Игры детские

114

вид активной деятельности детей, заключающийся обычно в воспроизведении ими окружающей жизни, главным образом действий взрослых и отношений между ними. И. Д. Социальны по своему происхождению, по своей природе и, следовательно, по своему содержанию. Многие И. Д. Носят национальный, народный характер и передаются из поколения в поколение. В них формируется и проявляется потребность ребёнка познать окружающий мир и воздействовать на него, развиваются интеллектуальные, моральные, волевые и физические качества, формируется личность в целом. Игры являются ведущей деятельностью детей в дошкольном возрасте и занимают важное место в воспитании и обучении школьников всех возрастов. По словам А. М. Горького, игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.

В советской педагогике И. Д. Рассматриваются как одно из средств коммунистического воспитания, самовоспитания и обучения детей. В педагогической литературе обычно различают игры-манипуляции детей до 3 лет, сюжетные (ролевые, режиссёрские и игры-драматизации), подвижные и дидактические И. Д. Начальной формой И. Д. Являются игры-манипуляции детей ясельного возраста, сопровождающиеся эмоциональным оживлением ребёнка, играющего, как правило, индивидуально. В процессе таких манипуляций взрослые учат детей предметным действиям, знакомят их с формой, цветом, назначением предметов, учат играть рядом. Сюжетные игры дошкольников начинаются с ролевых, в которых дети берут на себя активные роли — взрослого человека, животного, машины и др.

(пассивные роли отводятся игрушкам). Характерной особенностью сюжетных И. Д. Является их двойственный символический характер (например, играющий мальчик — одновременно и «лётчик в полёте», и ребёнок на стуле). Дети строят игровую ситуацию, одновременно активно включаясь в жизнь взрослых. Они учитывают особенности реальной обстановки, в которой только и могут действовать, и тех реальных предметов, которые применяются в игре. Игрушки, предметы быта, материалы, включаемые в игру, становятся символами, заменяющими предметы из мира взрослых. Именно этот двойственный характер игровой ситуации и создаёт возможность усвоения детьми знаний о тех сторонах действительности, в которых они ещё не могут осуществить реальную предметную деятельность.

Та же двойственность — расхождение и связывание в игре плана изображаемого (мир взрослых) и плана реальных игровых действий — является важным условием развития мышления, воображения, творческих возможностей ребёнка. Сюжеты игр обогащаются с расширением знаний детей о жизни. Вначале в них отражаются окружающий быт, производственные и общественные темы. Дети обращаются также к сюжетам литературных произведений, кинофильмов, теле- и радиопередач и др. Происходит изменение и содержания игры. От действий с игровыми предметами, лежащих в основе сюжетной игры на ранних ступенях,— к изображению деятельности и отношений взрослых, к образованию новой игровой ситуации — роли, в которой ребёнок отождествляет себя с изображаемым лицом (с этой целью используются и игровые атрибуты, символизирующие роль).

Ролевая игра как наиболее развёрнутая форма сюжетных И. Д. Сохраняется у детей до подросткового возраста. В режиссёрских играх дети обычно не берут ролей на себя, а распределяют их между игрушками и действуют за них. Сюжет (бытовой, общественный, литературный и др.), как правило, развивается в действии с фигурками, выполняющими пассивные роли. Обстановку для сюжетных игр дети создают при помощи игрушек, игровых строительных и природных материалов. В играх-драматизациях дети старшего дошкольного и младшего школьного возрастов воспроизводят в театрализованной форме содержание литературных произведений. Роли распределяются между детьми, игрушками, используется и театр кукол. В процессе таких игр у детей развиваются художественные способности и интерес к участию в художественной самодеятельности.

Подвижные игры у детей ясельного и младшего дошкольного возрастов — подражательные игры — движения под потешки, песенки взрослых и игры с игрушками. Многие подвижные игры дошкольников близки к драматизации. Ряд игр имеет сюжет и правила («гуси-лебеди»), многие — только правила («салочки», «прятки»). С 4—5 лет дети, играя, соревнуются в беге, прыжках, бросках и др. У детей 5—6 лет подвижные игры начинают приобретать спортивный характер. Особое значение подвижные И. Д. И спортивные игры имеют для физического воспитания школьников (см. Физическое воспитание, Спортивные игры). Одним из действенных средств умственного воспитания детей, особенно дошкольников, являются дидактические игры, имеющие целью дать ребёнку новые знания о предметах, их классификации, назначении, свойствах, о видах труда, явлениях природы и др.

