Прозелиты

121

(pros"lutoj - пришедший, новообращенный), греч. Наименование лиц, обратившихся из язычества в *иудейство. Термин этот употреблен в *Септуагинте для передачи евр. Слова гер(м, пришельцы. Поскольку в *допленный период, в силу историч. Условий, ветхозав. Религия должна была развиваться в строго национальных рамках, случаи обращения язычников были довольно редки. Библ. Традиция особенно выделяет хананеянку Раав, моавитянку Руфь, сирийца Неемана. Однако Закон предусматривал защиту П. (напр., Исх 22:21. 23:9. Числ 15:15 и др.), из чего явствует, что они составляли определ. Часть населения. С одной стороны, *универсализм пророческой проповеди подготовил Израиль к мысли о необходимости возвещать Слово Божье языч. Народам (см.Ис 42:6), а с другой - духовные поиски язычества создали предпосылки для прозелитизма.

Но как массовое явление он заявил о себе лишь в эллинистич. Период. Распространению прозелитизма способствовала иудейская *диаспора в странах греч. Языка. "Наши законы, - писал *Филон Александрийский, - привлекают к себе всех. Варваров, иноплеменников, греков, обитателей материка и жителей островов, на Востоке, Западе и в Европе". Если эти слова и содержат известное преувеличение, несомненно, рост числа П. Был достаточно велик, что создавало проблемы как в языческом обществе, так и в иудействе. Римские императоры неск. Раз издавали законы против прозелитизма, против него вели полемику Тацит, Сенека и др. Писатели. В самой ветхозав. Общине мнение относительно П. Разделилось. Если школа книжника Шаммая относилась к ним отрицательно, то школа Гиллеля приветствовала обращение язычников.

По свидетельству Христа Спасителя, мн. Фарисеи обходили моря и сушу в поисках новообращенных (Мф 23:15). Знатокам Закона пришлось создать классификацию П. В зависимости от степени их вхождения в общину. Существовали. А) "П. Праведности", те, кто полностью принял Закон, прошел через обрезание, свящ. Омовение (твилу) и принес жертву (т. Н. "полные П."). Б) "П. Врат", те, кто лишь частично входил в общину и, приняв веру в Бога, обязывался соблюдать т. Н. "Ноевы заповеди" (невкушение крови и т.д.). В) "Боящиеся Бога", те, кто, оставаясь вне иудейской общины, разделял с ней веру в единого Творца и грядущего Спасителя. Книжники разработали сложные правила для испытания и приема неофитов, а также правовой статус П. Прозелиты явились той прослойкой внеиудейского мира, к-рая раньше других откликнулась на евангельскую проповедь (см.Деян 10:1 сл., 13:43 и др.).

Т. О., прозелитизм сыграл заметную роль в деле распространения христианства в 1 в. Прот.*Б у т к е в и ч Т., Язычество и иудейство ко времени земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, Харьков, 1887. *Г о л ь ц м а н О., Падение иудейского государства, М., 1899. *З а р и н С.М., Иудействующие, ПБЭ, т.7, с.554-57. Прозелиты, ЕЭ, т.12. Р о з е н с о н М., Прозелитизм по евр. Вероучению, пер. С евр., Вильна, 1875. *Р ы б и н с к и й В.П., Религиозное влияние иудеев на мир языческий, К., 1898. С е м е н о в И.М., Иудеи и греко-римский мир во втором веке христ. Эры, "Моск. Ун-т. Отдел историко-филологич. Ученые записки", М., 1905, т.34. *Т е р н о в с к и й С.А., Иудеи рассеяния и их религиозная пропаганда, ПС, 1881, т. 1. С в е т л о в Э.

