Каббала

237

(Qabbalah) — мистическое учение и мистическая практика в еврействе, сохранявшаяся первоначально устным преданием, что обозначается и самым евр, словом (принятие, в объективном смысле — предание). Мнения о древности К. Расходятся более чем на 3000 лет — от эпохи Авраама и до XIII в. По Р. Хр. Признание за К. Добиблейской древности не имеет исторического характера, другое же крайнее мнение (о позднем средневековом происхождении К.) основано на недоразумении. Главные памятники каббалистической письменности в их настоящем виде действительно явились в средние века, но нельзя отожествлять их с самым содержанием К., т. Е. С тем кругом мистических традиционных идей, которые сохранялись втайне от непосвященных, частью в устном предании учителей, частью в отрывочных, не дошедших до нас записях.

Ясные следы каббалистических понятий и терминов в Новом Завете, а еще более прямые указания на К. В древнейших частях Талмуда, относящихся к первым векам нашей эры, свидетельствуют о существовании еврейской теософии по крайней мере около Р. Хр. В Мишне читается такое изречение. "Не излагают дела о началах (мира) в присутствии двух, а дела колесницы (Божией) — в присутствии одного, разве только у него свой ум для этого". Здесь в подчеркнутых словах указываются два подразделения умозрительной К. (см. Соотв. Статью). С этим изречением уже в иерусалимской (более древней) Гемаре связан длинный диалогический рассказ, трактующий о том, как опасно неосторожное отношение к тайному теософическому учению, которое таким образом предполагается здесь как нечто уже установившееся.

С достаточною уверенностью можно утверждать, что К. Возникла не ранее вавилонского пленения и не позже последних Асмонеев. Как из столкновения еврейской религиозной мысли с греческою философией возникли оригинальные умозрения Филона, так более раннее взаимодействие той же мысли с вавилоно-персидской магией и теософией породило К. Дальнейшие греческие, греко-иудейские, греко-египетские и христианские влияния на развитие К. Этим не исключаются, но они остались второстепенными. Основа была прочно заложена в Вавилоне и в Персии.К. Разделяется вообще на умозрительную (К. Июнит) и прикладную (К. Маасит). Умозрительная К. Состоит опять из двух главных частей или "дел". Космогонии — маасэ берешит, букв. Дело (о том, что) в начале, и теософии — маасэ меркабá, букв.

Дело колесницы или выезда Божия. Впрочем, космогонические и теософические умозрения К. Переходят одно в другое и не поддаются отдельному изложению. Главные письменные памятники умозрительной К. Суть Сефер Иецира (Книга создания) и Зогар (Блеск). Первая приписывается праотцу Аврааму, но в действительности относится к началу средних веков. В IX в. На нее уже писались комментарии как на старинный авторитет, вероятно она составлена в VI или VII в. Зогар приписывается каббалистами ученику знаменитого р. Акибы, р. Симону бен-Иохаю (II в.), но так как в этом темном писании находятся ясные указания на мусульман и даже намек на смерть папы Николая III (1280), то его с полной вероятностью относят ко времени около 1300 г. И автором его признают испанского раввина Моисея да Леона (см.).

Обе книги напечатаны в первый раз в Мантуе, в 1558—62 гг. Кроме этих основных текстов, в образовании умозрительной системы К. Имели особенное значение Сефер-га-Бахир, сочинение р. Исаака слепого (XIII в.), затем Пардес-Римоним — р. Моисея Кордуанского, и наконец писания р. Исаака Лурия, по прозванию Льва (ари). Оба последние жили в XVI в. И ими завершается внутреннее развитие еврейского каббализма. С XV в. Являются каббалисты и между христианскими писателями. В Италии — Пико де Мирандола. В Германии — Рейхлин ("De arte cabbalistica" и "De Verbo mirifico"), Корнелий Агриппа ф. Неттесгейм ("De occulta philosophia") и Парацельс. Во Франции — Вильгельм Постель (XVI в.). В Англии — Роберт Флудд или de Fluctibus и Генрих Мор (XVI — XVII вв.).

С другой стороны, взаимодействие между христианством и еврейством на почве К. Породило мессианское движение Саббатая Цеви (XVII в.), Франка и франкистов (XVIII в.) и наконец, хасидизм, с его цадиками, доныне процветающий в юго-зап. России и Галиции.Умозрительное учение К. Исходит из идеи сокровенного, неизреченного Божества, которое, будучи выше всякого определения как ограничения, может быть названо только эн-соф, т. Е. Ничто или Бесконечное. Чтобы дать в себе место конечному существованию, эн-соф должен сам себя ограничить. Отсюда "тайна стягиваний" (сод цимцум) — так называются в К. Эти самоограничения или самоопределения абсолютного, дающие в нем место мирам. Эти самоограничения не изменяют неизреченного в нем самом, но дают ему возможность проявляться, т.

