Метод

144

(от греч. Méthodos — путь исследования или познания, теория, учение) совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи. В качестве М. Могут выступать система операций при работе на определённом оборудовании, приёмы научного исследования и изложения материала, приёмы художественного отбора, обобщения и оценки материала с позиций того или иного эстетического идеала и т. Д. В философии под её М. Понимается способ построения и обоснования системы философского знания. Для марксистско-ленинской философии в качестве М. Выступает материалистическая Диалектика. Своими генетическими корнями М. Восходит к практической деятельности. Приёмы практических действий человека с самого начала должны были сообразовываться со свойствами и законами действительности, с объективной логикой тех вещей, с которыми он имел дело.

Становясь предметом осознания, эти способы деятельности выступали в качестве источников М. Мышления, а развитие и дифференциация последних (особенно в связи с развитием науки) в конечном счёте привели к учению о М. — методологии (См. Методология). Основное содержание М. Науки образуют прежде всего научные теории, проверенные практикой. Любая такая теория по существу выступает в функции М. При построении др. Теорий в данной или даже в иных областях знания или в функции М., определяющего содержание и последовательность экспериментальной деятельности. Поэтому фактически различие между М. И теорией носит функциональный характер. Формируясь в качестве теоретического результата прошлого исследования, М. Выступает как исходный пункт и условие последующих исследований.

Хотя проблема М. Обсуждалась уже в античной философии (которая впервые обратила внимание на взаимозависимость результата и М. Познания), однако систематическое развитие М. Познания и их изучение начинаются лишь в новое время, с возникновением экспериментальной науки. Именно эксперимент потребовал строгих М., дающих однозначный результат. С этого времени развитие, совершенствование М. Выступает как важнейшая составная часть всего прогресса науки. Современная система М. Науки столь же разнообразна, как и сама наука. Этому соответствует множество различных классификаций М. Говорят, например, о М. Эксперимента, М. Обработки эмпирических данных, М. Построения научных теорий и их проверки, М. Изложения научных результатов (членение М., основанное на членении стадий исследовательской деятельности).

По другой классификации М. Делятся на философские, общенаучные и специально-научные. Ещё одна классификация опирается на различие М. Качественного и количественного изучения реальности. Для современной науки важное значение имеет различение М. В зависимости от форм причинности — однозначно-детерминистские и вероятностные М. Углубление взаимосвязи наук приводит к тому, что результаты, модели и М. Одних наук всё более широко используются в других, относительно менее развитых науках (например, применение физических и химических М. В биологии и медицине). Это порождает проблему М. Междисциплинарного исследования. Повышение уровня абстрактности современной науки выдвинуло важную проблему интерпретации результатов исследования, особенно исследования, выполненного с широким применением средств формализации.

В этой связи специально разрабатываются М. Интерпретации научных данных. Столь широкое многообразие М. Науки и сама творческая природа научного мышления делают крайне проблематичной возможность построения единой теории научного М. В строгом смысле слова — теории, которая давала бы полное и систематическое описание всех существующих и возможных М. Поэтому реальным предметом методологического анализа является не создание подобной теории, а исследование общей структуры и типологии существующих М., выявление тенденций и направлений их развития, а также проблема взаимосвязи различных М. В научном исследовании. Один из аспектов этой последней проблемы образует вопрос о роли философского М. В научном познании. Как показывает опыт развития науки, эти М., не всегда в явном виде учитываемые исследователем, имеют решающее значение в определении судьбы исследования, т.

К. Именно они задают общее направление исследования, принципы подхода к объекту изучения, а также являются отправной точкой при мировоззренческой оценке полученных результатов. Как показывает история познания, особенно современного, адекватными философскими М. Являются лишь диалектика и материализм. Методологическая роль материализма заключается в том, что он срывает завесу сверхъестественности со сложных явлений природы, общества и человеческого сознания и ориентирует науку на раскрытие естественных, объективных связей, обязывает учёного оставаться на почве надёжно установленных фактов. Диалектика же является научным М. Материалистической философии и всей науки в целом, т. К. Она формулирует наиболее общие законы познания.

Диалектика как М. Есть реальная логика содержательного творческого мышления, отражающая объективную диалектику самой действительности. Будучи сознательно положенной в основу теоретического мышления, материалистическая диалектика освобождает учёного от субъективного произвола в подборе и объяснении фактов, от односторонности. В диалектике все проблемы приобретают исторический характер, а исследование развития становится стратегическим принципом современной науки. Наконец, диалектика ориентирует на раскрытие и способы разрешения противоречий как в познании, так и в самой действительности. Философские М. «работают» в науке обычно не непосредственно, а опосредуясь другими, более конкретными М. Например, принцип Историзма как универсальный М., разрабатываемый философией, преломился в биологии в виде эволюционного учения — методологической основы современных биологических дисциплин.

