Козёл

549

Мифологические представления о К. Подчёркивают прежде всего его исключительную сексуальность (в сниженном виде - похотливость) и плодовитость. Отсюда его связь с божествами и другими мифологическими персонажами, олицетворяющими эти качества, - литовским Перкунасом, славянским Перуном, скандинавским Тором - вплоть до громовержца в т. Н. Основном индоевропейском мифе, а также божествами, так или иначе связанными с плодородием, в частности с буйной растительностью - Пушаном у индийцев (при жертвоприношении коня он получил в качестве своей доли К., поэтому колесница его, так же как колесница Перкунаса, Перуна, Тора и др., запряжена К. Ср. Выражение «служить за козла на конюшне»), Пушкайтсом у пруссов (Пушкайтс связывается с бузиной, которая в других традициях, например у румын, соотносится с К.), Паном у греков (имена Пана, Перуна, Пушкайтса, вероятно, восходят к общему индоевропейскому корню pus, «расцветать, делать плодородным»).

Аспект плодородия подкрепляется также свидетельствами, почерпнутыми из ритуальной сферы. С Пушкайтсом соотносится обряд жертвоприношения К. И связанная с ним символика изобилия (ср. Также мотив жертвоприношения К. Козлоногому, козлорогому и козлобородому Пану, сопоставимый с мотивом превращения в К. Диониса, в свиту которого входит Пан). Русская сказка о «козе лупленой» и словацкая ритуальная игра в козу содержат мотивы выживания козой из своего жилища всех других животных и последующего изгнания самой козы пчелой или ежом. Насильственное извлечение мифологического персонажа, олицетворяющего плодородие, из своего убежища позволяет - через ряд промежуточных этапов - сопоставить козу с образами древних переднеазиатских божеств плодородия типа хеттского Телепинуса, также ужаленного пчелой и после этого вышедшего наружу.

В некоторых традициях ритуалы плодородия предусматривали сожитие женщины с К.Вместе с тем наряду с аспектами плодородия в мифах и особенно в восходящих к ним традиционных представлениях фигурирует бесполезность и непригодность К., иногда козы (ср. Выражения. «как от козла ни шерсти, ни молока», «козла доить» и др.), некая его сомнительность, нечистота, несакральность (ср. Противопоставление - К. Или козлищ агнцу). К. Связывается и с нижним миром и тем самым с жертвоприношением особого рода. По славянским поверьям, водяного можно умиротворить шерстью чёрного козла, злой домовой мучает всех животных, кроме К. И собаки (ср. Также представление о козлином копыте дьявола). У некоторых народов во время похоронного обряда чёрный козёл приносился в жертву, чтобы служить умершему пищей, которая поможет ему возродиться (следы этих представлений прослеживаются в библейском сюжете «козла для отпущения грехов», Лев.

16, 9-Ю). Мотив жертвоприношения прослеживается также в поздних (в основном фольклорных) источниках. В сказке об Алёнушке и братце Иванушке, обнаруживающей несомненные связи с ритуалом, подчёркивается мотив замышляемого убийства обращённого в К. Иванушки. При этом убийство изображается как некое жертвоприношение («огни горят горючие, котлы кипят кипучие, точат ножи булатные, хотят козла зарезати ...», ср. Также выражения «забивать козла», «драть козу», «драть, как Сидорову козу»). В этом же контексте находятся и такие обрядовые действа, как рождественские и масленичные обходы «туроня» в сопровождении старого деда-стрелка, пытающегося стрелой или палкой поразить «туроня», или игры ряженых с козой, причём сначала поётся.

«Где коза ходит, там жито родит..., где коза ногою, там жито копною...» (аспект плодородия), после чего козу убивают стрелой, затем она вновь оживает, и снова поётся песня о плодородии. В последнем обряде, как и в русской сказке, выделяются два мотива. Мотив не состоявшегося заклания К. Или козы (смерть оказывается мнимой, или же после смерти снова наступает жизнь) и мотив травестийности (К. - превращённый Иванушка. «туроня» изображают два человека. Ср. Загадки о К. «С бородой уродился, богу угодился, святой быть не может», «С бородой, а не мужик» и представление о К. Как превращённом добром молодце в сказке «Сопливый козёл»,- Афанасьев, № 277).Мифологическая история К. Углубляется с привлечением материалов палеолитической живописи, а также искусства и фольклора позднейших эпох (сюжеты типа «К.

