Талмуд

317

(евр. Учение) свод памятников иудаистcкой лит-ры, содержащих толкования ВЗ (гл. Обр.*Пятикнижия), применительно к нуждам ритуально-канонич. Уклада иудаистской общины (см. Ст. Галаха) По своему характеру основная часть Т. Является аналогом Типикона, Номоканона, Кормчей и др. Уставных памятников христ. Церк. Предания. Он включает детальное изложение тонкостей обрядов и обычаев. Форма его создает впечатление запутанного громоздкого лабиринта, к-рый *Ренан справедливо называл образчиком "педантизма, жалкой казуистики и религиозного формализма". Подобную оценку давали Т. И многие христ. Богословы, особенно протестантские. Тем не менее нельзя игнорировать и того, что в Т. Сохранились важные свидетельства о Предании ветхозав. Церкви как *междузаветного, так и евангельского периодов, к-рые проливают свет на НЗ.

Одним из первых христ. Библеистов, к-рый привлек Т. Для толкования Евангелий, был *Эдершайм. Но он использовал талмудич. Письменность гл. Обр. Для уточнения историч. Фона евангельских событий. Другие авторы пошли дальше, обнаружив глубокую связь между НЗ и раввинистич. Литературой. Сама идея Предания, методы интерпретации Библии, обряды *таинств церковных, молитвенные чинопоследования Церкви - все это оказалось связанным не только с Писанием ВЗ, но и со свящ. Традициями иудейства. Основа Т. Сложилась в среде *фарисеев. Хотя их лицeмерие было неоднократно обличаемо Христом Спасителем, однако Он же сказал о фарисеях. "Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте. По делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают" (Мф 23:3).

Следовательно, раввинистич. Традиция не была отвергнута Им как исключительно негативная. Задача христ. Богословия - отделить в Т. То, что относится к подлинному Преданию, от того, что выражает чуждые христианству наслоения в иудаизме. Состав Т. Фундаментом Т. Является уставно-канонич. Сборник, именуемый М и ш н а (повторение). Она включает 6 разделов, состоящих из 63 трактатов, разделенных на главы и параграфы. I. Зераим (Посевы. Аграрные законы). Содержит 11 трактатов. Берахот (Благословения), Пеа (край поля, оставляемый для бедных), Маасорот (десятины) и др. II. Моэд (Праздники). Содержит 12 трактатов. Шабб(т (Суббота), Эрувин (смягчения субботних правил), Песахим (Пасха), Иома (Судный День), Рош-хашана Новый( год), Таанит (посты), Сукк(т (Кущи), Мегила (чтение Пятикнижия), Хагига (праздничные жертвы) и др.

III. Нашим (Жены. Брачное право). Содержит 7 трактатов. Иевамот (запретные браки), Кетубот (брачные союзы), Недарим (обеты), Назир (аскеты) и др. IV. Незекин (уголовное право). Содержит 10 трактатов Бава Камма (Первые врата), Бава Мециа (Средние врата), Бава Батра (Последние врата), Санхедрин (*Синедрион) и др. V. Кодашим (Святыни. Ритуальные уставы). Содержит 11 трактатов. Зевахим (*жертвоприношения), Миддот (о Храме) и др. VI. Терахот (Очищения. О ритуальной чистоте). Содержит 12 трактатов. Келим (об утвари), Миквот (свящ.омовения) и др. (полный перечень трактатов см. В кн. *Троицкий И.Г., Библ. Археология, СПб., 1913, с.25 сл.). Первая из дошедших до нас полная печатная Мишна вышла в Неаполе в 1492. При ее цитации лат. Цифрой принято указывать главу трактата, а параграф - арабской.

Существует два древних толкования на Мишну, называемых Г е м а р а м и, или Т. В узком смысле этого слова. Термин Гемара означает завершение. Гемара, созданная в Палестине, называется Иерусалимской (Иерушалми), а в Парфянской *диаспоре (в Вавилонии) - Гемарой Вавилонской (Бавли). Первая содержит комментарий к 39 трактатам Мишны, а вторая, более обширная - к 36 ее трактатам. Первопечатные Гемары вышли в Венеции в 1520-23. В ее изданиях принято сохранять одно и то же содержание страниц. Поэтому ссылки на Гемары делаются с указанием порядкового номера страницы (араб. Цифрами). Кроме указанных 3-х разделов Т. В состав талмудич. Письменности входят. А) Тос(фта (дополнит. Пояснения к Мишне), б) Барайта (дополнения к Мишне, авторитет к-рых не считается в иудаизме общепризнанным), в) *Мидраши.

