная, крепкая, маниакальная, могучая, неиссякаемая, неистовая, неистребимая, неколебимая, нелепая, немеркнущая, неограниченная, непоколебимая, непреклонная, непреоборимая, нерушимая, несокрушимая, неугасимая, огромная, отважная (устар.), отрадная, пламенная, подл..

Вера

Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью. Лев Толстой Смысл веры не в том, чтобы поселиться на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в себе. Томас Харди Вера состоит в том, что мы верим всему, чего не видим. А наградой за веру является возможность увидеть то, во что мы верим. Августин Блаженный Вера существует для верующих, а не для богов. Лешек Кумор Знание — принудительно, вера — свободна. Николай Бердяев Верить — значит отказыват..

Вера

• абсолютная вера. ..

Вера

Вероисповедание, закон, исповедание, религия, верованье, убеждение, правоверие, православие, ересь. Доверие, кредит, уверенность.. ..

Вера

Уверенность, убежденность в чем-либо. Абсолютная, безграничная, безмерная, безраздельная, бескорыстная, большая, великая, восторженная, глубокая, гордая, горячая, громадная, железная (разг.), живая, искренняя, исступленная, истовая, каменная, крепкая, маниакальная, могучая, неиссякаемая, неистовая, неистребимая, неколебимая, нелепая, немеркнущая, неограниченная, непоколебимая, непреклонная, непреоборимая, нерушимая, несокрушимая, неугасимая, огромная, отважная (устар.), отрадная, пламенная, подл..

Вера

Ж. Уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных. | верование. Отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога. Безусловное признание истин, открытых Богом. | совокупность учения, принятого народом, вероисповедание, исповедание, закон (Божий, церковный, духовный), религия, церковь, духовное братство. | Уверенность, твердая надежда, упование, ожидание. | стар. Клятва, присяга. Слепая вера противна рассудку. Ве..

Вера

Ж.1) а) Признание чего-л. Истинной силой, превосходящей силу аргументов, фактов и логики.б) Убеждение в реальном существовании предметов религии или фантазии, а также в истинности того, что не доказано с несомненностью.в) Твердое убеждение в непременном осуществлении, неизбежности чего-л. Предстоящего.2) а) Состояние сознания верующего. Религия.б) Определенное религиозное учение, вероисповедание.в) перен. Направление в общественной жизни, науке, искусстве.. ..

Вера

ВЕ́РА -ы. Ж.. ..

Вера

-ы, ас. 1. Убеждённость, глубокая уверенность в ком-чём-н. В. В победу. В. В людей. 2. Убеждённость в существовании Бога, высших божественных сил. В. В Бога. 3. То же, что вероисповедание. Христианская в. Человек иной веры. * Принят на веру - признать истинным без доказательств. Верой и правдой служить кому - служить преданно, честно.. ..

Вера

Веры, ж. 1. Состояние сознания верующего, религия (книжн.). Лишь вера в тишине отрадою своей живит унывший дух и сердца ожиданье. Пушкин. Вера в бога. || То или иное религиозное учение, верование. Христианская вера. Человек иной веры. || перен. Мировоззрение, направление в общественной жизни, науке, искусстве (книжн. Шутл.). Он изменил кантианской вере и стал гегельянцем. 2. Убеждение в реальном существовании предметов религии или фантазии, а также в истинности того, что не доказано с несомненно..

Вера

Общеслав. Индоевроп. Характера (ср. Лат. Verus «истинный», авест. Var «верить», нем. Wahr «верный» и т. Д.). Скорее всего, суф. Производное от той же основы, что и лат. Venus «любовь», готск. Wēns «надежда». Первоначальное значение — «истина, правда >. Клятва, присяга» (в верности, истинности), затем — «вера, уверенность».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Вера

Ве́ра ве́рить, укр. Вíра, др.-русск., ст.-слав. Вѣра πίστις (Супр., Клоц.), болг. Вя́ра, сербохорв. Bjȅpa, словен. Véra, чеш. Víra, польск. Wiara, в.-луж., н.-луж. Wjera. Родственно авест. Var- "верить", varǝna- "вера", осет. Urnyn "верить". См. Мейе, Et. 169. Далее, вероятно, сюда же д.-в.-н. Wâra ж. "правда, верность, милость", др.-исл. Vár "обет, торжественное обещание", д.-в.-н. Wâr "правдивый, верный", др.-ирл. Fír "правдивый, истинный", лат. Vērus "истинный, правдивый", гот. Tuzwēr..

Вера

В праве данный термин используется при регулировании вопросов, связанных с обозначением отношения человека к религии.. ..

Вера

- в праве данный термин используется при регулировании вопросов, связанных с обозначением отношения человека к религии. Например, в Декрете СНК РСФСР "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" от 2 февраля (20 января) 1918 г. Говорилось. "Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются" (п. 3). В последующем для аналогичных ситуаций использ..

Вера

- убежденность человека в чем-либо, не подкрепляемая убедительными логическими аргументами или фактами.. ..

