Каббала

186

(евр. Haq-Qabbalah — принятие, предание) — мистическое направление в иудаизме.К. Возникла в кон. XII — нач. XIII в. В Провансе и Испании. Важным центром К. Был исп. Город Жерона. Большую роль в возникновении К. Сыграла предшествующая евр. Мистика, на формирование которой оказали влияние учения неопифагореизма,неоплатонизма и гностицизма.Наиболее систематическим источником по ср.-век. К. Является кн. Зохар (евр. Has-Zohar — Сияние), вероятно, написанная во 2-й пол. XIII в. Моисеем Леонским. Зохар включает в себя ряд трактатов, одни из которых представляют собой аллегорическое толкование Пятикнижия Моисея (Торы) и Книги Руфи, а другие являются самостоятельными произведениями.Учение К. О Боге и творении основывается на различении, с одной стороны, непостижимой и невыразимой Божественной сущности — Эн-Соф (евр.

En-Sop — бесконечное), а с др. Стороны — проявлений Бога, Божественных атрибутов — сефирот (евр. Has-Sæpirot — цифры). Насчитывается 10 сефирот. Кетер (евр. Keter — Венец), Хохма (евр. Hokmah} — Мудрость), Бина (евр. Binah — Разумение), Хесед (евр. Hesed — Любовь, или Благодать), Дин (евр. Din — Суд), Рахамим (евр. Rahamim — Милосердие), Нецах (евр. Nesah — Вечность), Ход (евр. Hod — Величие), Цаддик (евр. Saddiq — Праведник), Малхут (евр. Malkut — Царство). В списке сефирот у разных каббалистов существуют вариации. Сефирот образуют ветви космического древа, корень которого — Эн-Соф.Творение мира, согласно К., — это единое Божественное действие, осуществляющееся одновременно в плане сефирот и в плане видимых вещей. Всякая вещь отражает в себе Бога, в особенности это можно сказать о человеке — микрокосме, который объединяет в себе все Божественные силы, действующие в творении.

Нередко 10 сефирот изображаются в виде человеч. Фигуры, т.к. Они образуют Адама Кадмона (евр. Ha-Adam haq-Qadmon) — единого небесного первочеловека. В то же время грех, совершенный человеком, отразился также на всем творении, нарушив его первоначальное единство в Боге. Подобно гностицизму, К. Нередко усматривает следствие греха в самой материальности мира и связанной с ней его разделенности на отд. Индивиды. Первоначальная гармония будет восстановлена в конце времен. Этому эсхатологическому восстановлению — тиккун (евр. Tiqqun) — народ Израиля активно способствует изучением Торы, молитвами и добрыми делами.Изучению Торы кн. Зохар придает особую важность. Тора рассматривается как живое существо. Каждое ее слово имеет множество уровней понимания, начиная с самого внешнего, законнического, и кончая самым глубоким, который, однако, может быть постигнут человеком лишь в конце времен.

Для постижения скрытого смысла Писания К. Использует сложные методы, исходящие из символического смысла отд. Букв евр. Алфавита и их численных значений.Вопреки распространенному мнению, учение К. Не является пантеистическим, поскольку, говоря о присутствии Бога во всех вещах, она в то же время всегда рассматривает Бога как абсолютно трансцендентного и как Личность.После изгнания евреев из Испании в 1492 в еврейской диаспоре наблюдался повышенный интерес к мистике К., в которой евреи искали ответ на вопрос о том, почему наступление мессианских времен откладывается на столь долгий срок и в чем смысл страданий, претерпеваемых пребывающим в рассеянии Израилем. Центром изучения К. В XVI в. Стал галилейский город Сафед (совр.

Цефат, Израиль). Наиболее известными каббалистами в этот период были Моисей Кордоверо (1522–70) и его ученик Исаак Лурия (1534–72) — потомки выходцев из Испании. Хайм Витал (1543–1620), ученик Лурии, составил трактаты Эц-Хайим (евр. Es-Hayyim — Древо Жизни) и Сефер ха-Гилгулим (евр. Seper-hag-Gilgulim — Книга о переселении душ), в которых передал идеи Лурии.Особыми темами лурианской К. Являются происхождение зла, смысл изгнания и окончательная судьба евр. Народа. Согласно Лурии, Эн-Соф, творя Вселенную, ограничивает Себя Самого, т.е. Освобождает некое конечное пространство для творения, которое Он Сам должен покинуть. Это самоограничение Эн-Соф именуется цимцум (евр. Simsum — сокращение). Уход Бога создает первоначальный хаос, и именно в нем, согласно Лурии, коренится возможность зла.

