Кришна
(др.-инд. Krsna, букв. «чёрный», «тёмный», «тёмно-синий»), в индийской мифологии сын Васудевы и Деваки, аватара Вишну. Образ К. Многозначен. По-видимому, в нём слились различные мифологические и, может быть, даже исторические прототипы.Предполагают, что «чернота» К. - свидетельство южноиндийского, дравидского происхождения его образа. Цвет тела К. - тёмно-синий или тёмно-лиловый (реже он изображается совсем чёрным, тёмно-зелёным или тёмно-коричневым) и сравнивается с цветом дождевой тучи, несущей освобождение от смертоносной жары. К. По природе своей - прежде всего защитник, избавитель. Но для индийца в слове «Кришна», «Чёрный», есть также что-то недоброе, зловещее;это же имя носят (в ведах и позже) различные демоны- асуры .
В мифологии джайнов и буддистов К. - фигура отрицательная (у буддистов - глава чёрных демонов, врагов Будды). В индуистской мифологии недобрые свойства К. Объясняются ссылками на непостижимость природы бога, его неподвластность человеческим нормам и, как правило, оттеснены на второй план или переосмыслены.Самое раннее упоминание о К., сыне Деваки, - в «Чхандогья-упанишаде» (III 17, 6), где он - ученик наставника Гхоры Ангирасы. Однако неясно, тот ли это К., деяния которого описаны в «Махабхарате», «Хариванше» и пуранах. В «Махабхарате» К. Действует преимущественно как воитель и политик, союзник пандам», мудрый, мужественный, но порой вероломный в отношениях с врагами. В «Бхагавад-гите», включённой в «Махабхарату» вставной поэме, К.
- колесничий Арджуны - перед битвой на Курукшетре являет себя как высшее божество (Вишну) и излагает религиозно-философскую доктрину, получившую (в различных толкованиях) большую популярность в Индии, а позже и за её пределами. В традиционном списке десяти аватар Вишну К. Занимает восьмое место. Но иногда (напр., в «Гита-говинде» Джаядевы) К. Считается более чем аватарой - полным проявлением Вишну, а его место в десятке аватар занимает Баларама. «Вхагавата-пурана» называет двадцать две аватары Вишну, в числе которых и К. (двадцатый) , и Баларама (девятнадцатый). В «Бхагавата-пуране» (а также в «Вишну-пуране», в более поздней «Брахмавайварта-пуране» и в других пуранах) содержится изложение «биографии» К. С теологическими разъяснениями.
В городе Матхура правил неправедный царь Канса. Чтобы избавить от него землю, Вишну решает родиться в человеческом облике. Канса слышит предсказание, что он умрёт от руки восьмого сына своей двоюродной сестры Деваки, и убивает всех рождающихся у неё от Васудевы сыновей. Спасается лишь седьмой сын Баларама, а восьмого сына, К., едва тот родился, Васудеве чудесным образом удаётся переправить на другой берег Ямуны, где он воспитывается в семье пастуха Нанды и его жены Яшоды. Канса, узнав об исчезновении новорождённого, приказывает убить всех младенцев в Матхуре. Детство К., его шалости (похищение масла у Яшоды, одежд у купающихся пастушек и др.) и подвиги (убийства демонов, которых подсылает Канса, поглощение пламени лесного пожара и спасение от него коров и пастухов, победа над повелителем змей Калией.
Поднятие над головой горы Говардхана, чтобы прикрыть от дождя пастухов, пастушек и их скот, и др.) - излюбленные темы индийской поэзии. Ещё более популярная тема - любовь пастушек к отроку К. Заслышав свирель пастуха К„ пастушки, бросая мужей и домашние дела, бегут к нему и танцуют с ним в экстазе на берегу Ямуны. Пастушки и их влечение к К. Трактуются индусами как символ человеческих душ, устремлённых к слиянию с богом. Но бог неуловим и недостижим. В конце концов, К. Покидает пастушек, чтобы выполнить свой долг - убить Кансу. Убийством тирана завершается юность К. Из пастуха он превращается в воина и политика . Восстанавливает справедливую власть в Матхуре и защищает город от демонов, мстящих за Кансу. При этом К.
Переводит всех жителей Матхуры - ядавов в Двараку. Новый город, который по его приказу строится за одну ночь. Совершая дальнейшие подвиги, К. Обретает сначала восьмерых жён (первая из них Рукмини), а затем ещё 16 100 жён. Обладая чудесной способностью пребывать одновременно со всеми жёнами, К. Производит многочисленное потомство. После битвы на Курукшетре, которая завершает круг земных дел К.Вишну, К., решив вернуться в божественные сферы, сначала уничтожает весь город ядавов, а затем и сам погибает от стрелы охотника, принявшего его за оленя.В средневековой индийской культуре наибольшую популярность приобрёл образ К.-любовника (при этом на первый план выдвинулась одна из пастушек - Радха, хотя в некоторых сектах и областях Индии преобладает культ Рукмини).
В поэзии и живописи этот образ получал различные трактовки. И религиозно-аллегорические, и вполне мирские, - грани между которыми установить подчас весьма трудно. В 19-20 вв. Некоторые индийские авторы, испытавшие влияние европейской культуры, пытались «очистить» образ К. От эротики и представить К. Образцом политического, государственного деятеля (Бонкимчондро Чоттопаддхай в трактате «Жизнь Кришны». Айодхъясинх Упадхьяй Хариаудх в поэме «Любимый на чужбине»). Сходство некоторых моментов в мифе о К. И в преданиях о жизни Иисуса Христа, а также фонетическая близость имён («Кришна», в другом произношении «Кристна», «Христос») давали основания некоторым исследователям видеть в К. Видоизменённый образ Христа, некогда занесённый в Индию кочевыми племенами.
Однако эта гипотеза не подтверждена сколько-нибудь убедительно.Лит. Лаллу Джи Лал, Прем Сагар, пер. С хинди, вступит, статья и примечания А. П. Баранникова. М.-Л„ 1937 (Легенды о Кришне, 1). Три великих сказания древней Индии, М., 1978. Archer W. G., The loves of Krishna in Indian painting and poetry, L., 1957. Krishna. Myths, rites and attitudes, ed. By М. Singer, Honolulu, 1966. Ruben W., Krishna. Konkordanz und Kommentar der Motive seines Heldenlebens, Istanbul, 1944.С. Д. Серебряный.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Кришна
На нашем сайте Вы найдете значение "Кришна" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кришна, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 6 символа