Е. Быть и для другого. Первоначальное основание или условие этого "другого", по образному представлению каббалистов, есть то пустое место (в первый момент — только точка), которое образуется внутри абсолютного от его самоограничения или "стягивания". Благодаря этой пустой, бесконечный свет энсофа получает возможность "лучеиспускания" или эманации (так как есть куда эманировать). Свет этот не есть чувственный, а умопостигаемый, и его первоначальные лучи суть основные формы или категории бытия — это 32 "пути премудрости", именно 10 цифр или сфер (сефирот) и 22 буквы еврейского алфавита (3 основных, 7 двойных, 12 простых), из которых каждой соответствует особое имя Божие. Как посредством 10 цифр можно исчислить все, что угодно, и 22 букв достаточно, чтобы написать всевозможные книги, так неизреченное Божество посредством 32 путей открывает всю свою бесконечность.

Насколько можно понять, различие между сефиротами и буквами имен Божиих в этом откровении состоит в том, что первые выражают сущность Божества в "другом", или объективную эманацию (прямые лучи божественного света), тогда как буквенные имена суть обусловленные этой эманацией субъективные самоопределения Божества (лучи отраженные).Вот названия 10 сефирот. 1) Венец (кетэр), 2) Мудрость (Хокмá), 3) Ум (Бинá), 4) Милость или Великодушие (Хесед или Гедулá). 5) Крепость или Суд (Гебура или Дин, также Пахад). 6) Красота или Великолепие (Тифэрет). 7) Торжество (Нэцах). 8) Слава или Величие (Ход). 9) Основание (Иесод) и 10) Царство (Малхут). Мыслимые как члены одного целого, сефироты образуют форму совершенного существа — первоначального человека (Адам-Кадмон).

Для большей наглядности каббалисты указывают соответствие отдельных сефирот с наружными частями человеческого тела. Кетэр — это чело, Хокмá и Бинá — два глаза, Хесед и Дин — две руки, Тифэрет — грудь, Нэцах и Ход — бедра, Иесод и Малхут — две ноги. — Такое представление осложняется внесением половых отношений в "дерево сефирот". Вообще каббалисты в области божественных эманаций различали само Божество, как проявляющееся, от его проявления или "обитания" в другом, которое она называли Шекина (скиния) и представляли как женскую сторону Божества. Шекина иногда отожествляется с последней сефирой — малхут, которой, как женскому началу, против уполагаются все прочие, как мужское, при чем уже теряется аналогия с человеческим телом.

Еще сложнее представляется это отношение в книге Зогар. Здесь образуемый сефиротами Адам-Кадмон совмещает в себе три или даже четыре лица. Сефира — Милость или Великодушие, с тремя правыми или мужескими сефиротами, образует Длинное Лице (Арик-Анпин), или Отца (Аба). Противоположная ему сефира Крепость или Суд, с тремя левыми или женскими сефиротами образует Короткое Лице (Зеир-Анпин), или Мать (Ума). Происходящая из их соединения сефира Красота или Великолепие называется "Столп Середины" (Амуда Деэмцоита) и представляется иногда как новое лице или сын. Остающаяся затем первая высшая сефира Венец иногда относится к Отцу, иногда же принимается за особое лице — Вечный Бог как такой или "Ветхий деньми" (Атик-Иомин).Сефироты суть общие основные формы всякого бытия.

Обусловленная этими формами конкретная вселенная представляет различные степени удаления божественного света от его первоисточника. В непосредственной близости и совершенном единстве с Божеством находится Мир Сияний (Ацилут). Большее или меньшее различение от Божества представляют дальнейшие три мира, которые, по своеобразной методе каббалистов, выводятся следующим образом. В начале книги Бытия (I и II гл.) отношение Божества к миру выражено тремя глаголами — творить (барá), создавать (иецэр) и делать (acá). Отсюда три различных мира. Мир "творения" (бриá), т. Е. Область творческих идей и живущих ими чистых духов, затем мир "создания" (иецира) — область душ или живых существ, и наконец мир "делания" (асиа) — сфера материальных явлений, наш видимый физический мир.

Эти миры не разделены между собою внешним образом, а как бы включены друг в друга, подобно концентрическим кругам. Низшие миры реализуют то, что более идеально содержится в высших, а существа и предметы высших миров, воспринимая из первого источника божественные влияния, передают их низшим, служа таким образом каналами или "сосудами" (келим) благодати. Человек принадлежит зараз ко всем мирам. По телу и чувственной, страдательной душе (нэфеш) он относится к низшему миру явлений, по волящему и деятельному началу своей души (руах) он сроден миру зиждительных сил, высшим идеальным своим духом (нешама) он обитает в мире умопостигаемых существ, и наконец в нем есть еще более высокое начало, теснейшим и глубочайшим образом связывающее его с божеством — абсолютное единство (иехида) возводящее его на степень непосредственных сияний (ацилут) вечного света.