Однако, ограничивая свою бесконечность, Эн-Соф оставляет в освободившемся пространстве некую часть своей сущности. Это присутствие Бога проявляет себя в упорядочении хаоса, т.е. В сотворении мира. Первое и самое высшее проявление Божественного присутствия в тварном мире — Адам Кадмон. Развивая тему происхождения зла, Лурия усматривал в самом начале творения катастрофу — т.н. Шевират ха-келим (евр. Sebirat hak-kalim) — «разбиение сосудов», не выдержавших Божественного света, который с тех пор перемешан с тьмой. Подобная исходная катастрофа произошла, согласно Лурии, и в антропологическом плане. Первочеловек Адам Кадмон исходно соединял в себе все души, но его грех привел к их разделению и смешению с материей. Бог возложил задачу осуществления тиккун — восстановление первоначальной гармонии — на народ Израиля.

Однако Израиль нарушил завет и был изгнан из Земли Обетованной. Это изгнание евреев подобно изгнанию Адама из рая, а также уходу Эн-Соф из сотворенного Им мира. Находясь в рассеянии, Израиль должен осуществить тиккун и тем самым сделать возможным приход мессии, что будет видимым знаком не только возвращения евр. Народа на его землю, но и восстановления первоначальной дух. Гармонии в масштабах всего космоса.Важным нравственным следствием учения поздней К. Об Адаме Кадмоне и единстве в нем всех человеч. Душ явилось представление о глубокой внутр. Солидарности всех людей как в добре, так и зле. Поскольку все люди, в сущности, образуют единство, добрые дела, совершенные каждым из них, приносят пользу всем. Также и грехи одного человека вредят всем.В Новое время некоторые течения, вдохновлявшиеся К., вступили в противоречие с ортодокс.

Иудаизмом. Так, провозгласивший себя мессией Саббатай Цви (1625–75) утверждал, что в наступившую эсхатологическую эпоху соблюдение заповедей Торы уже не имеет значения (впоследствии сам он перешел в ислам). Похожие идеи высказывал и другой самопровозглашенный мессия — Якоб Франк (1726–91). Филос. Учение Б.Спинозы о единой субстанции мира и ее атрибутах во многом восходит к учению К. Об Эн-Соф и сефирот. В то же время, отвергнув понятие о Боге как Личности, Спиноза тем самым отверг саму возможность диалога между Богом и человеком, лежащего в основе всей иуд. Религии.Наиболее массовым течением внутри ортодокс. Иудаизма, переведшим идеи К. В конкретную форму повседневной личной и обществ. Рел. Практики, стал хасидизм, возникший в 1-й пол.

XVIII в. В Вост. Европе. Для хасидизма осн. Значение имеют не метафиз. Спекуляции К., а идеал вдохновляемого Богом праведника, своими делами способствующего осуществлению Божественного преображения мира. Хасидизм подчеркивает центр. Положение человека в мироздании. Всё вокруг него, в т.ч. Животные, растения, орудия труда, пища, имеет душу, и человек призван праведными делами освободить эти души от сил зла, их порабощающих. М.Бубер, выросший в хасидской среде, называл хасидизм «этическим каббализмом». Философия Бубера, подчеркивающая центр. Значение диалогического отношения между личностями, во многом носит отпечаток хасидской религиозности.Начиная с эпохи Возрождения К. Оказывала существенное влияние на философию и эзотерическую мистику, в т.ч.

За пределами иудаизма. К. Интересовались представители флорентийского платонизма — М. Фичино и, в особенности,Пико делла Мирандола, который считал, что К. Восходит к единой древней рел. Традиции и не находится в противоречии ни с христианством, ни с учениями Пифагора и Платона. С влиянием К. Во многом связано учение Пико делла Мирандолы о центр. Положении человека в космосе. И. Рейхлин, Агриппа фон Неттесгейм и Парацельс трактовали К. В натуралистическо-магическом ключе, видя в ней учение о связи микрокосма и макрокосма и орудие влияния человека на природу посредством знания символов вещей, открывающего доступ к самим вещам. Я.­Бёме в своей философии также испытал влияние К., в частности лурианской. В рус. Философии воздействие К.