Мехилта (толкование богослужебных разделов Исх), Сифра (толкование Лев), Сифре (толкование ритуальных частей Числ и Втор), Танхум (толкование на все Пятикнижие) Берешит Рабба (толкование на Быт), Шемот Рабба (толкование на Исх) и др. (см. Полный перечень в ук. Соч. Троицкого И.). Происхождение Т. Начало Т. Коренится в Предании ветхозав. Церкви, идущем от *патриархов и Моисея. Оно передавалось в *устной традиции *книжников, *мудрецов и *пророков. Важность Предания была, однако, осознана лишь после Ездры, когда Пятикнижие в нынешнем его виде было окончательно кодифицировано как общий закон для ветхозав. Церкви. В период борьбы с *эллинизмом (2 в. До н.э.) возникла острая необходимость в адаптации Писания к изменившимся условиям жизни.

Эту адаптацию стремились осуществить гл. Обр. Фарисеи, толковавшие Закон применительно к конкретным требованиям момента. Издержкой этого процесса явилось смешение подлинного Предания с "преданиями человеческими", притязавшими на авторитет, равный Библии. Неизвестно, когда были записаны первые тексты талмудич. Предания. Среди учителей иудейства междузаветного времени было не принято заносить свои речения в свитки. Начало записей принадлежит *таннаям, к-рые к нач. 3 в. Н.э. Собрали воедино мнения наставников по вопросу о галахе. Ведущую роль в этом сыграл рабби Иегуда Ганаси из Галилеи (ок. 135 - ок. 220 н.э.), к-рому приписывают окончат. Редакцию Мишны. Вскоре после оформления Мишны были записаны Тосефта и Барайта. Составители Гемар, или собственно Т., назывались а м о р а я м и, толкователями.

В 4 в. В Тивериаде (Галилея) был завершен Палестинский Т., а в Парфии на рубеже 5 и 6 вв. - Вавилонский. Там же появилось и большинство мидрашей, дата к-рых также относится к раннему Средневековью. Особенности Т. Язык Т. Отличается от классич. *древнеевр. Языка. Он отражает иноязычные влияния и несет на себе печать уставно-юридич. Специфики и среды, в к-рой он возник. Благоговейный авторитет, к-рый окружал имена таннаев, заставил компиляторов Т. Сохранить множество высказываний "отцов", даже противоречащих друг другу. Хотя таннаи пытались ввести нек-рый порядок и систему в текст, в целом он сохранил свой пестрый мозаичный характер, отразив дискуссии, к-рые велись между богословами, канонистами и кодификаторами богослужебных уставов.

Мишна - произведение исключительно галахическое. Элементы галахи занимают ведущее место и в др. Частях Т. Однако в них также есть много материала, относящегося к категории агады (см. Ст. Жанры, п.1). Это нравств. Наставления и гомилетич. Отрывки, притчи и *легенды, житийные сказания о таннаях и мидраши, сложившиеся вокруг текста ВЗ, мифы и афоризмы. Агадические тексты содержатся преимущ. В Вавилонской Гемаре и мидрашах. Составители Т., в отличие от александрийских иудеев (*Филон Александрийский) отказались от всякого контакта со светской греч. Культурой. Они видели свою задачу в изоляции иудаизма, в ограждении его от внешних влияний. Прежний религ.-государств. Строй после падения Иерусалима должна была заменить строгая, детально разработанная система, обнимающая все проявления общинной жизни.

Хозяйство и посты, молитвы и уголовное право были подчинены единому авторитету правил, собранных в Т. Фактически он стал заслонять Свящ.Писание, против чего впоследствии восстали караимы и представители реформированного иудаизма. Вероучение и этика Т. Основы талмудич. Догматики, естественно, исходят из ВЗ, преимуществ. Из Пятикнижия. Провозглашается абсолютное единство Бога, неприступного и непостижимого. Однако в Т. Есть учение о М е м р е, Слове Сущего, Которое тождественно Самому Богу. Точно так же тождественна Богу Ш е х и н а (Пребывание, Присутствие Божье). Понятие о Ней близко к христ. Учению о Св.Духе. Т. Признает не только воскресение из мертвых (запечатленное в Дан и *неканонич. Книгах), но и бессмертие души. В нек-рых трактатах вечная жизнь рассматривается как удел одних праведников.

