Авраам бен-Иошия Иерушалми

212

— караимский ученый и писатель первой половины 18 века. Караимский библиограф Симха Исаак Луцкий считает его крымским уроженцем (см. "Ор-хот Цадиким") и называет Авраамом Калаи, т. Е. Из Чуфут-Кале, относя прозвище Иерушалми только к его отцу Иошии, побывавшему в св. Городе (именем "иерушалми". Величают себя караимы, побывавшие хоть один раз в Иерусалиме). А. Написал две книги, из коих первая, одно из лучших произведений караимской письменности, носит заглавие "Эмуна-омен", ימא. הנומא. ("Истинная вера"), и написана в конце 1712 г. Она была напечатана в Евпатории в 1846 г. По словам А., это его первое сочинение. Поэтому тем более заслуживает внимания обширная эрудиция автора не только в области караимского творчества, но особенно во всех отраслях талмудической и раввинской письменности.

Книга содержит четыре рассуждения. 1) Истинна ли и божественного ли происхождения Тора. 2) Вечна ли Тора. 3) Истинно ли вероучение караимов или раббанитов. 4) Разрешается ли евреям заниматься изучением других наук, кроме Торы. — На первый из этих вопросов автор отвечает кратким утверждением, что для истинности и божественности Торы у него имеются доказательства логические и исторические. Тора перешла к нам от предков, истинность же ее признана всеми. Таким образом, его аргументация имеет близкое сходство с доказательствами Иегуды Галеви. Таким же способом А. Отвечает и на второй вопрос. Если мы признаем истинность Торы, то обязательно должны верить и в ее вечность, тем более что сама Тора многократно говорит, что она дана навеки.

Третий вопрос занимает большую часть книги (стр. 4—44), и в попытке его разрешения А. Пользуется всей талмудической литературой, хотя часто цитирует ее из вторых рук. Он обнаруживает обширное знакомство со средневековой раввинско-философской литературой и отдает дань уважения ее представителям, особенно великому Маймониду".Спор между раввинистами и караимами А. Приводит к трем главным пунктам. А) предписания, которые, по убеждениям раввинистов, были переданы Моисею на Синае устно (הבלה. יםמ. השמל) и, переходя из рода в род, были наконец записаны как законы. Б) утверждение раввинистов, что Св. Писание еще нуждается в толковании и объяснении в духе традиции.

В) что ученым знатокам Торы предоставлено право, опираясь на 11 ст. 17 гл. Второзакония, прибавлять к писанному закону предписания и "ограждения". — А. Особенно долго останавливается на первом пункте спора, выказывая здесь изумительную эрудицию. Он доказывает, что между самими раввинистами существуют разногласия в вопросах галахи, и при этом ссылается на Маймонида, утверждающего в начале своего "Сефер Мицвот", что только 613 заповедей следует считать взятыми из писаного закона, все же остальное считается "словами соферов". На этом основании А. Утверждает, что различие между караимами и раввинистами заключается лишь в том, что, по доктрине раввинистов, мы обязаны исполнять постановления ученых, выводимые из библейских законов путем искусственной интерпретации, ибо такое толкование предусмотрено смыслом вышеупомянутого стиха Второзакония.

Караимские же ученые убеждены, что, если доказательства раввинистов не имеют в каждом данном случае фактического основания, они вовсе не обязательны (стр. 36б). Отмечая это, автор с гордостью заявляет, что он первый из всех караимов постиг великой важности вопрос, что галаха, переданная Моисею на Синае, создана соферами (это признают, по его мнению, и ученейшие талмудисты) и что до всего этого он додумался благодаря лишь точному исполнению наставления первых караимских ученых — изучать Мишну и Талмуд, "в большей части которых хранятся заветы наших предков". (стр. 21б и 44б). — По четвертому пункту А. Приходит к заключению, что евреям нельзя заниматься изучением светских наук, причем не следует подражать Маймониду, пути и мысли которого непостижимы для нас.

