Мэнь-шэнь
(от мэиь, «ворота», и шэнь, «божество»), в китайской мифологии духи - хранители ворот. В «Книге обрядов» (4-2 вв. До н. Э.) упоминаются жертвоприношения в честь духов дверей и ворот, которые связывались соответственно со светлым и тёмным началом (см. Инь и ян). Впоследствии в качестве М.-ш. Стали выступать древние хранители врат в царстве духов. В «Книге гор и морей» (4-2 вв. До н. Э.) сказано. «Посреди океана есть гора Душо, на ней большое персиковое дерево, раскинувшее ветви на 3 тысячи ли. На северо-востоке меж его ветвей находятся врата духов, через которые проходят сонмы духов. У врат стоят двое святых. Шэнь-ту и Юй-люй. Они проверяют каждого из духов и, если увидят зловредного, связывают его тростниковой верёвкой и отдают на съедение тигру».
В древности к 30-летию людям дарили деревянные изображения Шэнь-ту и Юй-люя с верёвкой в руках. Фигурки ставились по обе стороны от ворот, а на воротах рисовали огромного тигра, который должен был охранять дом от нечисти, пожирая её. Так Шэнь-ту и Юй-люй превратились в духов дверей дома. В 12-14 вв. В качестве М.-ш. Были обожествлены полководцы 7 в. Цинь Шу-бао и Ху Цзин-дэ. Согласно «Запискам о поисках духов трёх религий», они вызвались встать в карауле у дверей спальни танского императора Тай-цзуна, которого будто бы беспокоили призраки. После того как ночь для императора прошла спокойно, он приказал живописцам нарисовать портреты обоих сановников и вывесить их на дверях во дворце. О печатных изображениях М.-ш.
Упоминают уже памятники 12 в., впоследствии М.-ш. Стали едва ли не самыми популярными персонажами новогодних народных лубков. Цинь Шу-бао и Ху Цзин-дэ нарисованы на них в виде грозных полководцев с алебардами, изображение одного наклеивалось на одну створку дверей, другого - на другую. Лубки с М.-ш. Вешались на дверях общественных зданий, храмов (кроме буддийских), частных домов. Образы Цинь Шу-бао и Ху Цзин-дэ находили своё воплощение в повествовательной прозе [«Путешествие на Запад» У Чэн-эня (16 в.) и др.]. Иногда в роли М.-ш. Выступают и другие обожествлённые герои, например полководцы Вэнь Цюн (2 в.) и Юэ Фэй (12 в.). Лит. Юань Кэ, Мифы древнего Китая, М., 1965, с. 114, 357. Алексеев В. М., Китайская народная картина, М., 1966, с.
18, 42.В. Л. Рифтин.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Мэнь-шэнь
На нашем сайте Вы найдете значение "Мэнь-шэнь" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мэнь-шэнь, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 9 символа