У дерева» или «К., запутавшийся в ветвях» - статуэтка из Ура, вплоть до «Как пошёл наш козёл да по ельничку...»), установлением связи К. С другими божествами - Герой, Дионисом, Афродитой. Агни, Варуной, Индрой. Мардуком, Таммузом, Нингирсой, Эйя и др. Иногда с К. Соотносятся некоторые мифологически и сакрально отмеченные атрибуты, позволяющие восстановить важные звенья мифологических представлений о связи К. С божествами грозы. Эгис, или эгида (собств. «козья шкура»), - атрибут Зевса, Афины, иногда и Аполлона. По Гомеру, эгида представляет собой щит, изготовленный Гефестом для Зевса (отсюда Зевс-Эгиох). Позднее считалось, что эгида - это шкура козы Амалфеи, натянутая на щит (некоторые исследователи видят здесь воспоминание о древнейшем обычае защищать левую руку козьей шкурой).

Другой вариант мифа изображает эгиду как огнедышащее чудовище, порождённое Геей и убитое Афиной, сделавшей себе из него щит (с сер. 6 в. До н. Э. Щит-эгида из козьей шкуры становится постоянным атрибутом Афины. Ежегодно на Акрополе в жертву Афине приносился козёл, шкура которого как эгида возлагалась на статую богини). Ср. Также представление о К. Как символе тучи, скрывавшей молнии Зевса, и индоевропейский образ К. Как зооморфного символа молнии, грома. Образ К. Связывается также с астрономической и временной символикой (ср. Capricornus, или «рогатый К.»). Козерог как один из знаков Зодиака, название месяца, связанного с К. В китайском и некоторых других анимальных календарях. К. Как минойский бог убывающего года, в отличие от барана как бога прибывающего года и т.

П. Ср. Также символику образа К. В народной медицине, геральдике, толкованиях снов (сладострастие, плодородие, богатство, жизнь - смерть, глупость, непостоянство в любви) и т. Д.Лит. Богатырев П. Г., Вопросы теории народного искусства, М., 1971, с. 34-37. Топоров В. Н., Русское «заби(ва)ть козла», в сб. Studia linguistica A. V. Issatachenko, Lisse, 1978. Frazer J. G., The Scapegoat, L., 1925.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Козел

(самка — коза, Capra) — род жвачных из группы полорогих. Рога у корня сжаты с боков, так что продольный диаметр больше поперечного, снабжены спереди поперечными валиками и сильно загнуты назад, лоб выпуклый. На подбородке по большей части борода. Слезных ямок и копытных желез обыкновенно нет. Короткий хвост обыкновенно приподнят. Вообще же близок к роду Ovis — баран, овца. К. Живут семьями или маленькими стадами, редко собираясь в значительные стада. Водятся в гористых странах Европы, северной А..

КОЗЁЛ

Безрогий козёл. Прост. Бран. О гнусном, мерзком, но не способном нанести серьёзного ущерба человеке. Мокиенко, Никитина 2003, 171.. ..

Козел

Козлище, козлик, козерог, безоар, кызел, мархур, сабан, тур. Балда, дурак, осел на двух копытах. Козлоёб, козёл ёбаный, козлоёбина, козлоёбище. Педераст. Паршивец, погань. Недалёкий, амбициозный, самовлюбленный, с претензиями, агрессивный. Взрослый, пожилой активный дурак. ..

Козёл

1. М.1) Самец козы.2) перен. Разг.-сниж. Упрямый, неприятный в общении человек.2. М.Гимнастический снаряд в виде обитого кожей короткого бруса на четырех ножках.3. М. Разг.1) Название игры в карты, в домино.2) перен. Проигравший в такой игре.4. М. Разг.Автомобиль марки ГАЗ, обладающий большой проходимостью. Газик.5. М. Разг.Затвердевший при остывании после плавки и приставший к стенкам печи, ковша и т.п. Металл, сплав, шлак.. ..

Козел

КОЗЁЛ -зла́. М.. ..

Козёл

-зла, м. 1. Жвачное парнокопытное животное сем. Полорогих с длинной шерстью. Дикий к. Горный к, Винторогий к. 2. Самец домашней козы. От него как от коала молока (нет никакой пользы, проку. Разг. Неодобр.). Пустить козла в огород (поел. Допустить кого-н. Туда, где он может навредить или поживиться. Разг.). К. В капусте (о том, кто допущен туда, где ему хорошо, но где он принесёт только вред. Разг. Шутл.). 3. Род игры в карты, в домино (разг.). Забивать козла (играть в такую игру). 4. Гимнастичес..

Козёл

Козла, м. 1. Козлы (простореч. Спец.). 2. Короткая кобыла (в 4 знач. Спорт.).. ..

Козел

Род. П. -зла́, укр. Козе́л, ст.-слав. Козьлъ τράγος (Супр.), болг. Козе́л, сербохорв. Ко̀злац, коза̀лац – растение "Artemisia dracunculus", словен. Kózel "козел", чеш., слвц. Kozel, польск. Kozioɫ, в.-луж. Kоzоɫ, н.-луж. Kózoɫ. Связано с коза́ (см.). Производное с архаичным суф. -ьlъ. См. В. Шульце, Jagić-Festschrift 347. Русск.-цслав. Козьлогласованиɪе (Григ. Наз., ХI в. И др.) представляет собой курьезную кальку греч. Τραγῳδία. Ср. Примеры у Срезн. I, 1247 и сл.Этимологический словарь русск..