Заметно в концепции всеединства у В.­Соловьёва, в софиологии П.­Флоренского и т.д.Источн. Zohar / Transl. D.C. Matt. Woodstock, 2002. Зоар. Каббала. Тайное учение / Сост. М. Лайтман. М., 2002..

Значения в других словарях
Каббала

(древнеевр., буквально — предание) мистическое течение в Иудаизме. К. Соединила пантеистические построения Неоплатонизма и мифологемы Гностицизма с иудейской верой в Библию как мир символов. Уже трактат «Книга творения», созданный между 3 и 8 вв. И представляющий собой первый опыт абстрактного умозрения на древнееврейском языке, учит о 32 элементах мироздания, к которым относятся не только 10 первочисел (как в греческом пифагореизме), но и 22 буквы еврейского алфавита. К. В собственном смысле сл..

Каббала

КАББАЛА (древнееврейское, буквально - предание>), мистическое течение в иудаизме, стремящееся постигнуть скрытый истинный смысл> Торы (Пятикнижие> в Ветхом Завете) и других священных книг. Сложилась в 13 в. В Испании ("Зогар", или "Книга сияния", на арамейском языке). Так называемая практическая каббала ("каббалистика") основана на вере в то, что при помощи особых ритуалов, молитв, словесных и буквенных формул, чисел, амулетов человек> может соучаствовать в божественном творении.. ..

Каббала

(Qabbalah) — мистическое учение и мистическая практика в еврействе, сохранявшаяся первоначально устным преданием, что обозначается и самым евр, словом (принятие, в объективном смысле — предание). Мнения о древности К. Расходятся более чем на 3000 лет — от эпохи Авраама и до XIII в. По Р. Хр. Признание за К. Добиблейской древности не имеет исторического характера, другое же крайнее мнение (о позднем средневековом происхождении К.) основано на недоразумении. Главные памятники каббалистической пись..

Каббала

(древнеевр. "предание". От "каббель" - "принимать"), эзотерическое, мистическое течение в иудаизме. Название указывает на то, что каббала как тайное учение была получена в виде особого Откровения немногими избранниками. Далее это знание передавалось тем, кто был способен воспринять его, понять мистические законы и использовать их должным образом. Каббала подразделяется на две части. Теософскую и практическую. Первая по характеру приближается к догматической религии и состоит из ряда теософских п..

Каббала

Евр. Kaballah, предание. Мистическое тайное учение иудеев, имевшее целью объяснить св. Писание, которое, по мнению этого учения, должно заключать тайный смысл, понятный только необыкновенному полету ума.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)(евр. Kaballah - предание). Мистическое учение иудеев, содержавшее толкование о Боге и сотворении мира.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русск..

Каббала

Кабала, каббалистика, предание, учение. ..

Каббала

Ж.То же, что. Кабала (2*).. ..

Каббала

КАББАЛА́ -ы. Ж. [от др.-евр. Kabbālah - полученное по преданию учение] Тайное религиозно-мистическое учение о планах и цели Творца человека, получившее особое распространение в иудаизме (представляло собой смесь мистических элементов иудаизма, халдейской теологии, греческой и арабской философии, признавало также колдовство). Изучать каббалу.. ..

Каббала

(от древнеевр., букв. — предание, традиция) — устная передача религиозных заповедей, сложившаяся у евреев до появления письменно изложенных законов религии. По существу каббала — мистическое учение в иудаизме, основанное на вере в то, что при помощи ритуалов и молитв человек может активно вмешиваться в божественно-космический процесс.. ..

Каббала

— средневековое религиозно-мистическое учение, получившее распространение среди приверженцев иудаизма. В «Книге творения» ее анонимный автор учил, что основа всего сущего — единый бог, что мироздание зиждется на 10 цифрах и 22 буквах еврейского алфавита. Каббалистическая мистика получила развитие в книге «Зогар» («Сияние»), появившейся около XIII в. Автор рассматривает божество как «бесконечное», а мир вещей — как истечение божественных сил. К. Допускает переселение душ. По К. Производятся гадан..