Дух законничества, религ. Формализма, царящий в Т., не полностью заслоняет в нем дух живой веры и нравственности. Если одни учителя ведут бесконечный спор о числе и времени молитв (Берахот, I,1), то другие подчеркивают необходимость глубокого духовного настроя молящихся (там же, V,1). Рабби Симеон говорил, что важнее не столько изучать Тору, сколько творить добрые дела (Авот, I,17). В трактате Шемот Рабба (22) заповедуется платить добром за зло. Многие наставления Т. Близки к евангельским заповедям, напр. "Подражайте Богу. Как Он милосерд, так и вы будьте милосердны" (Сота 14а), "Не поступай с другим, как ты не хочешь, чтобы поступали с тобой" (Шаббат 31а). Примеры подобных изречений приведены в статье *Соловьева Вл.

О Т. (см.библиогр.). Религиозно-этический аспект талмудич. Письменности использовался в новое время в диалоге между христианами и иудаистами. В связи с этим *Антоний (Храповицкий) писал еще в 1907. "Я глубоко убежден в том, что, изучая свой закон и своих средневековых богословов, евреи больше будут уважать и христианскую веру, и русские тогда будут вести с ними искренний обмен своих религиозных убеждений. Так, напр., прп.Феодосий Печерский по ночам выходил на торг и беседовал с евреями о вере. Блаженный Иероним в своих толкованиях древних пророков приводит и мнения "помогавшего ему в переводе текста еврея", и нужно сказать, мнения весьма основательные, приближающиеся нередко к чистому христианству" (Соч., т.3).

Агадические толкования ВЗ в Т. Представляют собой род притч, основанных на Писании. Чаще всего они носят фольклорный характер, приближаясь к *апокрифам. Так, в Берешит Рабба 38 подробно повествуется о мотивах *вавилонского столпотворения. Бунтуя против Бога, строители башни говорят. "Почему Он избрал для Себя небо, а для нас оставил земную юдоль. Пойдем, построим башню и на вершине ее поставим идола, грозящего простертым к небу мечом и как бы вызывающим Бога на бой". Талмудич. Комментаторы считали, что как мир создавался в 6 дней, так и история его должна длиться 6 тыс. Лет (2 тыс. Лет язычества, 2 тыс. Лет Закона, 2 тыс. Лет *мессианской эры). Немало в Т. И элементов фантастики и мифологии. Так, в нем рассказывается, что Адам и Ева до того, как познали друг друга в браке, вступали в плотское общение с демонами и дали начало чудовищным тварям.

Таннаев постоянно занимал вопрос о том, что является сущностью ветхозав. Закона. Один из них считал, что на протяжении свящ. Истории число главных заповедей (ср.Мф 22:35-40) постепенно сокращалось. Давид свел их к 11 (Пс 14), Исайя к 6-ти (гл.33:15), прор.Михей - к 3-м (гл.6:8), а прор.Аввакум - к одной. "Праведный своею верою жив будет" (2:4). Свидетельства о Христе в Т. Отличаются крайней смутностью и враждебным характером, отражающим острую конфронтацию между иудаизмом и Церковью в первые века н.э. О Христе сказано, что Он научился магии в Египте, что Он был "соблазнителем народа" и Его побили камнями. Согласно Барайте к трактату Санхедрин 43а, Иисуса "повесили накануне Пасхи". Там же говорится, что у Христа было 5 учеников.

Матфей, Фаддей, Нецер, Буни и Ники (м.б., Никодим) Все эти упоминания не имеют почти никакого историч. Значения. Однако из них явствует, что даже враги христианства не могли отрицать существования Христа как Личности. В трактате Авода зара (16в-17а) есть указание на то, что нек-рые раввины 1 в. Положительно оценивали речения Христа. Как отмечают мн. Исследователи, хотя Т. Создавался в эпоху активной антихрист. Полемики (*Цельс, *Порфирий и др.), его составители предпочитали не полемизировать с христианством, а игнорировать его. Агадические элементы Т. Могут оказать определ. Помощь в изучении НЗ. В частн., они уясняют методы толкования ВЗ ап.Павлом, к-рый нередко прибегал к приемам *раввинистической экзегезы (напр., Гал 4:21-31).