Козёл

см. В статье Посадка.. ..

Козел

— евр. Тавиш. Коза — евр. Эз. Козел, коза. Большие стада этих животных были у евреев (Быт. 27:9. 32:14. 1 Цар 25:2. 2 Пар 17:11. Песн. П. 4:1. 6:6). Они употреблялись для различных жертв (Исх. 12:5. Пс. 49:9. 65:15), в особенности для жертвоприношения за грех (Лев. 16:5 и дал. 4:22 и дал. Чис. 28:15,22,30). Мясо и молоко употреблялись в пищу (1 Цар. 16:20. Лук. 15:29). «Овцы — на одежду тебе и козлы — на покупку поля. И довольно козьего молока в пищу тебе, в пищу домашним твоим и на продовольств..

Козел

КОЗЕЛ КОЗЕЛЛ КОЗЕЛЛО КОЗЕЛИН КОЗЕЛИХИН КОЗИН КОЗЛАНЮК КОЗЛЕНОК КОЗЛОВ КОЗЛЮК КОЗЛЯТИН КОЗЛОВИЧ КОЗЛЯКОВ КОЗЛЯТКИН КОЗДЮК КОЗЛАН КОЗЛАНОтчество от нецерковного мужского личного имени Козел - многочисленные примеры с 1405 г. Очень распространенная фамилия. По подсчетам Б.Унбегауна, в Петербурге 1910 г. Она занимала 36-е место по частоте употребления. Выяснено, как возникала эта фамилия у бояр, когда дробились разросшиеся древние роды. В первой половине XV в. Григорий Козел, сын боярина Морозова, с..

Козел

Козел, животное, приносимое, главным образом, в жертву за грех (Лев 4:24. 9:15. 10:16 и др.). Его мясо разрешалось употреблять в пищу. Овцы и козы часто паслись на одном пастбище, поэтому постоянно возникала необходимость разделять стада. Это обстоят-во иногда обыгрывалось в сравнениях. Напр., в Мф 25:32 и след. К. Олицетворяют неправедных людей, к-рые в Судный день будут стоять по левую руку от Господа. В Иез 34:17 К. Служат символом нечестивых и неверных вождей народа. Особая роль отводилась К..

Кодеш

Кордеш, в мифологии причерноморских адыгов (шапсугов) божество моря. Согласно мифологическим представлениям, К. - большая рыба, удерживающая море в своих берегах. К К. Обращались рыбаки с мольбой о большом улове. В честь К. Зимой устраивали праздник, участники которого обливали друг друга морской водой. В топонимике сохранились следы культа этого божества. Селение Малое Псеушхо (Туапсинского района Краснодарского края) местными жителями называется Куадашахып («место приношений Кодешу»), мыс неда..

Кодр

(Codrus, Κόδρος). Царь Аттики, пожертвовавший собой при вторжении дорян и тем спасший свое отечество в 1068 г. До Р.Х. Он был последним царем Аттики.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Кой

(Κοτοι) в греческой мифологии титан, сын Урана и Геи, брат и муж титаниды Фебы, родившей Лето и Астерию, дед Аполлона, Артемиды и Гекаты. Участвовал в титаномахии и был вместе с братьями сброшен Зевсом в тартар (Hes. Theog. 134, 404-410, 717-735).А. Т.-г.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Койольшауки

(«золотые колокольчики») — в мифологии ацтеков богиня Луны. По легенде, Уицилопочтли отрубил своей сестре Койольшауки голову и забросил на небо, где она превратилась в ночное светило. Считалось, Койольшауки властвовала над над четырьмястами божествами звезд. Она владеет магической силой и, разгневавшись, может нанести огромный вред как людям, так и богам.(Источник. «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтек..

Козел

1) пассивный гомосексуалист, 2) общественник в ИТУ, 3) велосипед. ..

Козел

Олицетворяет мужество, изобилие жизненной силы, созидательной энергии. Козел может меняться местами в смысле символики с газелью или антилопой. Живя на высотах, он также олицетворяет собой превосходство. Коза означает женскую производительную силу, плодовитость и изобилие. У китайцев козел является омофоном от ян и становится мужским принципом, добром и миром. В христианстве козел - это дьявол, проклятый, грешник, похоть и непостоянство. Козел отпущения - это Христос, нагруженный грехами мира. В..

Дополнительный поиск Козёл Козёл

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Козёл" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Козёл, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 5 символа