О себе лично А. Говорит, что он изучал светские науки только как вспомогательные средства к изучению Св. Писания. При этом А. Берет свои доказательства лишь из тех философских сочинений, которые превозносят богословскую науку над философской и предостерегают верующих от рационалистического вольнодумства (напр. Труды Исаака Арамы, Иосифа Альбо и других консервативных мыслителей). Вместе с тем А. Приводит и те места Талмуда, где сказано, что светские науки разрешается изучать только в сумерки, цитирует р. Гая Гаона, утверждавшего, что только изучение Мишны и Талмуда укрепляет душу, и известный отзыв р. Ашера б.-Иехиеля (Рош) о философии. "Благословен Всемилосердный, избавивший нас от нее". — Слог А. Находится в большой зависимости от слога раввинских писателей.

Автор обнаруживает большую сдержанность в выражениях, когда полемизирует с "раббанитами", и только изредка раздраженно отзывается о талмудическом иудаизме. Он нападает на Саадию Гаона (стр. 33б) и особенно на Авраама бен-Давида из Посквера (стр. 35а) за его утверждение, что все учение творцов Мишны и Талмуда перешло по традиции от одного ученого к другому, восходя до "великого собора". И пророков. — А. Написал также книгу "Schaol Schaal". O шехите (см.). Рукопись ее находилась у караимского хахама в Одессе, Авраама Бейма, а другая копия — в Петербурге, под № 625. К сочинениям А. Нужно еще прибавить проповедь на субботу раскаяния. Она находится в рукописи в Оксфорде (Каталог Нейбауэра, № 277).

Кроме того, А. Приписываются две литургические песни в караимском молитвеннике, носящие в акростихе имя "Авраам". (см. Виленское изд., стр. 14 и 166, а также Луццато в его "Nachlath", помещ. В сборнике "Ozar Tob", 1883 г., стр. 27—28). — Ср. Fürst, Gesch. Des Karäerth., III, 68—73 (ряд ошибочных заключений). Gottlober, Bakoreth le-Toldoth ha-Karaim, p. 150—151. Neubauer, Aus d. Petersb. Bibliothek, p. 49. Finn, Kneseth Israel, s. V., p. 30. Kohler, Jew. Enc., s. V., I, 113. Poznanski, The Karaite liter. Opponents of Saadiah Gaon, № 47.C. П.{Евр. Энц.}.

Значения в других словарях
Авраам бен-Илия

— сын "Виленского Гаона", род. Около 1750, ум. В Вильне в 1808 г. А. Получил первоначальное образование под руководством гениального отца, который был противником как мистицизма хасидов, так и пилпула, или казуистики, тогдашних польских раввинов. Согласно обычаю того времени, А. Женился на двенадцатом году жизни, но продолжал свои занятия в талмудических школах других городов, а через несколько лет возвратился домой и закончил курс раввинских наук под руководством отца. Благодаря влиян..

Авраам бен-Иосиф-Соломон Луцкий

(известный под прозвищем Ибн-Яшар) — караимский писатель и поэт, жил в Крыму в первой половине 19 в. Родился в Луцке 25 декабря 1792 г., умер в Екатеринославе 26 июня 1855 г. Он был сотрудником своего отца, караимского хахама в Евпатории, известного под именем "Яшар". (см. Иосиф-Соломон бен-Моисей Луцкий). Когда Иосиф Луцкий отправился вместе с Симхой Бобовичем в 1827 г. В Петербург хлопотать об освобождении караимов от воинской повинности, А. Во время отсутствия отца исполнял его обяза..

Авраам Дов Бер бен-Соломон

— ученый 18 в., раввин Оршанский, автор "Be'er Abraham", глосс на первую часть Иоре-Деа (Шулхан-Арух), напечатанных в 1783 г. В Шклове. — Ср. Винер, Bibl. Friedl., 1014.{Евр. Энц.}. ..

Авраам Сефарди

— пайтан (литургический поэт), пять пиутов которого к праздничным молитвам вошло в караимский молитвенник (см. Виленское изд., ч. II, стр. 59, 117, 189, 193 и 195). В четырех из них акростихом выведено имя "Авраам Сефарди". (ידרפם), а в одном ידרפש. По мнению Цунца, и семь других пиутов, читаемых караимами во время праздничного богослужения перед пением первых семи строф 119 Псалма (Aschre T'mime dorech) и имеющих в акростихе им..

Дополнительный поиск Авраам бен-Иошия Иерушалми Авраам бен-Иошия Иерушалми

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Авраам бен-Иошия Иерушалми" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Авраам бен-Иошия Иерушалми, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 26 символа