В астрономии этот же принцип породил совокупность космогонических гипотез. В социальном познании исторический материализм выполняет функции М. Для всех общественных наук. М., имеющие общенаучный характер. Сравнение, анализ и синтез, идеализация, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, индукция и дедукция и т. Д. — также конкретизируются в каждой отдельной науке. Важная особенность современного этапа развития науки заключается в существенном возрастании роли конструктивных моментов в научном познании. Характер задач современной науки таков, что она всё чаще не просто отражает те или иные аспекты реальности, но и проектирует реальность в соответствии с определёнными целями. Это ведёт к необходимости осуществлять и широкое конструирование М.

Познания, особенно формальных, в частности математических М. Соответственно расширяется и специальное изучение логической структуры формальных М. Одним из конкретных выражений усиления конструктивности познания является быстро растущее распространение М. Моделирования (См. Моделирование), который вообще может служить ярким примером подлинно эвристической роли М. Познания. Лит. См. При ст. Методология. А. Г. Спиркин.

Значения в других словарях
Метнер

Николай Карлович [24.12.1879(5.1.1880), Москва, — 13.11.1951, Лондон], русский композитор и пианист. В 1900 окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано В. И. Сафонова (теоретические предметы изучал под руководством С. И. Танеева, А. С. Аренского). В 1909—10, 1915—21 профессор Московской консерватории (класс фортепиано). С 1921 жил в Германии, Франции, с 1936 — в Великобритании. В 1927 концертировал в СССР. Основная область творчества М. — камерная, прежде всего фортепианная, музыка. О..

Метнер Николай Карлович

Метнер Николай Карлович [24.12.1879(5.1.1880), Москва, — 13.11.1951, Лондон], русский композитор и пианист. В 1900 окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано В. И. Сафонова (теоретические предметы изучал под руководством С. И. Танеева, А. С. Аренского). В 1909—10, 1915—21 профессор Московской консерватории (класс фортепиано). С 1921 жил в Германии, Франции, с 1936 — в Великобритании. В 1927 концертировал в СССР. Основная область творчества М. — камерная, прежде всего фортепианная, муз..

Метод проектов

организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов. М. П. Возник во 2-й половине 19 в. В школах США. Основывается на теоретических концепциях прагматической педагогики. Подробное освещение получил в трудах американских педагогов Дж. И Э. Дьюи, У. Х. Килпатрика и Э. Коллинза. В 60—70-е гг. 20 в. В США развернулась широкая критика М. П., вызванная нарушением систематичности обучения и снижением уровня теоретических знан..

Метод художественный

система принципов, управляющих процессом создания произведений литературы и искусства. Категория М. Х. Была введена в эстетическую мысль в конце 1920-х гг., став одним из основных понятий марксистской теории художественного творчества. Отвергая все иррационалистические толкования творческого акта. Религиозно-мистическое, интуитивистское, психоаналитическое и т.п., — марксистская наука исходит из того, что сколь бы ни была значительна роль интуитивно-бессознательных моментов деятельности художни..

Метод

МЕТОД (от греч. Methodos - путь исследования - теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В философии метод - способ построения и обоснования системы философского знания.. ..

Метод

МЕТОД (от греческого methodos - путь исследования, теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В философии метод - способ построения и обоснования системы философского знания.. ..

Метод

Специальный путь исследования какого-либо предмета. Обыкновенно принимают два основных М. — аналитический (разлагающий исследуемый предмет на простейшие части) и синтетический (соединяющий отдельные элементы в одно целое). Такое словоупотребление, однако, неточно. Анализ и синтез скорее следует признать необходимыми приемами мысли, чем М. Всякое мышление, научное и ненаучное, всегда идет или путем аналитическим, или синтетическим, т. Е. Путем сложения или разложения. М. Следует называть такое ви..

Метод

Квадратно-гнездовой метод. Жарг. Студ. Ирон. Метод обучения, рассчитанный на самое примитивное восприятие. Максимов, 175.. ..

Метод

См. Метода.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)известный порядок или план, необходимый для достижения определенной цели. Научные м-ды - совокупность приемов и правил, соблюдение коих необходимо для достижения научной истины. Самое элементарное деление методов или способов - на аналитический и синтетический (см. Эти слова), к которым в конце концов сводятся все остальные. Другое общее деление - на индуктивный и дедуктивный методы (см. Эти сл..

Метод

Методика, способ, средство, схема, технология. Манера, прием, путь, рецепт, отсадка, метода, манер, лучизм, декрипитация. ..