П е р е в о д ы. А г а д а, Сказания, притчи, изречения Талмуда и мидрашей, Одесса, 1910, ч.1. Т о ж е, Берлин, 1922, ч.2. Т о ж е, М., 1993. Живая мораль, или Сокровищница талмудич. Этики, сост.О.Я.Гурвич, Вильна, 1901. Т а л м у д. Мишна и Тосефта, пер.Н.Переферковича, т.1-6, СПб., 1899-1904. Т а л м у д. Мехилта и Тосифра, т.1-6, СПб., 1899-1904. Талмуд Вавилонский. Трактат Берахот, СПб., 1909. Т о ж е, 40 v. In 25, Вильна, 1880-86 (изд. Считалось лучшим). Талмуд Иерусалимский, Берлин, 1925. Талмуд о Христе и христианстве, в кн. Ранович А., Первоисточники по истории раннего христианства, М., 1933. Ф и н н С.И., Мировоззрение талмудистов. Свод религ.-нравств. Поучений в выдержках из главнейших книг раввинской письменности, т.1-3, СПб., 1874-76, репр., М., 1994.

Le Talmud de Jerusalem, Р., 1871-90. Midrash Rabbah, v.1-13, L., 1939. Sifre zu Numeri, Bd.1-2, Stuttg., 1935-36. The Babylonian Talmud, v.1-18, L., 1961. *Б е р н ф е л ь д С., Талмуд. Его сущность, значение и история, СПб., 1901. Е г о ж е и др., Талмуд, ЕЭ, т.14. Б ы к о в А., Талмуд Вавилонский, "Наблюдатель", 1891, №4-5. В а р ш а в с к и й И., Талмудич. Мораль, Одесса, 1880. *В и г у р у Ф., Руководство..., пер. С франц., М., 19162, т.1, с.250-59. Д а р м ш т е т е р А., Талмуд, "Восход", 1893, ( 2-4. Д е й ч Э., Что такое Талмуд. СПб., 1870. *Д е л и ч Ф., Слово правды о Талмуде, пер. С нем., СПб., 1885. Д и м и н с к и й С.Я., Исследование о Талмуде, ТКДА, 1868, ( 2, 5, 8, 12. З и л ь б е р ш т е й н И., Свод этики иудаизма (по Библии, Талмуду и раввинской письменности), Варшава, 1889.

Прот.К о в а л ь н и ц к и й А., Теоретич. Богословие евреев-талмудистов, пер. С нем., СПб., 18982. Л е в н е р И., Еврейские легенды по Талмуду, мидрашам и другим первоисточникам, Варшава, 1903. М а к о в с к и й Г.Б., Нравоучение в Талмуде, М., 19152. Мишна, ЕЭ, т.11. Н е у с ы х и н И.Г., Очерки талмудич. Учения, Пг., 1917. *Н и к о л ь с к и й Н.М., Талмудич. Традиция об Иисусе, "Белорус.ун-та Труды", 1925, ( 7. *О л е с н и ц к и й А., Из талмудич. Мифологии, ТКДА, 1870, ( 1, 2, 4, 8. П е р е ф е р к о в и ч Н., Талмуд, его история и содержание, СПб., 1897. *Р е н а н Э., Талмуд, "Научное обозрение", СПб., 1900, ( 5. С в е т л о в Э. (прот.А.Мень), На пороге Нового Завета, Брюссель, 1983 (там же приведена библиогр.). С о л о в ь е в Вл., Талмуд и новейшая полемич.

Литература о нем в Австрии и в Германии, Соч., СПб., 19122, т.6. *Т р о и ц к и й И.Г., О Талмуде, СПб., 1901. Е г о ж е, Талмудич. Учение о посмертном состоянии и конечной участи людей, СПб., 1904. Ш т е й н з а л ь ц А., Контуры Талмуда, пер. С иврита, М.-Иерусалим, 1981. F u n k S., Die Entsthehung des Talmuds, Lpz., 1910. M o o r e G.F., Judaism in the First Centuries of the Christian Era, v.1-3, Camb. (USA), 1950-54. N e u s n e r J., A History of the Jews in Babylonia, Leiden, 1965. S a n d e r s E.P., Paul and Palestinian Judaism, Phil., 1977. *S t r a c k H.L., Einleitung in Talmud und Midras, Munch., 1921 (англ. Пер. Introduction to the Talmud and Midrash, Phil., 1931)..

Значения в других словарях
Талмуд

IТа́лмуд Давид Львович [11(24).10.1900, Елизаветград, ныне Кировоград, — 8.2.1973, Москва], советский физико-химик, член-корреспондент АН СССР (1934). Член КПСС с 1940. После окончания (1923) Одесского химического института преподавал в Одесском университете. Работал в Ленинградском институте химической физики (с 1930), в институте биохимии АН СССР (с 1934). Основные труды в области физической химии поверхностных слоев и коллоидной химии. Наряду с теоретическими исследованиями разработал ряд про..

