Вайделоты

206

Мифологизированный образ жрецов у пруссов. В источниках 16 в. - Waidelotte, от vaid-lo-to-jis, от глагола waist. Waid - «знать» (родственное слав. Vĕdatъ, старорус. Въдь «знание», «колдовство», въдунь, въдьма и т. П., др -инд. Veda и т. Д.), ср. Прус. Waidleimai, о совершении жреческого обряда, колдовства и т. П. Это слово стало общим обозначением языческого жреца у балтов (ср. Литов. Vaideliõtas, латыш. Valdelis, ориентирующиеся на прус. R) и попало в соседние языки, ср. Нем. Waidler, Waideler, waidlen, польск. Wajdelota, -ka, рус. Вайделот и т. П. Немецкий хронист Симон Грунау в 16 в. Сообщает, что один из братьев, родоначальников пруссов (см. Видевут и Брутен), Брутен стал верховным жрецом Криве-Кривайтисом, основал святилище Ромове, где жили и В.

- «низшие жрецы». М. Преториус (по данным 17 в.) говорит о многих разновидностях В. Среди них он называет тех, кто сопоставим по названию с буртининками и буртонес (см. Буртининки), гадателей по пене и т. П. Грунау описывает великаншу Погезану (Poggezana, ср. Погезанию - одну из прусских земель), которая была вайделоткой и жила в дубовой роще. Её мольбы приравнивались к божьим словам. Пруссы верили, что она танцевала с богами. Есть основания говорить о связи В. Со словом, обращённым к богам, с гаданием, предсказанием и благословением. В. Трактовались, вероятно, как жрецы, которые видят, ведают и передают своё знание (ведение) людям в слове. Совокупность этих действий, в частности, и обозначалась глаголом *waidlçt. В совсем поздней традиции, подхваченной романтизмом (ср.

«Конрад Валенрод» А. Мицкевича и др.), В. Выступают как певцы, слагатели песен исторического содержания и хранители прусского эпоса. В. Были известны и другим балтийским племенам. Ср. Литов. Vaidilà, «жрец» (но и «актёр»), vaidilutis, «жрец», vaidilûte, «жрица». Хотя сведения ранних историков литовской мифологии о В. Не поддаются должной проверке (связь с культом вечного огня, лечение людей, советы вождям, участие в войнах, воспевание воинских подвигов и храбрости и т. П.), весьма существенно, с одной стороны, обозначение одним словом жреца и актёра, а с другой стороны, уже в старых источниках наличие примеров, когда vaidila обозначает не только жреца, помощника криве, его посланца, созывающего народ на сходку и объявляющего волю криве, но и административное лицо, главную власть в округе (apylinke).

Ср. Топонимические названия типа литов. Vaidilu kaimas, букв. «деревня вайдилов», и соответствующие собственные имена. В тексте 16 в. В. Называются также зигнотами (Signot, Segnot, Zygenotte, от signät, «благословлять»). Они - исполнители ритуалов в честь Бардойтса. Могли найти вора, обратившись к богу неба Окопирмсу и богу земли Пушкайтсу и т.д. Лит. Bûga К., Rinktiniai raištai, t. 1, Vilnius, 1958, s. 183-89. Nаrbutt Т., Dzieje starozytne narodu litewskiego, t. 1 - Mitologia litewska, Wilno, 1835.В. В. Иванов. В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Вайделоты

Литовск. Waideloty, идолоомыватели. У древних пруссов и литовцев, низшие жрецы.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)жрецы и жрицы, поддерживавшие вечный священный огонь у древних литовцев.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)(литов. Waideloty - идолоомыватели). Низшие жрецы и прорицатели у языческих литовцев и пруссов.(Источник. "Словарь..

Ваджраяны Мифология

См. В ст. Буддийская мифология(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Вади-хаммамат

Высохшее в древности русло, правый приток Нила, кратчайший и наиболее удобный путь, связывавший район Фив с «Красным морем», когда там еще протекала река. В эпоху рассвета Древнего Египта через Вади-Хаммамат шли экспедиции в Пунт, проходили караваны с золотом, медью, оловом и камнем, добывавшимся в районе Вади-Хаммамат. На скалах вади сохранились многочисленные древнеегипетские надписи.© В. Д. Гладкий(Источник. «Древнеегипетский словарь-справочник».). ..

Вайжгантас

(Vaižgantas), в литовской мифологии божество льна. Польский автор 17 в. Ян Ласицкий сообщает о литовском обряде сике (литов. Sike, «лепёшка»). Самая высокая девица с фартуком, наполненным лепёшками, в левой руке и льном и липовыми листьями - в правой, становится на стул и обращается к В. С заклятием. «В., божок, вырасти мне лён длинный, как я сама. Не дай мне ходить нагой!». Поздние источники указывают, что в жертву В. Приносили петуха. Во 2-й половине 18 в. Писатель Гупель среди латышских божес..

Вайрочана

(санскр. Vairocana, «сияющий»), в буддийской мифологии махаяны и ваджраяны один из будд. Культ В. Возник, по-видимому, в середине 1 тыс. Н. Э. В «Гандавьюха-сутре» В. Изображается сияющим, как солнце, свет которого проникает во все уголки в бесконечном пространстве. В «Махавайрочана-сутре» (7 в.) В. Занимает первое место среди будд. В ваджраяне В. - одни из пяти т. Н. Дхьяни-будд или татхагат, глава семьи ваджры (см. Будда). В мандале .дхьяни-будд В. Находится или в центре, или на Востоке, он бе..

Дополнительный поиск Вайделоты Вайделоты

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вайделоты" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вайделоты, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 9 символа