Саптах

109

Самсес Мернептах Саптах Эхенра Мериамон (1195-1189 гг. До н. Э.) — седьмой царь XIX династии, сын фараона Сети II и царицы Тайи, вероятно иностранки, правивший под регентством вдовы Сети II — царицы Таусерт и вельможи сирийского происхождения Баи Рамессухаэмнечеру. По неизвестным причинам во время царствования в титулатуру царя вносились настолько значительные изменения, что первоначально в именах Саптаха видели мена двух разных царей.— Большинство надписей Саптаха связаны с высокопоставленными чиновниками Нубии и Верхнего Египта, что может указывать на возвращение под власть царя южных провинций — событие колоссальной значимости после нескольких неспокойных десятилетий, когда Нубия — основной источник золота для казны фараонов — была охвачена восстанием.

На первом году правления Саптах даже совершает путешествие по своим южным владениям вплоть до Абу-Симбела для того, чтобы назначить нового наместника Нубии.— Памятники Саптаха немногочисленны. Видимо по инициативе Баи (Саптаху тогда было всего лишь около двенадцати лет) начались работы по сооружению царской гробницы и заупокойного храма. В храме Амады сохранилось уникальное изображение Баи, коленопреклоненного перед картушами Саптаха, в то время как на правой стороне этой же двери показана держащая систр царица Таусерт. Как вельможа крайне тесно приближенный к царю, Баи был удостоен царских почестей. В заупокойном храме Саптаха, от которого сохранились лишь тайники с вещами, заложенными при основании (неизвестно, был ли он достроен до конца или позже намеренно разрушен), Баи была посвящена половина всего сооружения.

Кроме того, гробница Баи находилась в Долине царей (KV13) напротив усыпальницы Саптаха.— Открытая в 1905 году Айртоном, гробница Саптаха в Долине царей (KV47) была расчищена полностью только в 1912 году. В 1922 Говард Картер, исследуя окрестности гробницы, нашел несколько остраконов и других мелких предметов, связанных с захоронением. Судя по находкам, в KV47 были погребены сам Саптах и его мать, царица Тайа. Лишь небольшая часть внутренних помещений была отделана. Сюжеты выполненной на высочайшем уровне декорировки стандартны — крылатые богини Маат на стеблях геральдических растений, Литании Ра, возлежащий на постаменте Анубис, сцены из Амдуат.— Позже захоронение было разорено, а картуши Саптаха, видимо, по приказу царицы Таусерт стерты со стен и через некоторое время восстановлены царями XX династии.

Кости, найденные в саркофаге KV47 составляли более позднее погребение Третьего переходного периода. Мумия, надписанная жрецами времени XXI династии как принадлежащая Саптаху, была найдена в 1898 году в гробнице Аменхотепа II и принадлежала молодому человеку, страдавшему тяжелой формой полиомиелита.— Вслед за кончиной Саптаха последовали годы гражданской войны и противостояния между «советником» Баи и царицей Таусерт, которая в итоге захватила царский престол.БиблиографияВ. В. Солкин «Солнце властителей. Древнеегипетская цивилизация эпохи Рамессидов. — М., 2000;В. В. Солкин «К вопросу о кризисе царской власти в Древнем Египте эпохи второй половины XIX династии». // Древний Египет. Язык — культура — сознание. — М., 1999, с.

72-89.T. M. Davies et al. «The Tomb of Siptah. The Monkey Tomb and the Gold Tomb». — London, 1908;S. Donadoni «Il viaggio in Nubia di Ramessese Siptah». // Studi Classici e Orientale 6 (1957), 109-111;R. Drenkhahn «Die Elephantine-Stele des Sethnaht und ihr historischer Hintergrund». — Wiesbaden, 1980.ВНИМАНИЕ. Эта статья не может быть использована без ссылки на автора, так как составляет часть готовящейся к изданию работы «Древний Египет. Энциклопедия».© В. В. Солкин «Древнеегипетский словарь»(Источник. «Древнеегипетский словарь-справочник».).

Значения в других словарях
Саошьянт

(авест., причастие будущего времени от глагола «спасать»), в иранской мифологии мессия, эсхатологический спаситель человечества. В иранской традиции устойчиво представление об одном или нескольких С„ которым предначертано в конце веков вершить страшный суд, истребить носителей зла, воскресить праведников и ради их бессмертия закончить мировую историю последней искупительной жертвой быка. Авестийский «Фарвардин-яшт» (129) разъясняет. «(он называется) Сао-шьянт потому, что ему предстоит воскресить..

Сапотеков Мифология

См. В ст. Индейцев Центральной Америки мифология(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Сарама

(др.-инд. Sarámâ, букв. «быстрая»), в древнеиндийской мифологии. 1) собака Индры (РВ Х 108, 2, 4). Позже С. - мать двух чудовищных псов Шарбаров, охраняющих царство Ямы. Они же называются Сарамея (букв. «собака»). С. Открывает следы Дасью и участвует в мифе о Вале. Индра посылает С. На поиски коров, украденных Пани, она переходит реку Раса и находит их в пещере, но Пани прогоняют её прочь. 2) дочь Дакши и прародительница диких животных («Бхагавата-пурана»). 3) жена Вибхишаны, заботившаяся о Сите..

Сарамама

В мифологии кечуа женское божество, покровительница кукурузы. Изображалась в виде стеблей кукурузы, одетых в женское платье («мать маиса», зачинающая и порождающая новый урожай). Высеченных из камня початков кукурузы, хранившихся в домах как конопы. Двойного початка, подвешивавшегося на поле между стеблей кукурузы, который индейцы с песнями и танцами заклинали дать хороший урожай, а потом торжественно сжигали. Початка необычной окраски или с зёрнами, расположенными спиралью (водружался в амбаре ..

Дополнительный поиск Саптах Саптах

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Саптах" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Саптах, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 6 символа