Талмуд

ТАЛМУД (др.-евр. - букв. - изучение), собрание догматических, религиозно-этических и правовых положений иудаизма, сложившихся в 4 в. До н.э. - 5 в. Н. Э. Включает Мишну - толкования Торы и Гемару - толкования Мишны. Правовые положения составляют Галаху, сопутствующие Галахе мифы, легенды, притчи, рассказы, сказки - Аггаду (Агаду).. ..

Талмуд

ТАЛМУД (древнееврейское, буквально - изучение), собрание догматических, религиозно-этических и правовых положений иудаизма, сложившихся в 4 в. До нашей эры - 5 в. Нашей эры. Включает Мишну - толкования Торы и Гемару - толкования Мишны. Правовые положения составляют Галаху, сопутствующие Галахе мифы, легенды, притчи, рассказы, сказки - Аггаду (Агаду).. ..

Талмуд

("учение", "изъяснение") — основной памятник раввинской письменности, содержащий, кроме религиозно-правовых норм еврейства, все созданное еврейскими учеными в области теософии, этики, поэзии, истории, экзегетики, естествознания, математики и медицины приблизительно от 300 г. До Р. Хр. До 500 г. По Р. Хр. Начатки Т. Традиция относит к эпохе возвращения евреев из вавилонского плена, когда вокруг Ездры и Неемии сгруппировались книжники (соферим, по-греч. Γραμματείς), занимавшиеся истолкованием "кни..

Талмуд

Свод раввинистической литературы, состоит из Мишны (собрание законов) и Гемары (обсуждения и толкования Мишны). Существуют две версии Талмуда - иерусалимская и вавилонская. И та и другая содержат Мишну, но Гемара у них разная. Более важным и авторитетным считается Вавилонский Талмуд. Мишна, после ее фиксации в 200, стала основным текстом, изучаемым в раввинских академиях Вавилонии и Палестины. Не все из 63 трактатов Мишны сопровождаются Гемарой (в Вавилонском Талмуде, например, Гемару имеет толь..

Талмуд

(евр. Равв. Thalmud - устное обучение, от lamad - учить). Книга, заключающая в себе собрание наставлений, нравоучений, устные предания и законы евреев.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)[др.-евр. - "учение"] - собрание догматических, религиозно-эстетических, правовых, бытовых предписаний иудаизма (ИУДАИЗМ) (III в. До н. Э. - V в. Н. Э.).(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)евр.-равв. Thalmud, устное обучение, от lamad, ..

Талмуд

Кодекс, собрание. ..

Талмуд

М. Толкования и дополнения раввинов жидовских к Ветхому Завету. Наши жиды талмудисты, а караимы или кераиты талмуда не признают. -дный, к нему относящ. -дическое толкованье.. ..

Талмуд

М.Свод толкований Ветхого Завета и религиозно-этнические, правовые, бытовые предписания, основанные на этих толкованиях (в иудаизме).. ..

Талмуд

ТАЛМУ́Д -а. М. [др.-евр. Talmūdh наставление, свод правил от lāmadh - изучение].. ..

Талмуд

-а, м. 1. (Т прописное) В иудаизме. Свод толкований Ветхого завета и предписания (религиозные, нравственные, бытовые), основанные на этих толкованиях. 2. Перен. Начётничество, схоластика (во 2 знач.) (книжн.). II прил. Талмудистский, -ая, -ое и талмудический, -ая, -ое (к 1 знач.).. ..

Талмуд

Талмуда, м. (др.-евр. Talmыd - учение). Свод правил и предписаний, составленный на основе толкований еврейских священных книг и регламентирующий религиозно-правовые отношения и быт верующих евреев.. ..

Талмуд

(др.-евр., букв. Изучение). ..

Талмуд

- кодекс религиозных, бытовых и правовых предписаний иудейства, составленный в III в. До н.э. - V в. Н.э. Один из главных источников еврейского религиозного права.. ..

Талмуд

— изучение — свод религиозных трактатов, закрепивших идеологические, культовые и религиозно-правовые представления иудаизма феодального периода. Письменное оформление Т. Длилось три века (ill—V вв.), как устная традиция возник значительно раньше. В Т. Отразился комплекс эсхатологических идей. Представления о конце света, вера в страшный суд, воскресение из мертвых и загробное воздаяние, неизвестных ранее религиозному сознанию евреев. В нем разработана громоздкая система иудейской обрядности, сос..

