Единство в драме
Под эстетическим единством понимают согласование частей художественного произведения, т. Е. Такое их взаимное отношение, которым обуславливается эстетическое действие художественного целого. Это Е. Составляет основной закон всякого художественного произведения. Но философия искусства во все времена занималась вопросом о единстве преимущественно в драме, как в сложнейшем роде искусства. По Аристотелю, задача драмы — воспроизведение законченного, составляющего одно целое действия. Всякое целое — рассуждает автор "Поэтики" — имеет начало, середину и конец. Началом называется все то, что, по веским причинам, не может иметь места после чего-либо другого. Концом называется то, что, по естественному порядку вещей, имеет место после чего-либо другого.
Середина, в таком случае — то, в чем одновременно кончается начало и начинается конец. Правильно составленная драматическая фабула ό μΰθος) не может начаться или кончиться на любом моменте, но должна удовлетворять требованиям начала, середины и конца, или, что одно и то же, — закону Е. Действия. Из закона Е. Действия Аристотель выводит последовательно все правила, касающиеся техники драмы (Е. Действия он считает законом также и эпоса, указывая тем на родство обоих родов литературы). Понятие Е. Действия не было правильно понято позднейшей литературной критикой. Французские эстетики XVII в., с Буало во главе, вычитали у эллинских классиков-драматургов требования еще нескольких Е., на которые у Аристотеля нет никаких прямых указаний (см.
Драма). Создавая теорию нескольких Е. — времени, места, лица, — французские критики забыли о внешних условиях античного театра. В этом театре не было резкой пограничной черты между зрительной залой и сценой. Хор был сначала настоящим народом и, следовательно, зритель — актером. Естественно, что действие старейшей эллинской драмы начиналось и кончалось в тот же день и в том же месте. Этот прием позднейшие драматурги усвоили по традиции, весьма удобной ввиду несовершенства древнегреческого декорационного и режиссерского искусства. Так как понятие Е. Лица довольно близко подходит к понятию Е. Действия, то это Е. Удержалось в литературе несколько долее, чем Е. Времени и места, устаревшие вместе с трагедиями Корнеля и Расина.
Лессинг, указывая на разницу между античной и современной драмой, предъявлял к последней требование, независимо от Е. Действия, также и Е. Лица, ссылаясь на английскую литературу (хотя Шекспир часто допускает равноправное участие в фабуле двух главных героев — например Отелло и Яго — да и Аристотель уже заявил в "Поэтике", что "действие становится единым не оттого, что вращается вокруг одного лица"). Современная драматическая критика довольствуется требованием лишь одного, общеэстетического Е., которое в драме есть Е. Действия. Литературу — см. Драма.Вс. Ч-н..
Дополнительный поиск Единство в драме
На нашем сайте Вы найдете значение "Единство в драме" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Единство в драме, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Е". Общая длина 16 символа