Саошьянт

185

(авест., причастие будущего времени от глагола «спасать»), в иранской мифологии мессия, эсхатологический спаситель человечества. В иранской традиции устойчиво представление об одном или нескольких С„ которым предначертано в конце веков вершить страшный суд, истребить носителей зла, воскресить праведников и ради их бессмертия закончить мировую историю последней искупительной жертвой быка. Авестийский «Фарвардин-яшт» (129) разъясняет. «(он называется) Сао-шьянт потому, что ему предстоит воскресить весь телесный мир». В зороастрийской священной истории Гайомарт выступал предтечей и прообразом её центрального действующего лица, Заратуштры, преемником и завершителем миссии пророка являлся С. («Фарвардин-яшт» 145, «Сад-дар» 80, 4 и др.).

Согласно пехлевийскому сочинению «Датастан-и-Деник» (2, 9-12), «трое суть наилучших тех, что пребывают в начале, середине и конце творения». Чаще всего С. Называли трёх сыновей Заратуштры, чудесно рождённых после его смерти. В «Гатах», приписываемых самому Заратуштре, слово «С.» встречается как в единственном числе (очевидно, применительно к самому Заратуштре 45, 11. 48, 9. 53, 2), так и во множественном (34, 13. 46, 3. 48, 12) и употребляется скорее как эпитет, соотносимый с учительско-дидактиче-ской деятельностью. В «Хом-яште» («Ясна» 9, 2) речь идёт лишь об одном С., персонаже прошедшего времени. Возможно, как С. Здесь выведен Митра, а само слово было первоначально его культовым эпитетом. Иногда С. Называли себя, видимо, подражая Заратуштре, жрецы поздней эпохи («Будем мы саошьянтами, будем мы победоносными», «Ясна» 70, 4).

Очевидно, за С. Выдавали себя некоторые цари из династии Ахемени-дов. Предполагается, что образ С. Оказал влияние на иудео-христианские и гностические эсхатологические представления, при этом не исключается и позднее частичное обратное воздействие.Лит. Kellens J., Saošiiant, «Studia Iraniсa». 1974, v. 3. Hinnells J. R., Zoroastrian saviour imagery and its influence on the New Testament, «Numen». 1969, v. 16, tasc. 3.Л. А. Лелеков.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Саопанг

В мифологии шанов Бирмы (тайская группа) бог ясного неба. По поручению главы богов Линлауна С. Благоустроил землю после потопа для обитания на ней нового поколения людей, родившихся из тыквы (см. Литлонг). Людям С. Сообщил, что до сих пор он жил в их телах, но теперь он должен умереть. Молния Линлауна ударила в него, и части тела С. Превратились в духов лесов, рек, прудов и полей. Из его правого глаза возникло солнце, из левого луна, язык стал огнём, а нос превратился в золото и серебро. С. Прин..

Саоцин-нян

(«матушка, разметающая [тучи и делающая] вёдро»), в поздней китайской народной мифологии богиня хорошей погоды. С.-н. Описывается как женщина, засучившая рукава, поднявшая подол нижней одежды и орудующая веником. Такие изображения С.-н. Вывешивались на домах (стихотворение Ли Цзюнь-миня, 13 в.). Согласно более поздним источникам, в период затяжных дождей изображения С.-н., вырезанные из бумаги (силуэт женщины с веником), вешали под стрехой дома и молили его о хорошей погоде. Подобный обычай был ..

Сапотеков Мифология

См. В ст. Индейцев Центральной Америки мифология(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Саптах

Самсес Мернептах Саптах Эхенра Мериамон (1195-1189 гг. До н. Э.) — седьмой царь XIX династии, сын фараона Сети II и царицы Тайи, вероятно иностранки, правивший под регентством вдовы Сети II — царицы Таусерт и вельможи сирийского происхождения Баи Рамессухаэмнечеру. По неизвестным причинам во время царствования в титулатуру царя вносились настолько значительные изменения, что первоначально в именах Саптаха видели мена двух разных царей.— Большинство надписей Саптаха связаны с высокопоставленными ..

Дополнительный поиск Саошьянт Саошьянт

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Саошьянт" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Саошьянт, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 8 символа