Метод

М. И метода ж. Способ, порядок, основания. Принятый путь для хода, достижения чего-либо, в виде общих правил. -дический, порядочный, правильный, основательный, постепенный. Составленный по известному порядку, способу, правилу.. ..

Метод

М.1) Способ познания, подход к изучению явлений природы и общественной жизни.2) Прием, система приемов в какой-л. Области деятельности.. ..

Метод

МЕ́ТОД -а. М. [от греч. Methodos - путь исследования]. ..

Метод

-а, м. 1. Способ теоретического исследования или практического осуществления чего-н. Новые методы в медицине. Поточный м. Производства. 2. Способ действовать, поступать каким-н. Образом, приём (в 3 знач.). М воздействия, внушения.. ..

Метод

(нов. Офиц.). Сокращение, употр. В новых сложных словах в знач. Методический, напр. Методбюро.. ..

Метод

Заимств. В XVIII в. Из франц. Яз., где méthode <. Methodus «прием, способ, метод», восходящего к греч. Methodos «путь, способ» (meta «пере» и hodos «дорога, способ»). См. Метаморфоза, ход.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Метод

Ме́тод мето́да. Первое, судя по ударению, – через польск. Mеtоd или англ. Method. Мето́да – через польск. Metoda или нем. Меthоdе (XVII в. Шульц–Баслер 2, 106 и сл., наряду с methodus) или франц. Méthode, которые восходят к лат. Methodus от греч. Μέθοδος.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Метод

От греч. Methodos - теория, учение совокупность приемов или способов познания и освоения действительности, направленных на выполнение определенной цели.. ..

Метод

Прием, способ или образ действия.. ..

Метод

(от греч. Methodos путь исследования, теория, учение). ..

Метод

Очень общее значение – способ выполнения чего-либо, работы фактами и концепциями в систематическом режиме. Теперь это довольно мрокое понятие, и на практике этот термин обычно имеет прикрепленные к нему определения, уточняющие форму и вид обсуждаемого метода. Далее приводятся некоторые из наиболее часто употребляемых терминов. Обратите внимание, однако, что часто тип метода приобретает такую значимость, что ямо слово метод опускается. Например, индуктивный метод обычно упоми-ается просто как инд..

Метод

RaD — одна из разнов. Свинцового метода определения абс. Возраста. Предложен Хаутермансом (Houtermans, 1951) и исследован Бегеманом и др. (Begemann et al., 1952). Основан на измерении удельной активности Рb, обусловленной присутствием в свинце, выделенном из м-лов, радиоактивного изотопа P210 (RaD). Возраст рассчитывается по формуле где RaD — изотоп Рb с массой 210 (Рb210). λ. — κонстанта распада радиоактивного элемента. Е — основание натурального логарифма. T — возраст м-ла. При исполь..

Метод

(от греч. Methodos - путь исследования, теория, учение), способ достижения к.-л. Цели, решения конкретной задачи. Совокупность приёмов или операций практич. Или теоретич. Освоения (познания) действительности. В философии М.- способ построения и обоснования системы филос. Знания. ..

Метод

Способ получения научного знания. Это совокупность практических и теоретических (логических) приемов и операций, считающихся достаточными для получения объективной и достоверной информации об объекте исследования.. ..

Метод

(греч. Methodos - путь к чему-либо, прослеживание, исследование) - способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом. М. В науке - это также и заданный сопряженной гипотезой путь ученого к постижению предмета изучения. В границах античной философии было впервые обращено внимание на взаимосвязь результата и М. Познания. Систематическое исследование М. Связано с ..

Метод

МЕТОД (греч. Methodos - путь к чему-либо, прослеживание, исследование) - способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом. М. В науке - это также и заданный сопряженной гипотезой путь ученого к постижению предмета изучения. В границах античной философии было впервые обращено внимание на взаимосвязь результата и М. Познания. Систематическое исследование М. Связ..

Метод

- средство анализа, способ проверки и оценки знания.. ..

Метод

(греч. Methodos — путь к чему-либо, прослеживание, исследование) — способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной опре- деленным образом. М. В науке — это также и заданный сопряженной гипотезой путь ученого к постижению предмета изучения. В границах античной философии было впервые обращено внимание на взаимосвязь результата и М. Познания. Систематическое исследование М. Связано ..

Метод

(от греч. Methodos — путь, способ исследования, обуче­ния, изложения) — совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности. Способ достиже­ния определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного М. Детерминируется целью познавательной или прак­тической деятельности, предметом изучения или действия и усло­виями, в которых осуществляется деятельность. Существует множество классификаций М. Познания. В частности, выделяют частные специальны..

Дополнительный поиск Метод Метод

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Метод" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Метод, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 5 символа