Гераклит
Эфесский (Herákleitos Ephesios) (р. Около 544—540 до н. Э. — г. Смерти неизвестен), древнегреческий философ-материалист, в наивной форме сформулировавший ряд диалектических принципов бытия и познания. Написал не дошедшее до нас сочинение «О природе», от которого сохранились лишь отрывки в сочинениях позднейших авторов. Стиль Г. Отличается поэтической образностью. Многозначная символика его фрагментов делает подчас загадочным их внутренний смысл, вследствие чего Г. Ещё в древности был прозван «тёмным». Г. Принадлежал к ионийской школе (См. Ионийская школа) древнегреческой философии. Первоначалом сущего Г. Считал огонь, стихию, которая представлялась древним грекам наиболее тонкой, лёгкой и подвижной. Путём сгущения из огня появляются все вещи и путём разрежения в него возвращаются.
Этот мировой огонь «мерами вспыхивает и потухает», причём мир, по Г., не создан никем из богов или людей. Диалектика у Г. — концепция непрерывного изменения, становления, которое мыслится в пределах материального Космоса и в основном является круговоротом веществ, стихий — огня, воздуха, воды и земли. Здесь выступает у философа знаменитый образ реки, в которую нельзя войти дважды, поскольку в каждый момент она всё новая. Становление возможно только в виде непрерывного перехода из одной противоположности в другую, в виде единства уже сформировавшихся противоположностей. Так, у Г. Едины жизнь и смерть, день и ночь, добро и зло. Противоположности пребывают в вечной борьбе, так что «раздор есть отец всего, царь всего».
В понимание диалектики Г. Входит и момент относительности (относительность красоты божества, человека и обезьяны, человеческих дел и поступков и т. П.), хотя он и не упускал из виду того единого и цельного, в пределах которого происходит борьба противоположностей. В истории философии наибольшие споры вызвало учение Г. О Логосе, который истолковывался как «бог», «судьба», «необходимость», «вечность», «мудрость», «общее», «закон» и который в качестве мироустрояющего и упорядочивающего принципа может быть понят как род универсальной закономерности и необходимости. В русле учения о логосе у Г. Совпадают судьба, необходимость и разум. В теории познания Г. Начинал с внешних чувств. Глаза и уши для Г. — наилучшие свидетели, причём «глаза — более точные свидетели, чем уши».
Однако только мышление, которое обще у всех и воспроизводит природу всего, приводит к мудрости, т. Е. К знанию всего во всем. Классики марксизма-ленинизма выдвигали в философии Г. На первый план материализм и диалектику. Ленин называл Г. «. Одним из основоположников диалектики...» (Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 29, с. 309). Соч. Переводы фрагментов на рус. Яз. В. Нилендера, в кн. Гераклит Эфесский, М., 1910 (с греческим текстом). А. О. Маковельского в его кн. Досократики, ч. 1, Казань, 1914, с. 147—80. Материалисты Древней Греции, М., 1955, с. 41—52. Лит. Дынник М. А., Диалектика Гераклита Эфесского, М., 1929. История философии, т. 1, М., 1957, с. 72—82. Лосев А. Ф., История античной эстетики, М., 1963, с. 345—90. Кессиди Ф. Х., Философские и эстетические взгляды Гераклита Эфесского, М., 1963.
Ramnoux С., Vocabulaire et structures de pensee archaїque chez Heraclite, P., 1959. Wheelwright Ph., Heraclitus, Princeton, 1959. А. Ф. Лосев. Гераклит Эфесский..
Дополнительный поиск Гераклит
На нашем сайте Вы найдете значение "Гераклит" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гераклит, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 8 символа