Абеляр

258

Или Абелар (Abailard, Abé lard, Petrus Abalardus) — один из самых прославленных схоластиков и богословов средних веков, род. 1079 г. В дер. Пале близ Нанта. Первоначально предназначен был для военной службы, но непреодолимая любознательность и в особенности стремление к схоластической диалектике побудили его посвятить себя изучению наук. Уже в весьма молодые годы он слушал лекции Жана Росселина, основателя номинализма, и в 1099 прибыл в Париж, где в то время представитель реализма — Вильгельм Шампосский привлекал слушателей со всех концов света. Но вскоре сделался соперником и противником своего учителя. С 1102 года А. Учил в Мелюне, Корбеле и С.-Женевьеве, и число его учеников все более и более возрастало, чем и приобрел себе непримиримого врага в лице Вильгельма Шампосского.

После того, как последний был возведен в звание шалонского епископа, А. В 1113 г. Принял управление училищем при церкви Богоматери и в это время достиг апогея своей славы. В Шалоне он образовал знаменитых впоследствии людей, из коих наиболее замечательны. Папа Целестин II, Петр Ломбард, Беренгар и Арнольд Бресцианский. А. Был всеми признанный глава диалектиков и ясностью и красотою своего изложения превзошел прочих учителей Парижа, тогдашнего средоточия философско - богословских наук. В то время в Париже жила 17-летняя племянница каноника Фульбера Элоиза, славившаяся красотой, умом и познаниями. А. Возгорел пламенною страстью к Э., ответившей ему полной взаимностью. Благодаря Фульберу А. Стал учителем и домашним человеком у Элоизы, и оба влюбленные наслаждались полным счастьем, пока страстные песни А.

Не стали доноситься до слуха Фульбера. Попытка последнего разлучить любовников повела к тому, что А. Увез Элоизу в Бретань, где она родила ему сына и втайне повенчалась с ним, на что Фульбер дал потом свое согласие. Вскоре, однако, Элоиза возвратилась в дом дяди и отперлась от брака, не желая препятствовать А. В получении им духовных званий. Фульбер же из мести приказал оскопить А., дабы таким образом по каноническим законам ему прегражден был путь к церковным почестям. После этого А. Удалился простым монахом в монастырь в С.-Дени, а 18-летняя Элоиза постриглась в Аржантеле. Недовольный монастырскими порядками, А. По совету друзей возобновил чтение лекций в Мезонвильском приорстве. Но враги вновь стали возбуждать против него преследования.

Его сочинение "Introductio in theologiam" было предано 1121 г. Сожжению на соборе в Суассоне, а он сам осужден на заточение в монастыре св. Медарда. С трудом получив разрешение проживать вне монастырских стен, А. Покинул С.-Дени и выстроил себе в Ножане на Сене часовню и келью, названные Параклетом, где поселились после назначения его аббатом в С.-Жильдас-де-Рюж в Бретани Элоиза и ее благочестивые сестры по монашеству. Освобожденный наконец папою от затрудняемого ему кознями монахов управления монастырем, А. Наставшее время спокойствия посвятил пересмотру всех своих сочинений и преподаванию в Мон-С.-Женевьев. Его противники с Бернгардом Клервоским и Норбертом Лаонским во главе достигли наконец того, что в 1140 г.

Учение его было осуждено и приговор этот утвержден папою с приказанием подвергнуть Абелара заточению. Однако аббату в Клюни, преподобному Петру, удалось примирить А. С его врагами и с папским престолом. А. Умер в 1142 г. В монастыре св. Маркела близ Шалона-на-Саоне. Элоиза, выпросив тело покойного, похоронила его в Параклете, чтобы впоследствии самой лечь возле него. Она умерла в 1164 г. Останки обоих были 1800 г. Перенесены в парижский музей (mus é e des Petits-Augustins), оттуда переведены в церковь С.-Жермен-де-Пре (St. Germain-des-Pr è. S) и в 1817 г. Преданы земле на кладбище Пер-Лашез (P è. Re-Lachaise). В происходившем споре реализма с номинализмом, господствовавшим в то время в философско-богословской науке, А.

Занимал совсем особое положение. Он не считал, подобно Росселину Компиенскому, главе номиналистов, идеи (universalia) за простые только поименования или отвлеченности, равно не соглашался с представителем реалистов, Вильгельмом Шампосским, что идеи составляют всеобщую действительность, равно как не допускал того, что действительность общего выражается в каждом отдельном существе. Напротив, А. Доказывал и заставил Вильгельма Шампосского согласиться с тем, что одна и та же сущность подходит к каждому отдельному лицу не во всем ее существенном (бесконечном) объеме, но только индивидуально, конечно ("inesse singulis individuis candem rem non essentialiter, sed individualiter tantum"). Таким образом, в учении этом заключалось уже примирение двух великих противоположностей между собой, конечного и бесконечного, и поэтому Абелара справедливо называли предтечею Спинозы.

Но все-таки место, занятое Абеларом по отношению к учению об идеях, остается спорным вопросом, так как А. В своем опыте выступить посредником между платонизмом и аристотелизмом высказывается весьма неопределительно и шатко. Французские ученые большею частью называют его представителем концептуализма. Религиозное учение А. Состояло в том, что Бог дал человеку все силы для достижения благих целей, след., и ум, чтобы удержать в пределах игру воображения и направлять религиозное верование. Вера, говорил он, зиждется непоколебимо только на убеждении, достигнутом путем свободного мышления. А потому вера, приобретенная без содействия умственной силы и принятая без самодеятельной проверки, недостойна свободной личности.