Принадлежа ко всем мирам, человек, однако, непосредственно коренится в низшем материальном мире, который через него соединяется с божеством. Существа, непосредственно живущие в высших мирах — ангелы. Ангелология К., заимствованная главным образом у персов, состоит из формальных классификаций. Замечательна только идея солнечного ангела Митатрона (вероятно, эллинизация персидского Митры), высшего посредника между Богом и вселенной. Иногда он отожествляется с арх. Михаилом, а иногда с Мессией. Наш материальный мир не есть еще самая низшая степень в эманации божественного света. В том крайнем пределе, где этот свет совсем теряется в полном мраке, образуется так наз. Шелуха бытия, или скорлупы (клиппот), — это нечистые духи или бесы, столь же многочисленные как ангелы и души, ибо на всякое ядро может быть своя скорлупа.

Эта нечистая шелуха не имеет собственной сущности. Она может исчезнуть, но не может очиститься. Человеческие души, напротив, призваны к очищению и совершенству. Главное средство для этого — перевоплощение. Оно двух родов. "круговорот" (гильгуль) и "прививка" (иббур), первый состоит в постепенном прохождении всех сфер бытия все в новых телах до полного очищения, иббур же означает особое соединение отжившей души с живым человеком, на 7 или даже на 14 году возраста, с провиденциальною целью на благо того или другого, или обоих. Вспомогательное средство для возвышения души есть прикладная каббала. Связь между ней и умозрительной — общее обеим признание мистического смысла букв и имен библейских. Относясь к Библии, как к шифрованному тексту, и применяя различные шифры (подставление числового значения букв, перестановка букв в том или другом определенном порядке и т.

Д.), можно из одних слов получить совершенно другие и открыть удивительные вещи (главные способы называются. Гематрия, нотарикон, темура). Таким путем каббалисты угадывают сокровенное и предсказывают будущее. Другая часть прикладной К. Есть магия. Через целесообразное употребление имен Божиих производятся различный чудеса (см. Цадики, Хасидизм).Ср. Knorr de Rosenroth, "Cabbala denudata" (1677—84. Здесь же лат. Перев. Кн. Зогар). Molitor, "Die Tradition oder Philosophie der Geschichte" (анонимно, не окончено. Богатый материал и важные указания). Franck, "La Kabbale" (нов. Изд., 1891). Jellinek, "Beiträge zur Geschichte der K." (1851). Myer, "Qabbalah" (Филад., 1888).Вл. Соловьев..

Значения в других словарях
Каббала

(древнеевр., буквально — предание) мистическое течение в Иудаизме. К. Соединила пантеистические построения Неоплатонизма и мифологемы Гностицизма с иудейской верой в Библию как мир символов. Уже трактат «Книга творения», созданный между 3 и 8 вв. И представляющий собой первый опыт абстрактного умозрения на древнееврейском языке, учит о 32 элементах мироздания, к которым относятся не только 10 первочисел (как в греческом пифагореизме), но и 22 буквы еврейского алфавита. К. В собственном смысле сл..

Каббала

КАББАЛА (древнееврейское, буквально - предание>), мистическое течение в иудаизме, стремящееся постигнуть скрытый истинный смысл> Торы (Пятикнижие> в Ветхом Завете) и других священных книг. Сложилась в 13 в. В Испании ("Зогар", или "Книга сияния", на арамейском языке). Так называемая практическая каббала ("каббалистика") основана на вере в то, что при помощи особых ритуалов, молитв, словесных и буквенных формул, чисел, амулетов человек> может соучаствовать в божественном творении.. ..

Кабачки

см. Баклажаны.. ..

Кабель

Составной из железной или стальной проволоки канат. К. Употребляются для подъема руд из шахт, а также для подъема больших тяжестей, вместо канатных приводов на заводах, для буксирования судов, для такелажа речных и морских судов, в качестве составных частей висячих мостов и вообще заменяют собой цепи и обыкновенные пеньковые канаты в тех случаях, где требуется соединение значительного сопротивления с гибкостью. Проволочный канат составляется из некоторого числа прядей, причем сердцевина каната б..

Кабельная конвенция

См. Телеграф.. ..

