Прозелиты
(pros"lutoj - пришедший, новообращенный), греч. Наименование лиц, обратившихся из язычества в *иудейство. Термин этот употреблен в *Септуагинте для передачи евр. Слова гер(м, пришельцы. Поскольку в *допленный период, в силу историч. Условий, ветхозав. Религия должна была развиваться в строго национальных рамках, случаи обращения язычников были довольно редки. Библ. Традиция особенно выделяет хананеянку Раав, моавитянку Руфь, сирийца Неемана. Однако Закон предусматривал защиту П. (напр., Исх 22:21. 23:9. Числ 15:15 и др.), из чего явствует, что они составляли определ. Часть населения. С одной стороны, *универсализм пророческой проповеди подготовил Израиль к мысли о необходимости возвещать Слово Божье языч. Народам (см.Ис 42:6), а с другой - духовные поиски язычества создали предпосылки для прозелитизма.
Но как массовое явление он заявил о себе лишь в эллинистич. Период. Распространению прозелитизма способствовала иудейская *диаспора в странах греч. Языка. "Наши законы, - писал *Филон Александрийский, - привлекают к себе всех. Варваров, иноплеменников, греков, обитателей материка и жителей островов, на Востоке, Западе и в Европе". Если эти слова и содержат известное преувеличение, несомненно, рост числа П. Был достаточно велик, что создавало проблемы как в языческом обществе, так и в иудействе. Римские императоры неск. Раз издавали законы против прозелитизма, против него вели полемику Тацит, Сенека и др. Писатели. В самой ветхозав. Общине мнение относительно П. Разделилось. Если школа книжника Шаммая относилась к ним отрицательно, то школа Гиллеля приветствовала обращение язычников.
По свидетельству Христа Спасителя, мн. Фарисеи обходили моря и сушу в поисках новообращенных (Мф 23:15). Знатокам Закона пришлось создать классификацию П. В зависимости от степени их вхождения в общину. Существовали. А) "П. Праведности", те, кто полностью принял Закон, прошел через обрезание, свящ. Омовение (твилу) и принес жертву (т. Н. "полные П."). Б) "П. Врат", те, кто лишь частично входил в общину и, приняв веру в Бога, обязывался соблюдать т. Н. "Ноевы заповеди" (невкушение крови и т.д.). В) "Боящиеся Бога", те, кто, оставаясь вне иудейской общины, разделял с ней веру в единого Творца и грядущего Спасителя. Книжники разработали сложные правила для испытания и приема неофитов, а также правовой статус П. Прозелиты явились той прослойкой внеиудейского мира, к-рая раньше других откликнулась на евангельскую проповедь (см.Деян 10:1 сл., 13:43 и др.).
Т. О., прозелитизм сыграл заметную роль в деле распространения христианства в 1 в. Прот.*Б у т к е в и ч Т., Язычество и иудейство ко времени земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, Харьков, 1887. *Г о л ь ц м а н О., Падение иудейского государства, М., 1899. *З а р и н С.М., Иудействующие, ПБЭ, т.7, с.554-57. Прозелиты, ЕЭ, т.12. Р о з е н с о н М., Прозелитизм по евр. Вероучению, пер. С евр., Вильна, 1875. *Р ы б и н с к и й В.П., Религиозное влияние иудеев на мир языческий, К., 1898. С е м е н о в И.М., Иудеи и греко-римский мир во втором веке христ. Эры, "Моск. Ун-т. Отдел историко-филологич. Ученые записки", М., 1905, т.34. *Т е р н о в с к и й С.А., Иудеи рассеяния и их религиозная пропаганда, ПС, 1881, т. 1. С в е т л о в Э.
(прот.А.Мень), На пороге Нового Завета, Брюссель, 1983. [*Э д е р ш е й м А.], Приготовление к Евангелию, ХЧ, 1885, ч.I-II. Иностр. Библиогр. См. В кн. *J e r e m i a s J., Jerusalem zur Zeit Jesu, Gott, 1962 (англ. Пер. Jerusalem in the time of Jesus, L., 1969). *S c h u r e r E., Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi, Hildesheim, 1964 (англ. Пер. А History of the Jewish People in the Time of Jesus, N.Y., 1961) и в NCE, v.11. См. Также ст. Второго Храма период. История библейская, Универсализм..
Дополнительный поиск Прозелиты
На нашем сайте Вы найдете значение "Прозелиты" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Прозелиты, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 9 символа