Дидактические И. Д. Используются при обучении детей счёту и чтению. Нередко дидактические И. Д. Проходят с игрушками, настольно-печатными играми (различного типа лото, домино, викторины и т. П.), природными материалами. Широко распространены словесные дидактические И. Д. Без игрушек — загадки, шарады, кроссворды и др. Правила дидактических И. Д. (как и многих подвижных) создаются взрослыми, но обычно пополняются и видоизменяются детьми. Часто дидактические И. Д. Носят характер познавательно-тренировочных игр-упражнений и игр-соревнований. Значительное место в И. Д. Занимает изготовление детьми игрушек и игр-самоделок, что способствует развитию детского творчества (См. Детское творчество). Взрослые обучают детей умению играть в коллективе, использовать игры там, где возникает стремление участвовать в недоступной деятельности старших.

Обогащают содержание и сюжеты И. Д. Помогают приобретать в процессе игры знания, навыки и умения. Создают условия для игры. Игра, по словам Н. К. Крупской, — школа организации. Являясь действенным средством развития у детей творческой активности, инициативы, коллективизма, организаторских умений и навыков, И. Д. Широко используются в жизни детских коллективов, причём игровые элементы вносятся не только в различные детские праздники, соревнования, но и в трудовые и другие общественно полезные дела. Ряд игр носит всесоюзный характер. Военно-патриотическая игра «Зарница», соревнования на приз «Кожаный мяч» и «Золотая шайба», спартакиады школьников, радио- и телевикторины и игры-конкурсы и др. С целью педагогической организации И.

Д. В часы досуга в школах, внешкольных и культурно-просветительских учреждениях создана сеть детских игротек. См. Также ст. Игрушка. Лит. Рубинштейн С. Л., Основы психологии, М., 1935. Воспитание ребёнка в семье от трёх до семи лет. (Книга для родителей). Под ред. Е. А. Флёриной, М., 1950. Макаренко А. С., Игра, Соч., т. 4, М., 1957. Дьячкова О. А., Игры школьников, М., 1955. Эльконин Д. Б., Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста, М., 1957. Леонтьев А. Н., Психологические основы дошкольной игры, в его кн. Проблемы развития психики, М., 1959. Эльконин Д. Б., Детская психология, М., 1960. Роль игры в детском саду. Под ред. А. П. Усовой, М., 1961. Махлак Е. С., Психологические особенности сюжетной игры в школьном возрасте, в сборнике. Вопросы психологии личности школьника, М.

1961. Психология и педагогика игры дошкольника, М., 1966. Голециова О., Клиндова Л., Бердыхова Я., Игры в детском саду, М., 1966. Выготский Л. С., Игра и её роль в психическом развитии ребёнка, «Вопросы психологии», 1966, № 6. Яковлев В. Г., Гриневский А., Игры для детей, М., 1968. Всегда всем весело. Сб. Игр для пионеров и школьников, М., 1969. Е. А. Коссаковская, И. Б. Даунис.

Значения в других словарях
Игрунковые обезьяны

(Callithricidae) семейство американских обезьян. В отличие от других обезьян, имеют когтевидные ногти на всех пальцах (исключая большой палец задних ног). Отсюда другое название — когтистые обезьяны. Волосы густые, шелковистые, на ушах кисточки. Хвост обычно сильно опушен. Длина тела 13—37 см, хвоста 15—42 см, весят от 70 до 1000 г. Окраска разнообразна, преобладают два цвета — белый и чёрный. В отличие от остальных обезьян, И. О. Имеют по 2 больших коренных зуба (вместо 3) на каждой стороне вер..

Игрушка

предмет, предназначенный для игры. Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, И. Служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. И. Помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. И. Широко используется в учебно-воспитательной работе с детьми, в частности для развития детского, технического и художественного творчества (см. Игры детские, Детское..

Игуанодонты

(Iguanodontidae) семейство вымерших пресмыкающихся отряда птицетазовых динозавров (См. Птицетазовые динозавры). Существовали в конце юрского и первой половине мелового периодов. Крупные (длиной до 10 м), передвигавшиеся на задних конечностях растительноядные пресмыкающиеся, напоминавшие строением зубов современных ящериц игуан (См. Игуаны). 5 родов, объединявших много видов. И. — предки утконосых динозавров (См. Утконосые динозавры). Многочисленные остатки И. Найдены в Западной Европе, Северной ..

Игуаны

игуановые (Iguanidae), семейство пресмыкающихся отряда ящериц. В отличие от представителей близкого семейства агам (См. Агамы), зубы у И. Прикреплены к внутренней поверхности челюстей. Более 50 родов, в том числе собственно И. (Iguana), Анолисы, Василиски, Конолоф, Жабовидные ящерицы и др. (всего около 700 видов). Распространены преимущественно в Западном полушарии. В Восточном — только на островах Мадагаскар (3 вида), Фиджи и Общества (2 вида). Большинство живёт в лесах, на деревьях, многие — ..

Дополнительный поиск Игры детские Игры детские

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Игры детские" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Игры детские, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 12 символа