Впрочем, А. Свои философские воззрения развивал только по отношению к учению об этике (в соч. "Nosce te ipsum"), не касаясь церковной догматики. Ср. Гольдгорн, "De summis principiis theologiae Abaelardeae" (Лейпциг, 18 3 8). Борнеман, "Anselmus et Abaelardus sive initia scholasticismi" (Копенгаген, 1840). Бонье, "Ab élard et St. Bernard, la philosophie et l'église au XII-me siè. Cle" (Париж, 1862). Гайд, "A. Und seine Lehre im Verh ä ltniss zur Kirche und ihrem Dogma" (Регенсбург, 1863). Каулих, "Geschichte der Scholastik" (Прага, 1863). Стокль, "Geschichte der Philosophie im Mittelalter" (Майнц, 1864). Прантль "Geschichte der Logik im Abendlande" (Лейпциг, 1861). Кроме того. Сочинения, в коих описываются собственно романтические отношения между А.

И Элоизою, как, напр., Феслер, "A. Und Heloise" (Берлин, 1806). Шлоссер, "A. Und Duicin" (Гота, 1807). Вильнав, "Ab élard et Hé loise, leurs amours, leurs malheurs, leurs ouvrages" (Париж, 1834). Якоби, "А. Und Heloise" (Гамбург, 1860). В числе наиболее замечательных биографий следует упомянуть. Ремюза, "Ab é lard" (Париж, 1845). Вилькен, "Peter A. Eine Studie in der Kirchengeschichte des Mittelalters" (Геттинген, l855). Полное собрание сочинений Абелара издано Кузеном (2 т., Париж, 1849—69). Он же издал "Ouvrages in édits d'Abé lard" (Париж, 1836), в коих находится биография и характеристика Абелара..

Значения в других словарях
Абеляр

(Abélard, Abailard) Пьер (1079, Палле, — 21.4.1142, аббатство Сен-Марсель, близ Шалон-сюр-Сон), французский философ, богослов и поэт, учился в Париже у Росцелина и Гильома из Шампо. В 1113 открыл собственную школу, привлекшую множество учеников. Трагическая история любви А. К Элоизе закончилась уходом их в монастырь (1119). В споре о природе универсалий (См. Универсалии) А. Развил учение, названное позже концептуализмом. Общие понятия не являются ни реальностями, ни простым словесным обозначение..

Абеляр

АБЕЛЯР (Abelard, Abailard) Пьер (1079 - 1142), французский философ, теолог и поэт. В споре о природе универсалий (общих понятий) развил учение, названное позже концептуализмом. Рационально-мистическая направленность идей Абеляра ("понимаю, чтобы верить") вызвала протест> и осуждение ортодоксальных церковных кругов. Трагическая история> любви Абеляра к Элоизе описана в автобиографии "Истории моих бедствий".. ..

Абеля Иенского аппарат

См. Вспышка керосина.. ..

Абеля Йенского аппарат

— см. Вспышка керосина.. ..

Абен-Эзра

См. Ибн-Эзра.. ..

Абенаки

Абенакийцы — см. Алгонкины.. ..

Абеляр

Собств. Им. Монах, философ и богослов XI - XII ст. Своей известностью он обязан преимущественно любви к прекрасной Элоизе и происшедшим от того страданиям.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865). ..

Абеляр

АБЕЛЯР Пьер (лат. Petrus Abaelardus, 1079-1142) - знаменитый схоласт и богослов средневековой Франции, неоднократно осуждавшийся католической церковью за еретические воззрения. Для истории литературы особый интерес представляют трагическая история его любви к Элоизе и переписка с последней. Став уже в средние века достоянием литературы на народных языках (переписка Абеляра и Элоизы переложена на французский яз. В конце XIII в.), образы А. И Элоизы, любовь которых оказалась сильнее разлуки и пос..

Абеляр

(Abelard, Abailard), Пьер (1079-1142) - один из представителей ранней гор. Культуры, в к-рой нашла свое отражение революц. Оппозиция феодализму со стороны городов Франции. Занимает видное место в истории ср.-век. Свободомыслия. Родом из Бретани, учился в Париже, где принял активное участие в борьбе филос. Школ (нач. 12в.) с позиций, близких к номинализму (философское воззрение, считавшее общиепонятия лишь именами отдельных вещей и бывшее, по словам Маркса, "первым выражением материализма" (Соч.,..

Абеляр

(Abelard, Abailard) Пьер (1079-1142), франц. Философ, католич. Богослов. Род. В семье небогатого рыцаря, отличавшейся высоким благочестием (отец и мать позднее приняли постриг). Отказавшись от прав на наследство, А. Стал свободным философом. Учился в Париже. После этого основал собственную школу. Как преподаватель философии и теологии получил широкую известность. Трагич. События личной жизни побудили А. Уйти в м-рь св. Дионисия. Богословские соч. А. Вооружили против него влиятельных церк. Лиц. Е..

Абеляр

(лат. Abaelardus, старофранц. Abailard. ..

Дополнительный поиск Абеляр Абеляр

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Абеляр" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Абеляр, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 6 символа