Каббала

КАББАЛА (древнеевр. Qabbalah - принятие, предание) - сокровенная (тайная) мудрость еврейских раввинов средневековья, унаследованная из более древних эзотерических доктрин, касающихся Божественного и космогонии, которые были сведены к теологии после периода пленения евреев в Вавилоне. Мистическое учение и практика К. В еврействе сочетается с восточной мифологией, идеями гностицизма, неоплатонизма и неопифагоризма. Мнения о древности К. Расходятся более чем на 3000 лет - со времен Авраама, от кото..

Каббала

(древнеевр. Qabbalah - принятие, предание) - сокровенная (тайная) мудрость еврейских раввинов средневековья, унаследованная из более древних эзотерических доктрин, касающихся Божественного и космогонии, которые были сведены к теологии после периода пленения евреев в Вавилоне. Мистическое учение и практика К. В еврействе сочетается с восточной мифологией, идеями гностицизма, неоплатонизма и неопифагоризма. Мнения о древности К. Расходятся более чем на 3000 лет - со времен Авраама, от которого нач..

Каббала

(К а б а л а) И БИБЛИЯ. Евр. Слово К. Буквально означает предание (от евр. Ле-кабел - получать), но термин этот не является эквивалентом понятия *Предание в библ.-церк. Или иудаистском смысле. Речь идет о тайной, эзотерич. Доктрине, предназначенной для избранных. К. Развилась в рамках *иудаизма как своеобразный аналог гностической теософии. Корни ее уходят в эллинистич. Эпоху, но два основополагающих труда по К. Появились лишь в Средние века. "Книга творения" (с(фер-иецир() написана анонимным ав..

Итало-албанская католическая церковь

Одна из Восточно-католических церквей, придерживающихся византийского обряда, то есть принадлежащая к числу греко-католических церквей. Обе епархии церкви расположены на территории Италии. Помимо двух епархий в церковь входит монастырь ордена базилиан Гроттаферрата, имеющий статус территориального аббатства.Итало-албанская церковь — единственная из греко-католических церквей, образовавшихся не путём унии со Святым Престолом, а изначально не участвовашая в Великом расколе.Итало-албанскую католиче..

Ито, Мансиу

(порт. Mancio Ito, до крещения — Ито Мансё, яп. 伊東マンショ. 1570-1612) — глава первого японского посольства в Европу.Идея отправки японских послов в Европу принадлежала иезуиту Алессандро Валиньяно и поддержана тремя даймё, исповедовавшими христианство. Для путешествия было отобрано четверо знатных юношей-христиан (все они известны под португальскими именами). Мансиу Ито было поручено руководить группой. 20 февраля 1582 года он отплыл из порта Нагасаки. Его спутниками были:* Мигел Тидзива (порт. Mig..

Кабо-Верде

(Cabo Verde), Республика Кабо-Верде (Republica de Cabo Verde) — гос-во в Зап. Африке, расположенное на о-вах Зелёного Мыса. В прошлом порт. Колония, с 1975 — независимое гос-во. Столица — г. Прая. Офиц. Яз. — португальский и девять креольских. Терр. 4033 кв. Км. Нас. Ок. 435 тыс. Чел. Католики — 94%, приверженцы традиционных африк. Культов — 5%, протестанты — 1%.О-ва Зелёного Мыса были открыты порт. Мореплавателями в 1460. В 1466 на архипелаг прибыли исп. Францисканцы, в 1553 была основана епарх..

Каброль Фернан

(Cabrol) Фернан — монах-бенедиктинец (OSB), аббат, историк литургии. Род. 11.12.1855, Марсель (Франция), ум. 4.06.1937, Фарнборо (Великобритания).29.09.1877 К. Вступил в Орден бенедиктинцев, став монахом аббатства Св. Петра в Солеме. Рукоположен в свящ. 3.06.1882 в Мане. Стал приором в Солеме в 1890. В 1896 перешел во вновь созданный мон. Св. Михаила в Фарнборо, где был приором до 1902, а в 1903 стал аббатом. К. Был членом различных академий и науч. Обществ, написал множество статей по истории л..

Каббала

(Евр.) Сокровенная мудрость еврейских раввинов средневековья, унаследованная от более древних тайных доктрин, касающихся божественного и космогонии, которые были сведены к теологии после периода пленения евреев в Вавилоне. Все сочинения, относящиеся к категории эзотерических, именуются каббалистическими.. ..

Дополнительный поиск Каббала Каббала

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Каббала" в словаре Католическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Каббала, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 7 символа