Талмуд

(древнеевр., букв. - учение, изучение) - собрание догматич., религ.-этич. И правовых законоположений иудаизма, сложившихся в 4 в. До н. Э. - 5 в. Н. Э. И составленных частью на др.-евр. Языке, частью на диалектах арамейского. Содержит поучения по вопросам морали, права, рассуждения о догматике и культе иудаизма, мифы и легенды о мироздании и человеке, элементарные сведения по медицине, астрономии, географии. Самая древняя часть Т. - Мишна - повторяет и обновляет толкование "Моисеева закона" (Тор..

Талмуд

(древнеевр., букв. – изучение) – собрание религиозно-этических и правовых положений иудаизма, сложившихся в 4 в. До Р. X.-5 в. После Р. X. (см. Еврейская философия). Талмудист- истолкователь или последователь Талмуда.. ..

Талмуд

Талмуд см. Мишна.. ..

Таинства Церковные И Библия

Слово "таинство", или точнее "тайна" (евр. Сод. Арам. Раз), употребляется в ВЗ для обозначения промыслительных деяний Божьих, к-рые открыты пророкам (Ам 3:7. Дан 2:28). В аналогичном значении слово "тайна" (греч. Must"riun) встречается и в Евангелии, когда Христос Спаситель говорит о "тайне Царства" (Мк 4:11). Ап.Павел прибегал к слову "тайна", благовествуя о спасении язычников (см., напр., 1 Кор 2:7). В соответствии с таким библ.-сотериологич. Смыслом слова must"riun оно стало обозначать и свящ..

Тайная Вечеря

Традиционное название последней трапезы Христа Спасителя с учениками. Название ее связано с тем, что из-за угрозы со стороны *Синедриона вечеря должна была происходить втайне. Ее средоточием был священный акт установления *Нового Завета, предреченного пророками (Иер 31:31), и таинства евхаристии, к-рое, по воле Самого Господа, стало совершаться Церковью в "воспоминание" о Нем. Свидетельства о Т.в. Содержатся в Мф 26:17-35. Мк 14:12-26. Лк 22:7-39. Ин 13-14. 1 Кор 11:23-25 и в целом совпадают меж..

Таннаи

(арам. Учители), иудейские толкователи ВЗ, хранители ветхозав. *Предания, а затем и иудаистских традиций. Время их деятельности совпадает с 1-2 вв. Н.э. Родоначальниками богословских школ Т. Были *фарисеи. Гл. Внимание комментаторы из этих школ уделяли ритуальным и правовым вопросам (см. Ст. Галаха) Учение Т. Соединяло ветхозав. Предание и Писание с раввинистич. "преданиями старцев", к-рые были осуждены Христом Спасителем как человеческое измышление (Мф 15:1 сл.). Одним из первых Т. Был Гамалиил..

Таргумы

(евр.переводы), переводы книг ВЗ на арам. Язык. Первые такие переводы были устными и относятся ко времени, когда сподвижники Ездры публично читали и изъясняли *Пятикнижие (Неем 8:7-8). Датировка письменных Т. Точно не установлена, но несомненно, что какая-то часть их возникла в дохрист. Время. В *Плена период многие иудеи стали говорить на арам. Языке и уже плохо понимали *древнеевр. Язык. Хотя позднее, в *междузаветный период, древнеевр. Язык снова возродился в народе, многие продолжали говорит..

Талмуд

Собрание законоположений иудаистской религии. Является основным богословским сборником иудаизма. Талмуд сформировался в течение многих веков, с IV века до н.э. До IV века н.э. Столетиями первоначальное содержание Талмуда передавалось от поколения к поко. ..

Талмуд

(Евр.) Раввинские комментарии по еврейскому вероучению. Он состоит из двух частей. Древняя, Мишна, и более современная, Гемара. Евреи, называя «Пятикнижие» писанным законом, называют «» написанным или устным законом. (w.w.w.) «» содержит гражданские и церковные законы евреев, приписывающих этой книге большую святость. Ибо, за исключением вышеуказанной разницы между «Пятикнижием» и «ом», первое, как они заявляют, не может претендовать на приоритет перед последним, так как обе были получены Моисее..

Дополнительный поиск Талмуд Талмуд

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Талмуд" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Талмуд, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 6 символа