Вайделоты
Мифологизированный образ жрецов у пруссов. В источниках 16 в. - Waidelotte, от vaid-lo-to-jis, от глагола waist. Waid - «знать» (родственное слав. Vĕdatъ, старорус. Въдь «знание», «колдовство», въдунь, въдьма и т. П., др -инд. Veda и т. Д.), ср. Прус. Waidleimai, о совершении жреческого обряда, колдовства и т. П. Это слово стало общим обозначением языческого жреца у балтов (ср. Литов. Vaideliõtas, латыш. Valdelis, ориентирующиеся на прус. R) и попало в соседние языки, ср. Нем. Waidler, Waideler, waidlen, польск. Wajdelota, -ka, рус. Вайделот и т. П. Немецкий хронист Симон Грунау в 16 в. Сообщает, что один из братьев, родоначальников пруссов (см. Видевут и Брутен), Брутен стал верховным жрецом Криве-Кривайтисом, основал святилище Ромове, где жили и В.
- «низшие жрецы». М. Преториус (по данным 17 в.) говорит о многих разновидностях В. Среди них он называет тех, кто сопоставим по названию с буртининками и буртонес (см. Буртининки), гадателей по пене и т. П. Грунау описывает великаншу Погезану (Poggezana, ср. Погезанию - одну из прусских земель), которая была вайделоткой и жила в дубовой роще. Её мольбы приравнивались к божьим словам. Пруссы верили, что она танцевала с богами. Есть основания говорить о связи В. Со словом, обращённым к богам, с гаданием, предсказанием и благословением. В. Трактовались, вероятно, как жрецы, которые видят, ведают и передают своё знание (ведение) людям в слове. Совокупность этих действий, в частности, и обозначалась глаголом *waidlçt. В совсем поздней традиции, подхваченной романтизмом (ср.
«Конрад Валенрод» А. Мицкевича и др.), В. Выступают как певцы, слагатели песен исторического содержания и хранители прусского эпоса. В. Были известны и другим балтийским племенам. Ср. Литов. Vaidilà, «жрец» (но и «актёр»), vaidilutis, «жрец», vaidilûte, «жрица». Хотя сведения ранних историков литовской мифологии о В. Не поддаются должной проверке (связь с культом вечного огня, лечение людей, советы вождям, участие в войнах, воспевание воинских подвигов и храбрости и т. П.), весьма существенно, с одной стороны, обозначение одним словом жреца и актёра, а с другой стороны, уже в старых источниках наличие примеров, когда vaidila обозначает не только жреца, помощника криве, его посланца, созывающего народ на сходку и объявляющего волю криве, но и административное лицо, главную власть в округе (apylinke).
Ср. Топонимические названия типа литов. Vaidilu kaimas, букв. «деревня вайдилов», и соответствующие собственные имена. В тексте 16 в. В. Называются также зигнотами (Signot, Segnot, Zygenotte, от signät, «благословлять»). Они - исполнители ритуалов в честь Бардойтса. Могли найти вора, обратившись к богу неба Окопирмсу и богу земли Пушкайтсу и т.д. Лит. Bûga К., Rinktiniai raištai, t. 1, Vilnius, 1958, s. 183-89. Nаrbutt Т., Dzieje starozytne narodu litewskiego, t. 1 - Mitologia litewska, Wilno, 1835.В. В. Иванов. В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Вайделоты
На нашем сайте Вы найдете значение "Вайделоты" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вайделоты, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 9 символа