Каббала

(древнеевр. "предание". От "каббель" - "принимать"), эзотерическое, мистическое течение в иудаизме. Название указывает на то, что каббала как тайное учение была получена в виде особого Откровения немногими избранниками. Далее это знание передавалось тем, кто был способен воспринять его, понять мистические законы и использовать их должным образом. Каббала подразделяется на две части. Теософскую и практическую. Первая по характеру приближается к догматической религии и состоит из ряда теософских п..

Каббала

Евр. Kaballah, предание. Мистическое тайное учение иудеев, имевшее целью объяснить св. Писание, которое, по мнению этого учения, должно заключать тайный смысл, понятный только необыкновенному полету ума.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)(евр. Kaballah - предание). Мистическое учение иудеев, содержавшее толкование о Боге и сотворении мира.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русск..

Каббала

Кабала, каббалистика, предание, учение. ..

Каббала

Ж.То же, что. Кабала (2*).. ..

Каббала

КАББАЛА́ -ы. Ж. [от др.-евр. Kabbālah - полученное по преданию учение] Тайное религиозно-мистическое учение о планах и цели Творца человека, получившее особое распространение в иудаизме (представляло собой смесь мистических элементов иудаизма, халдейской теологии, греческой и арабской философии, признавало также колдовство). Изучать каббалу.. ..

Каббала

(от древнеевр., букв. — предание, традиция) — устная передача религиозных заповедей, сложившаяся у евреев до появления письменно изложенных законов религии. По существу каббала — мистическое учение в иудаизме, основанное на вере в то, что при помощи ритуалов и молитв человек может активно вмешиваться в божественно-космический процесс.. ..

Каббала

— средневековое религиозно-мистическое учение, получившее распространение среди приверженцев иудаизма. В «Книге творения» ее анонимный автор учил, что основа всего сущего — единый бог, что мироздание зиждется на 10 цифрах и 22 буквах еврейского алфавита. Каббалистическая мистика получила развитие в книге «Зогар» («Сияние»), появившейся около XIII в. Автор рассматривает божество как «бесконечное», а мир вещей — как истечение божественных сил. К. Допускает переселение душ. По К. Производятся гадан..

Каббала

КАББАЛА (древнеевр. Qabbalah - принятие, предание) - сокровенная (тайная) мудрость еврейских раввинов средневековья, унаследованная из более древних эзотерических доктрин, касающихся Божественного и космогонии, которые были сведены к теологии после периода пленения евреев в Вавилоне. Мистическое учение и практика К. В еврействе сочетается с восточной мифологией, идеями гностицизма, неоплатонизма и неопифагоризма. Мнения о древности К. Расходятся более чем на 3000 лет - со времен Авраама, от кото..

Каббала

(древнеевр. Qabbalah - принятие, предание) - сокровенная (тайная) мудрость еврейских раввинов средневековья, унаследованная из более древних эзотерических доктрин, касающихся Божественного и космогонии, которые были сведены к теологии после периода пленения евреев в Вавилоне. Мистическое учение и практика К. В еврействе сочетается с восточной мифологией, идеями гностицизма, неоплатонизма и неопифагоризма. Мнения о древности К. Расходятся более чем на 3000 лет - со времен Авраама, от которого нач..

Каббала

(К а б а л а) И БИБЛИЯ. Евр. Слово К. Буквально означает предание (от евр. Ле-кабел - получать), но термин этот не является эквивалентом понятия *Предание в библ.-церк. Или иудаистском смысле. Речь идет о тайной, эзотерич. Доктрине, предназначенной для избранных. К. Развилась в рамках *иудаизма как своеобразный аналог гностической теософии. Корни ее уходят в эллинистич. Эпоху, но два основополагающих труда по К. Появились лишь в Средние века. "Книга творения" (с(фер-иецир() написана анонимным ав..

Каббала

(евр. Haq-Qabbalah — принятие, предание) — мистическое направление в иудаизме.К. Возникла в кон. XII — нач. XIII в. В Провансе и Испании. Важным центром К. Был исп. Город Жерона. Большую роль в возникновении К. Сыграла предшествующая евр. Мистика, на формирование которой оказали влияние учения неопифагореизма,неоплатонизма и гностицизма.Наиболее систематическим источником по ср.-век. К. Является кн. Зохар (евр. Has-Zohar — Сияние), вероятно, написанная во 2-й пол. XIII в. Моисеем Леонским. Зохар..

Каббала

(Евр.) Сокровенная мудрость еврейских раввинов средневековья, унаследованная от более древних тайных доктрин, касающихся божественного и космогонии, которые были сведены к теологии после периода пленения евреев в Вавилоне. Все сочинения, относящиеся к категории эзотерических, именуются каббалистическими.. ..

Дополнительный поиск Каббала Каббала

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Каббала" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Каббала, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 7 символа