Наставления Дхаумьи

162

Послушаем, что нам скажет на прощанье наш мудрый Дхаумья, какими наставлениями нас проводит в нелегкий путь, — проговорил Юдхиширха, когда последние приготовления были окончены. Дхаумья, грустно улыбнувшись, начал нараспев. Порою мои наставления скучны И словно осенние мухи докучны, Но это советы старинного друга Для тех, кто уходит к владыке в услугу, Кому о почете забыв господина, Придется чужую напялить личину. Для вас, что так знатны и так знамениты, Ворота не все теперь будут открыты. По собственной воле в повозке, на ложе Никто занять места отныне не сможет. Глядели всегда все властители косо На тех, кто давал им советы без спроса. На тех, что стояли в молчании рядом И не ловили царского взгляда, На тех, кто в своей убежденные силе, Шашни с их женами заводили.

И чтоб не попасться в смертельные сети, В служеньи царю не жалейте усердья. Наградою царскою будет отмечен, Лишь тот, кто внимает царю, не переча, И кто отличиться сумеет советом Полезным царю и приятным при этом. Внимания царского может добиться Лишь тот, кто врагов царя сторонится, И тот, кто язык свой не распускает. Не мною открыта премудрость такая. И место запять постарайтесь такое, Чтобы быть каждый раз у царя под рукою, Но чтоб не маячить перед глазами, И также не сзади, где стража с мечами Забудьте про все, чем гордились вы прежде И взглядом покорным властителя ешьте. Покорность слуги — это мед для владыки. Ему ненавистен равноаеликий. Дурного ему и во сне не желайте. Не плюйте при нем и не чихайте. Расскажут смешное — не хохочите.

Несдержанных слуг не выносит властитель. Пусть в радости скромною будет улыбка. Любого слуги положение зыбко. Мудрец, пожелавший быть царским придворным, Пусть будет услужливым, будет проворным. Царя ублажая, царицу иль принца, Пускай он, однако, не суетится. И будет всегда он в почете и холе, Пока подчиняется царственной воле. Похвалит владыку в глаза и заглазно, И служба станет его безопасной. О г кары удастся уйти неотвратной, Когда умолчит он о подвигах ратных, А будет силен он, и храбр, и любезен, И в деле любом для владыки полезен. В величьи своем он останется скромным, О близких своих он царю не напомнит. А коль на дары или взятки прельстится. То с жизнью своею он может проститься. Запомните эти советы благие И будете живы, мои дорогие.

(Источник. «Мифы древности. Индия. Научно-художественная энциклопедия.» Немировский А.И., М:., Лабиринт, 2001.).

Значения в других словарях
Наср

(nsr, nsrm, иногда во множ. Ч. - Нисвар, nswr, «орёл»), в йеменской мифологии божество, почитавшееся в государствах Саба и Катабан. Вог - предок, покровитель и владыка оазиса Джуба (к югу от столицы Сабы Мариба). В официальные пантеоны не входил. Позднее был отождествлён с богом луны - Алма-кахом. В Сабе и Аммом в Катабане. Изображения орла, частые в древне-йеменской иконографии, возможно, связаны с Н. Как с лунным божеством.Н. Известен также в древнеарабской мифологии (по теофорным именам, широ..

Насрен-жаче

(«Насрен-борода»), в адыгском нартском эпосе глава (тхамада) нартов, богоборец. Н.-ж., седобородый старик, - патриарх, организатор мирной и военной жизни нартов, пользуется среди них и богов большим авторитетом. Согласно одному из сказаний, Н.-ж. Дерзнул свергнуть владычество бога Тха. По вариантам, пытался проникнуть на Ошхамахо (Эльбрус) - местопребывание богов, вступил в схватку с богом зла Пако, похитившим огонь у нартов. Разгневанный Тха приковал его к вершине Ошхамахо цепями. Орёл рвёт клю..

Насу

(авест., «труп»), в иранской мифологии демон смерти. Представлялся в облике отвратительной трупной мухи, «прилетающей с севера» вскоре после смерти человека, исповедующего зороастризм, чтобы завладеть его душой и осквернить тело («Видевдат» 7, 2. 8, 71). Родственники умершего должны противодействовать Н., распевая священные тексты и произнося вслух имена Амеша Сленга. Наиболее действенным средством против Н. Считался взгляд «жёлтой четырёхглазой [с пятнами над глазами] собаки», священного животн..

Нахи

Нухай (nhy), в древнеарабской мифологии верховное божество в пантеоне самудских арабов (наряду с Рудой), бог мудрости. Возможно, был также божеством луны. Выступает как бог - предок и покровитель народа, владыка страны, защитник верблюдов и колодцев. В оазисе Думат находилась статуя Н. (ассирийский царь Сеннахериб, захвативший оазис, вывез его статую, так же как и Руды, в Ниневию, но впоследствии они были возвращены в Думат). а. Г. Л.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Дополнительный поиск Наставления Дхаумьи Наставления Дхаумьи

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Наставления Дхаумьи" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Наставления Дхаумьи, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 19 символа