Вера

Принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в необходимости полного подтверждения истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость. Особое место в вере занимает религиозная вера. Хотя и религиозная вера и научная «вера» (гипотеза, предположение) опираются на факты, последняя со своими предпосылками, связывающими идеи и выводы, остается в пределах дознаваемого (естественного) и законосообразного, религиозная вера переходит в обла..

Вера

-священный дар Божий (1Кор 12.3,9, ср. Ин 6.44,65). Вера-жизнь праведного (Гал 3.11). Но как и во всем остальном в мире, и в вере есть масса подделок (ср. 2Кор 11.13-15). Например, за веру повсеместно принимается само хождение в церковь (см.), но это великое заблуждение (и оно тем громаднее и опаснее, чем продолжительнее это хождение и чем глубже проникновение ходящего в ее дела). Посещение церкви при некоторых обстоятельствах (при наличии на то воли Божией), конечно, может оказаться началом, за..

Вера

Это русское имя, оно имеет то же значение, что и слово "вера". Вера в детстве уравновешенная девочка, с логическим складом ума. Любит самые разные безделушки, и все ненужные в доме вещички, в конце концов, оказываются среди ее игрушек. Избегает шумных компаний, капризов за ней не водится. Учится прилежно, охотно ухаживает за младшим братиком или сестренкой. Близких подруг у Веры немного. Не спешит пораньше выйти замуж. Вера имеет хорошо организованный практический ум. Она способна трезво оценива..

Вера

ВЕРА - глубинная общечеловеческая универсалия культуры, фиксирующая комплексный феномен индивидуального и массового сознания, включающий в себя такие аспекты, как гносеологический (принятие в качестве истинного тезиса, не доказанного с достоверностью или принципиально недоказуемого), психологический (осознание и переживание содержания данного тезиса в качестве ценности, решимость придерживаться его вопреки жизненным обстоятельствам и сомнениям, выступающая глубоким мотивационным фактором личной ..

Венский Кружок

— группа ученых и философов, в 1920-е ставшая центром разработки идей логического позитивизма. В.К. Был организован в 1922 Шликом на основе семинара при кафедре философии индуктивных наук Венского университета ("кафедре Маха").В В.К. Входили. Карнап, Нейрат, Ф.Вайсман, Г. Фейгль, Гёдель, Г. Хан, Ф. Кауфман и др. После того, как В.К. Получил международное признание, с ним стали сотрудничать Э. Нагель (США), Айер и др. Участники В.К. Выдвинули программу создания новой научной философии на основе и..

Венцль (Wenzl) Алоиз

(род. 25 янв. 1887, Мюнхен – ум. 20 июля 1967, там же) – нем. Философ. В 1933-1938, а также с 1946 – профессор в Мюнхене, ученик Э. Бехера. Стремился соединить методы и результаты современной биологии и физики с философией и религией с целью получения общеобязательных положений о действительности и для построения теории свободы. Представитель онтологической теории слоев (см. Учение о слоях) и психологической гипотезы виртуальности. Осн. Произв. «Das Leib-Seele-Problem», 1933. «Philosophie als We..

Вера В Сверхъестественное

..

Вербальное Внушение

(от лат. Verbum – слово) – внушение, осуществляемое с помощью слова.. ..

Вера

I. ВЕРА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ1) ВЕРА КАК ОТВЕТ НА БОЖИЙ ПРИЗЫВ. В ВЗ понятие В. Неразрывно связано с заветом, заключ. Между Богом и людьми. В., ее ожиданию и обретению, всегда предшествует Божье деяние. В. - это ответ на прямой призыв Бога, обращ. К человеч. Сердцу, - нежелание следовать этому призыву есть неверие. Неожиданно, но вполне определенно прозвучал призыв Господа к Авраму. "Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе" (Быт 12:1). И Аврам испол..

Вера

- одна из трех главных христианских добродетелей. По ·ап. Павлу, вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Без веры невозможно угодить Богу (Евр.11:1 , 6). Но с верою должны быть неразлучны и добрые дела, иначе - вера без дел мертва (Иак.2:20 ). Необходимость веры ·св. Кирилл изъясняет так. "не только у нас, которые носим имя Христово, за великое почитается вера, но и все то, что совершается в мире, даже людьми чуждыми Церкви, совершается верою. На вере утверждается земледели..

Вера

Уверенность в реальном существовании Бога и доверие к Нему. Представляет собой основной признак религиозного сознания. Определяет переживания и поведение верующих.. ..

Вера

— в отличие от религиозной традиции, в науке В. Пони­мается как позиция разума, принимающего некоторые положе­ния, которые не могут быть доказаны. В этом смысле В. Противо­положна знанию. К знанию мы относим то, что может быть проверено, подтверждено, обосновано, доказано. Однако далеко не все убеждения человека могут быть подвергнуты проверке и обоснованы. Часть из них принимается нами без доказательства, так сказать, «на веру», мы верим в то, что эти убеждения истин­ны, полезны, хороши, хотя и..

Дополнительный поиск Вера Вера

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вера" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вера, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 4 символа