Насрен-жаче

278

(«Насрен-борода»), в адыгском нартском эпосе глава (тхамада) нартов, богоборец. Н.-ж., седобородый старик, - патриарх, организатор мирной и военной жизни нартов, пользуется среди них и богов большим авторитетом. Согласно одному из сказаний, Н.-ж. Дерзнул свергнуть владычество бога Тха. По вариантам, пытался проникнуть на Ошхамахо (Эльбрус) - местопребывание богов, вступил в схватку с богом зла Пако, похитившим огонь у нартов. Разгневанный Тха приковал его к вершине Ошхамахо цепями. Орёл рвёт клювом сердце богоборца. При попытке Н.-ж. Освободиться от оков «стук цепей гремит громом, искры от удара звена о звено блещут молнией, тяжёлое дыхание старика бушует на земле ураганом, от стонов его ревут глубины земли, и слезы его льются бурным потоком вниз со снеговых вершин и разливаются шумящей рекой».

Освободил Н.-ж. Нарт Ватраз. Аналогичны Н.-ж. Абхазский Абрскил, грузинский Амирани.М. М.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Насекомые

Разные виды Н. Соотносятся в мифах с разными частями космического пространства, с его зонами (царствами) или их образами. Божья коровка и пчела («божья пчела»), безусловно, могут соотноситься с верхней зоной, с небом (отсюда эпитет «божья»). Они же в ряде случаев связаны с верхней частью мирового дерева, с его ветвями и листьями (с кроной). Иногда пчела связана с мировым деревом в целом (в «Старшей Эдде» и особенно в «Младшей Эдде». В ряде случаев эта связь дана через образ мёда). Ещё чаще пчёлы..

Наср

(nsr, nsrm, иногда во множ. Ч. - Нисвар, nswr, «орёл»), в йеменской мифологии божество, почитавшееся в государствах Саба и Катабан. Вог - предок, покровитель и владыка оазиса Джуба (к югу от столицы Сабы Мариба). В официальные пантеоны не входил. Позднее был отождествлён с богом луны - Алма-кахом. В Сабе и Аммом в Катабане. Изображения орла, частые в древне-йеменской иконографии, возможно, связаны с Н. Как с лунным божеством.Н. Известен также в древнеарабской мифологии (по теофорным именам, широ..

Наставления Дхаумьи

Послушаем, что нам скажет на прощанье наш мудрый Дхаумья, какими наставлениями нас проводит в нелегкий путь, — проговорил Юдхиширха, когда последние приготовления были окончены. Дхаумья, грустно улыбнувшись, начал нараспев. Порою мои наставления скучны И словно осенние мухи докучны, Но это советы старинного друга Для тех, кто уходит к владыке в услугу, Кому о почете забыв господина, Придется чужую напялить личину. Для вас, что так знатны и так знамениты, Ворота не все теперь будут открыты. По с..

Насу

(авест., «труп»), в иранской мифологии демон смерти. Представлялся в облике отвратительной трупной мухи, «прилетающей с севера» вскоре после смерти человека, исповедующего зороастризм, чтобы завладеть его душой и осквернить тело («Видевдат» 7, 2. 8, 71). Родственники умершего должны противодействовать Н., распевая священные тексты и произнося вслух имена Амеша Сленга. Наиболее действенным средством против Н. Считался взгляд «жёлтой четырёхглазой [с пятнами над глазами] собаки», священного животн..

Дополнительный поиск Насрен-жаче Насрен-жаче

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Насрен-жаче" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Насрен-жаче, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 11 символа