Предки

99

В мифологии. 1) персонажи эпохи первотворения (см. Время мифическое), связанные с происхождением людей. Среди П. Выделяются тотемные первопредки - прародители человеческой родовой группы (рода, фратрии, племени в целом, большей частью отождествляемого с человечеством), а нередко и связанного с нею определённого вида животных, растений и др. Природных объектов. Тотемные П. - зооморфны или зооантропоморфны, преобладают, однако, антропоморфные существа. Они, породив или создав (доделав), подобно демиургам, людей, сами превращаются в животных и т. П. (что нередко воспринимается как первая смерть, уход в иной мир). Наряду с порождением (или созданием) «настоящих людей», П. Совершают также культурные и творческие деяния (см.

В ст. Культурный герой). Это, как правило, совпадает с рубежом мифологического времени. П. Рассматриваются как люди других миров, иногда превращаются в духов (дема, ориша), но это уже иные существа, принадлежащие эмпирическому времени. В процессе обожествления появляется фигура всеобщего отца, надтотемного предка. Связанные с мифическим временем П. Продолжают функционировать и в настоящем, но их местожительство переносится в иной мир. Они постепенно сливаются с космическим образом бога-творца (первопредки, в т. Ч. И тотемные, имеющие женский облик, т. Е. Выступающие как прародительницы, соотносимы с образом богини-матери). Иногда сам первопредок, от которого происходят люди, создаётся богом (или состоит с ним в родстве), выступает его помощником, посланцем.

Первопредок (или его сын) в ряде случаев отождествляется с первочеловеком.Первая пара людей зачастую даёт начало ряду семей, кланов П., как правило становящихся П.-эпонимами племён и виутриплеменных групп. От них нередко происходит ряд поколений П., связывающихся с определённой эпохой возникновения человечества (ср. Патриархи). Первопредками-культурными героями, первыми людьми в ряде мифологий выступает первый царь или вождь, от которых происходит весь народ (Кинту у ганда, древнеиранские первые цари Иима-Джамшид, Траэтаона-Феридун и др.). Как П. Часто выступают племена антропоморфных существ мифического времени (напр., нарты), нередко рассматривающиеся как предшествующее поколение богов или людей, первый народ.

Их обычно отличает долголетие, воинственность и др. Особенности, а также тератологические черты, двуполость, поедание табуированной еды и т. П. Связанные с хаосом, они, как правило, гибнут или занимают маргинальное положение. Вместе с тем, первый народ нередко выполняет роль культурного героя (андумбулу у догонов). 2) В эмпирическое (профанное) время П. - старшие родственники, живые и умершие, становившиеся объектом почитания, предметом специального культа.Умершие П. - одна из категорий духов. Согласно мифологическим представлениям, основная масса умерших П. Связана не только с «чужим», далёким загробным миром, но и со «своим», близким. Захоронения рассматриваются как граница «своего» и «чужого» мира, место обитания (наряду с загробным миром) или «сборов» П.

Умершие П. Не только уходят в загробный мир, но одновременно, (или через некоторый период - иногда после пребывания в загробном мире) воплощаются в животных, растения, природные объекты. Согласно верованиям, они нередко снова приходят в мир живых (ср. Представление зулу о том, что после смерти дух П. Возвращается к селению и селится рядом. Погребальные обряды ньякьюса преследовали цель удалить П. В загробный мир и одновременно вернуть его в свой мир в качестве уже доброго духа). По другим представлениям, общение с умершими П. Происходит в сновидениях. Умершие П. Тесно связаны с амбивалентной стихией огня, ассоциированного как со смертью, так и с жизнью, стоящего на грани природы и культуры. Причем не только с природным, подземным огнем, но и с домашним (ср.

Различные табуации, связанные с очагом и направленные на то, чтобы не отпугнуть П. Контакты с П. Через огонь, например у марийцев, мордвы, удмуртов, народов Африки. Сам жертвенный костёр в ритуале и трупосожжение при похоронах).Умершие П. Часто по-прежнему считались членами рода (ср. Реинкарнацию в тотемных животных и новорожденных детей того же рода) и составляли с живущими единую сакральную общину. Прекращение или нарушение правил отправления культа П. Рассматривалось как исключение их из общины, приводило к каре с их стороны и их окончательной гибели.Осуществляя связь коллектива с иным миром, включающим не освоенные живущими природные стихии, П. Способствовали подчинению этих стихий потомкам, а также плодородию.

Регулярные ритуалы-вызывания П. Обеспечивали их санкцию и помощь на протяжении соответствующих промежутков времени.П. Не властны, как правило, над членами иной родственной группы, зависят именно от своих потомков. П. Могли считаться «своими» как по отцовской линии, так и по материнской (несколько реже) или по обеим сразу. Дихотомия «старший - младший» дополнялась различием в цепи поколений умерших П. Давно и недавно умерших П. (первых - последних). Первопредков, первых умерших, основателей, старейшин родов и семей и ряда ближайших поколений П. (часто - трёх последних). Находящиеся между ними П. Нередко были безликими, лишь связывающими полюса, иногда злыми как в цейлонской ведийской религии (ср. Кит. Таблички у домашнего алтаря, в которых воплощались шэнь основателя рода и шести ближайших умерших П.