(прот.А.Мень), На пороге Нового Завета, Брюссель, 1983. [*Э д е р ш е й м А.], Приготовление к Евангелию, ХЧ, 1885, ч.I-II. Иностр. Библиогр. См. В кн. *J e r e m i a s J., Jerusalem zur Zeit Jesu, Gott, 1962 (англ. Пер. Jerusalem in the time of Jesus, L., 1969). *S c h u r e r E., Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi, Hildesheim, 1964 (англ. Пер. А History of the Jewish People in the Time of Jesus, N.Y., 1961) и в NCE, v.11. См. Также ст. Второго Храма период. История библейская, Универсализм..

Значения в других словарях
Прозелиты

Слово прозелит (еврейск. Гейр и гейрим, от гур — пребывать, странствовать, приютиться, обитать где-либо) означает чужеземца, иностранца, странника, пришельца, поселенца (Быт., XXIII, 4. Исх., II, 22. XXII, 21. Числ., IX, 14. XV, 29—30. XXXV, 15. 1 Пар., XXIX, 15. Псал., XXXVIII, 13. Иер., XXII, 3. Зах., VII, 10). У семидесяти толковников слово это переводится различно, в особенности же словом προσήλυτος и другими подобными (πάροικος, παρεπίδημος, ξένοςγειώρας, ίουδαϊζοντες). Προσήλυτος (от προσέ..

Прозелиты

Язычники, к-рые после обрезания и специального омовения (см. Крещение, 1,1) принимались в общину Израиля (Деян 2:10. 13:43). Из поздних евр. Письм. Источников известны две группы прозелитов. "прозелиты врат", соблюдавшие лишь т.наз. "семь законов Ноя" (см. Ной), и "прозелиты правды", к-рые полностью подчинялись Закону Моисея.. ..

Притчей Соломоновых Книга

Каноническая книга, входящая в состав *Учительных книг ВЗ. Ее евр. Название. Мишл( Шлом(, Речения Соломона. Делится на 31 главу. Включает 7 сборников изречений, написанных стихами (гл. Обр. Двустишиями), и одну поэму. *Жанр, структура, происхождение. По своему лит. Характеру Притч относится к жанру маш(л (афоризмов). Перевод термина мишле словом "притчи" в греч., лат. И рус. Библии неточен, т.к. Притчами обычно называют краткие назидательные рассказы, а в данной книге их нет. Афоризмы Притч расп..

Притчи Евангельские

Краткие повествования, с помощью к-рых раскрывается смысл Благой Вести. Наличие в евангельских П. Цельного нарративного сюжета отличает их от ветхозав. П. (евр. Машал) представляющих собой афоризмы. *Жанр нарративных П. Возник в ветхозав. Время (см., напр., 2 Цар 12:1 сл.), но только Иисус Христос сделал их одной из основных форм проповеди. Число П. В Евангелиях с трудом поддается учету, поскольку к ним можно отнести и речения, имеющие характер *метафор и т.п. (напр., "соль земли...", Мф 5:13). ..

Прокопий

(ProkТpioj) Г а з с к и й (ок.475-ок.528), палестинский грекоязычный экзегет и писатель. Род. И жил в г.Газе, где руководил школой риторики. Кроме светских произведений, ему принадлежат толкования почти на все книги ВЗ. Эти толкования, дошедшие до наших дней не полностью, представляют собой *катены из отцов Церкви и *Филона Александрийского. Migne. PG, t.87. ЭСБЕ, т.25. LTK, Bd.8. ODCC, p.1130.. ..

Прокш

(Procksch) Отто (1874-1947), нем. Протестантский экзегет. Проф. Свящ.Писания ВЗ в ун-тах Грейфсвальда (э. Орд. С 1906, орд. С 1909) и Эрлангена (с 1925). Автор толкования на Быт (1913) и 1-39 гл.Ис (1930). Важнейшей работой его является "Богословие Ветхого Завета" ("Theologie des Alten Testaments", Gutersloh), к-рое вышло посмертно в 1950. Труд состоит из двух частей. Первая рассматривает историю ветхозав. Религии, вторая носит систематич. Характер. П. Подчеркивал важность Сихемского святилища к..

Дополнительный поиск Прозелиты Прозелиты

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Прозелиты" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Прозелиты, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 9 символа