Таннаи

300

(арам. Учители), иудейские толкователи ВЗ, хранители ветхозав. *Предания, а затем и иудаистских традиций. Время их деятельности совпадает с 1-2 вв. Н.э. Родоначальниками богословских школ Т. Были *фарисеи. Гл. Внимание комментаторы из этих школ уделяли ритуальным и правовым вопросам (см. Ст. Галаха) Учение Т. Соединяло ветхозав. Предание и Писание с раввинистич. "преданиями старцев", к-рые были осуждены Христом Спасителем как человеческое измышление (Мф 15:1 сл.). Одним из первых Т. Был Гамалиил I (ум.ок.60), учитель ап.Павла (Деян 5:34 сл. 22:3), принадлежавший к либеральной школе Гиллеля. Известно, что Гамалиил призывал *Синедрион терпимо относиться к апостолам Христовым. Согласно *легенде, приводимой в *Климентинах (Rес 1,65), в конце жизни он принял христианство (древние агиографы включают его в число святых).

Его преемником был последний фарисейский учитель Иоанн, сын Закхея (Иоханан бен Заккай), умерший ок.80. Этот таннай, как и христиане, был противником войны с Римом и во время восстания тайно покинул Иерусалим. Он получил от Веспасиана разрешение основать новый *Синедрион и богословскую школу в Ямнии, близ Яффы (см. Ст. Ямнийская школа). Узнав о гибели Иерусалима, Иоханан объявил, что отныне добрые дела должны заменять *жертвоприношения (Авот р.Нафана, IV). Более того, он считал, что добродетель может служить спасением и для язычников (Бава Батра 10б). Иоханан толковал ВЗ и предания применительно к новым условиям жизни. По словам *Талмуда, когда он умер, "погас блеск мудрости". С Иохананом кончился период плюрализма и религ.

Терпимости. Исчезновение в результате войны *зелотов, *саддукеев, *ессеев и др. Течений, а также разрыв с христианами сделали Т. Единств. Руководителями *иудаизма. Раббан Гамалиил II (ум. Ок. 120) стремился сцементировать иудаизм, создав монолитную замкнутую религиозно-бытовую систему. Он первый официально осудил евреев-христиан как еретиков. Диктат Гамалиила привел к его изгнанию (впрочем, временному) из Ямнийского Синедриона. Усилиями Гамалиила II галахич. Предания стали считаться равными *Пятикнижию (говорили даже о "двух Торах", Предании и Писании). Из Т. 2 в. Наиболее известны рабби Тарфон, выведенный свт.*Иустином в его "Диалоге с Трифоном иудеем", и рабби Акиба. Последний принимал участие в восстании Бар-Кохбы против Рима (132-135).

Он открыто признал Бар-Кохбу Мессией. Когда восстание было подавлено, Акиба попал в плен и был казнен. Ему принадлежит идея, что в Пятикнижии символич. Значение имеет каждая деталь, даже формы букв. Т. Считались "святыми отцами" иудаизма. Авторитет их был очень высок. Их толкование обрядов легло в основу *Мишны. Завершителем и редактором ее считается рабби Иуда Святой, или Иегуда Ганаси (ок.135-ок.220), один из последних Т., прославившийся своей ученостью и аскетизмом. Иуда Ганаси, ЕЭ, т.8. *Р е н а н Э., Евангелия. Второе поколение христианства, СПб., (1907), репр. М., 1991. Е г о ж е, Христ. Церковь. Царствование Адриана и Антонина Благочестивого, СПб., (1907), репр. М., 1991. Танна, Таннаи, ЕЭ, т.14. *Т р о и ц к и й И.Г., Иуда "святой" Рабби, ПБЭ, т.8, с.529-30.

Иностр. Библиогр. См. N e u s n e r J., The Rabbinic Tradition, v.1-3, Leiden, 1971. S a f r a i S., S t e r n M. (ed.), The Jewish People in the First Century, v.1-2, Assen (Netherl.), 1974-76. S a n d e r s E.P., Paul and Palestinian Judaism, Phil., 1977. См. Также ст.Талмуд..

Значения в других словарях
Таннаи

— иудейские законоучители из школы в г. Ябне на Средиземном море, которые давали толкование Торы (Пятикнижия). Эти комментарии III в. Н. Э. Были вызваны необходимостью приспособления богослужебной литературы к потребностям евреев диаспоры. Комментарии книжников (соферим), фарисеев и Т. Составили Мишну (см. Талмуд).. ..

Тайная Вечеря

Традиционное название последней трапезы Христа Спасителя с учениками. Название ее связано с тем, что из-за угрозы со стороны *Синедриона вечеря должна была происходить втайне. Ее средоточием был священный акт установления *Нового Завета, предреченного пророками (Иер 31:31), и таинства евхаристии, к-рое, по воле Самого Господа, стало совершаться Церковью в "воспоминание" о Нем. Свидетельства о Т.в. Содержатся в Мф 26:17-35. Мк 14:12-26. Лк 22:7-39. Ин 13-14. 1 Кор 11:23-25 и в целом совпадают меж..

Талмуд

(евр. Учение) свод памятников иудаистcкой лит-ры, содержащих толкования ВЗ (гл. Обр.*Пятикнижия), применительно к нуждам ритуально-канонич. Уклада иудаистской общины (см. Ст. Галаха) По своему характеру основная часть Т. Является аналогом Типикона, Номоканона, Кормчей и др. Уставных памятников христ. Церк. Предания. Он включает детальное изложение тонкостей обрядов и обычаев. Форма его создает впечатление запутанного громоздкого лабиринта, к-рый *Ренан справедливо называл образчиком "педантизма,..

Таргумы

(евр.переводы), переводы книг ВЗ на арам. Язык. Первые такие переводы были устными и относятся ко времени, когда сподвижники Ездры публично читали и изъясняли *Пятикнижие (Неем 8:7-8). Датировка письменных Т. Точно не установлена, но несомненно, что какая-то часть их возникла в дохрист. Время. В *Плена период многие иудеи стали говорить на арам. Языке и уже плохо понимали *древнеевр. Язык. Хотя позднее, в *междузаветный период, древнеевр. Язык снова возродился в народе, многие продолжали говорит..

Тареев

Михаил Михайлович (1866-1934), рус. Правосл. Богослов и экзегет. Род. В Рязанской губ. В семье сел. Священника. После окончания МДА (1891) нек-рое время преподавал в Псковской и Рижской ДС, а затем защитил магистерскую дисс. В МДА ("Искушение Богочеловека", М., 1892. Во 2-м изд. Книга, по требованию Синода, была названа "Искушение Господа нашего Иисуса Христа", М., 1900). С 1902 по 1918 проф. МДА по каф. Нравств. Богословия. В 1904 за исследование "Философия евангельской истории" (Серг.Пос., 190..

Дополнительный поиск Таннаи Таннаи

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Таннаи" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Таннаи, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 6 символа