У многих народов Африки, напр. У луба, при изготовлении амулетов, лечении, начале работ призывались основатель рода и три ближайших поколения «своих» П.).Старшие (давно умершие, как и умершие в старшей возрастной категории, но с верховенством первых) сохраняли главенствующую роль в загробной жизни. Однако непосредственно обращались, как правило, к последним по времени «своим» умершим (взрослым) как ближайшим к живущим. П. В принципе подвластны первопредку и богам, однако могут повлиять на них. Таким образом, П. Оказываются посредниками между первопредками и богами, с одной стороны, и людьми - с другой.Уход П. В страну первопредка - это возвращение к истоку, нередко понимавшееся как воссоединение П. С первопредком, что сообщало П.

Некую магическую эманацию, которая при реинкарнации П. В потомках передавалась им, иногда приравниваясь к непосредственному воплощению в них первопредка. П. Оказывались, таким образом, медиаторами между эпохой первотворения и настоящим. Особое значение приобретало воплощение первопредка и всех последующих предков в царях и вождях, с которыми связывали общеплеменное благополучие. Сама идея продолжения жизни после смерти была идеей неисчезновения в космосе некоторой силы, которая сохранялась в лице духов П. В иных мирах и одновременно воскресала в этом мире с возвращением или реинкарнацией П. Переход-вливание П. Или их эманации в живущих родственников в круговороте смертей и возрождений связывались с идеей наследственности, определяли восприятие потомками облика, качеств П.

Таким образом, П. Соединяют все части космоса как в пространстве, так и во времени. Ср. Помещение захоронений в центре мира внутри универсальной космологической модели (очаг в доме, алтарь в храме).Понятие П., занимающих сакральную позицию в социуме, распространялось и на живущих старших родственников, которые также были объектом почитания, иногда и культового. Через старших живущих П., как правило, осуществлялась связь между живыми и умершими. Лит. Мелетинский Е. М„ Поэтика мифа, М., 1976. Его же. Герой волшебной сказки, М., 1958, с. 64-160. Пропп В. Я., Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946;Шаревская Б. И., Старые и новые религии Тропической и Южной Африки, М., 1964;Котляр Е. С., Миф и сказка Африки, М., 1975. Калиновская К.

П., Возрастные группы народов Восточной Африки, М„ 1976;Петрухин В. Я., О функциях космологических описаний в погребальном культе, в кн. Обычаи и культурно-дифференцирующие традиции у народов мира, М., 1979. Дьяконова В. П., Погребальный обряд тувинцев как нсторико-этнографический источник. Л. 1975;Фрэзер Дж., Золотая ветвь, [пер. С англ.], в. 1-4, [М.), 1928. Frazer J. G., The Fear of the dead in primitive religion, N. Y., 1977.

Значения в других словарях
Предки

Деды, прадеды, прародители, праотцы, пращуры. Старики, отец с матерью, шнурки, родаки, отчичи и дедичи, предшествующие поколения. Ant. Потомки, дети, внуки. ..

Предки

Мн.Те, кто жили задолго до настоящего времени.. ..

Превращения

Превращения, изменение облика - излюбленный мотив кельтской мифологии и религиозных воззрений кельтов, отражающий их веру в бессмертие души. Божества свободно могли принимать любой облик. Так, например, Морриган и Бадб часто являлись воинам на поле битвы в виде ворона. Боги и богини, обладавшие сверхъестественными способностями, могли превращать людей в любые существа, чаще всего - животных, обычно в качестве наказания. Так, согласно валлийской мифологии, Тврх Трвит, прежде бывший королем, был п..

Предания И Мифы

Термин «предание» (П.) (из греч. Παράδοσις, «передача», «преподавание», «предание»), в расширительном употреблении близок к термину «традиция» (т. Е. Приблизительно - «передача учения, знаний из поколения в поколение, как правило, устно»). Но, если в европейских языках слова, восходящие к лат. Traditio, покрывают и научное, и бытовое, и религиозное значения, то в русской терминологии П. («Предание» в единственном числе) относится прежде всего к религиозной сфере (в других смыслах употребляется т..

Пренеста

(Praeneste, ή Πραίνεστος). Древний город Лациума, в 20 милях от Рима. Там находился знаменитый храм и оракул Фортуны. В настоящее время этот город называется Палестрина.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Престолы

(греч. Θρόνοι), в христианских представлениях один из девяти чинов ангельских. Упоминается в Новом завете (Кол. 1, 16). По классификации Псевдо-Дионисия Ареопагита (5 - нач. 6 вв.) - третий чин, составляющий вместе с серафимами и херувимами первую триаду. Данте в «Божественной комедии» («Рай», песнь 9, 61) трактует П. Как зерцала божественного промысла, читая в которых, райские души предрекают будущее. Но чаще П. Понимают в более буквальном смысле как некие седалища божества.о. Н.(Источник. «Миф..

Дополнительный поиск Предки Предки

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Предки" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Предки, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 6 символа