Зенон
IЗе́нон (Zenon) Бернард (1894—25.6. 1942, Кассель, Германия), деятель люксембургского рабочего движения. По профессии рабочий-металлист. Накануне 1-й мировой войны 1914—18 примкнул к социалистическому движению и в 1919 возглавил левое крыло в социал-демократической партии Люксембурга, выступившее за присоединение к Коминтерну. Один из инициаторов создания (январь 1921) и руководителей Коммунистической партии Люксембурга (КПЛ), в которой вначале был политическим секретарём ЦК, а с мая 1921 — председателем. После оккупации Люксембурга немецко-фашистскими войсками (10 мая 1940) в подполье руководил деятельностью КПЛ. В сентября 1940 З. Был арестован гестапо. Умер в тюрьме. IIЗено́н (Zenon) из Китиона (на острове Кипр) (около 336—264 до н.
Э.), древнегреческий философ, основатель школы Стоицизма. Обучался у киника Кратеса, представителя мегарской школы (См. Мегарская школа) Стилпона, а также у философов Академии платоновской (См. Академия Платоновская) и Полемона. В 308 до н. Э. Основал собственную школу в Афинах. Сочинения З. Дошли до нас только в отрывках. Учение З., складывавшееся в условиях формирования могущественных эллинистических государств, характеризуется преимущественно вниманием к обоснованию внутренней независимости личности. З. Строит этику на основе физики, т. Е. Учения о природе. Вслед за Гераклитом основой сущего З. Провозглашает огонь, который он отождествляет с божественным Логосом. Над миром господствует необходимость, или фатум, однако сам мир — живое целое, пронизанное божественным дыханием (пневмой).
В человеческом поведении первичным является влечение, движение души, определяющее причины отдельных человеческих действий. Учение о влечении предшествует у З. Учению о добродетели. Цель разумного влечения — добродетельная жизнь, которую З., в согласии с киниками, определял как жизнь, сообразную с природой. Добродетель есть устойчивое, самотождественное состояние познающего разума — вслед за Сократом З. Отождествлял добро с разумом, знанием, внося в этику сильную струю рационализма (в пороках З. Видит лишь недостаток знаний). В учении З. О доблестных и дурных поступках выступает важное для стоиков понятие о долге — неписаном законе, с которым отдельное лицо сообразует свои действия и в котором сказывается общая зависимость всего от объективных закономерностей природы.
Напротив, страсть — чрезмерное влечение, свершающееся наперекор природе и разуму. Мудрец добровольно стремится исполнять всевластную необходимость. Он добродетелен и, в силу разумности, бесстрастен. В учении об обществе З. Развивал космополитическое воззрение, отразившее процесс становления мирового государства. З. Распространяет на государство закон, общий для всех народов и обнимающий весь мир. Благо всех выше блага отдельного лица. Политический закон совпадает для З. С нравственным. В педагогических идеях З. Намечены предпосылки учения о характере. Вера З. В определяемость нравственного поступка мышлением связывала З. С сократовской традицией и оказала значительное влияние на развитие психологии и этики. Фрагменты в книге.
Arnim 1., Stoicorum veterum fragmenta, v. 1, Lipsiae, 1921. Лит. История философии, т. 1, М., 1940 (см. Указатель имён). Pohlenz М., Die Stoa, 2 Aufl., Gött., 1959. В. Ф. Асмус. Зенон из Китиона..
Дополнительный поиск Зенон
На нашем сайте Вы найдете значение "Зенон" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Зенон, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "З". Общая длина 5 символа