Сасрыква

264

Главный герой абхазской версии нартского эпоса, наделённый чертами культурного героя. С. Рождается чудесным образом. Пленившийся красотой Сатаней-Гуаши нартский пастух (вариант. Сатаней-Гуаша воспылала сама к нему страстью), не смогший перебраться к ней через разделявшую их реку, пустил в Сата-ней-Гуашу со своего берега стрелу (семя). Вонзившись в прибрежный камень (скалу), она оплодотворила его - на камне обозначился человеческий образ. Этот зародыш мальчика по поручению Сатаней-Гуаши был кузнецом высечен из камня. Приложенный к телу Сатаней-Гуаши, через некоторое время он превратился в человека и был назван С. Был закалён в горниле кузницы нартским кузнецом Айнар-ижьи. Первым подвигом С. Было укрощение коня (араша) Бэоу, появившегося на свет (как и пёс С.

Худыш) в день рождения С. И ставшего его чудесным помощником (гибель Бзоу во многом предопределила и гибель С.). В древнейших циклах героя неизменно и ревностно оберегает от всевозможных опасностей, прежде всего от козней других сыновей, не признающих С. Своим родным братом, Сатаней-Гуаша. Подвиги и победы С., как правило, обусловливались постоянной поддержкой матери-чародейки. Многие подвиги С. Направлены на спасение братьев от неминуемой гибели, тем не менее они испытывают к нему ненависть из-за того, что своей славой он их затмевает. С. Согревает коченеющих от холода братьев, по заклятию Сатаней-Гуаши настигнутых в горах страшным бураном, сбив с неба звезду. Затем ради них же совершает свой главный подвиг - похищает огонь у адау.

С помощью Бзоу и Худыша вызволяет всех своих 99 братьев, проглоченных страшной лесной женщиной. Когда неблагодарные братья, стремящиеся избавиться от С., сталкивают его в бездонную пропасть, он попадает в подземный мир, где уничтожает агул-шапа (дракона), завладевшего водными источниками. Признательные жители подземного мира с помощью орлицы доставляют С. На поверхность земли. С. Женится на дочери божества Аирга (Аерг), обладающей божественным даром - излучать солнечный свет мизинцем.В конце концов братья с помощью злой ведьмы-старухи выведывают уязвимое место С. - оставшееся незакалённым колено правой ноги, за которое держал щипцами нартский кузнец, когда закалял в горниле тело героя. Сбросив на С. Огромный валун с высокой горы и предложив ему отразить камень именно правой ногой, нарты губят своего младшего брата.

К умирающему С. Стекаются разные звери, птицы (волк, ворон, голубь и др.), одних из которых он благословляет, других проклинает. Его заклинаниями и объясняются повадки и внешние приметы многих животных и птиц (крепкая шея у волка, красные ноги голубя, карканье ворон и т. Д.).В более поздних слоях нартского эпоса героем, соперничающим с С., выступает Цвицв, которому С. Оказывается обязанным многими своими победами.Соответствия С. Осетинский Сослан, адыгский Сосруко.Лит. Приключения Нарта Сасрыквы и его девяноста девяти братьев, [пер. С абх.], М., 1962. Ияал-Ипа Ш. Д., Памятники абхазского фольклора, Сухуми, 1977. Салакая Ш. X., Абхазский нартский эпос, Тб., 1976. Аншба А. А., Вопросы поэтики абхазского вартского эпоса, Тб., 1970.Ш.

X. Салакая.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Сасикуни-вака-химэ

(др.-япон. «молодая дева Сасикуни», возможно, от топонима Сасе - села в провинции Идзумо), в японской мифологии богиня, по генеалогии «Кодзики» считается матерью 0-кунинуси. С. Фигурирует в мифе о первом оживлении 0-кунинуси. Именно она обращается с просьбой к небесным богам вернуть жизнь её сыну, убитому братьями.в. С.-г.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Сасин

Сасу, в корейской мифологии четыре священных животных, духи - хранители сторон света. Чхон-нён («зелёный дракон», кит. Цин-лун) - востока, Пэкхо («белый дракон», кит. Бай-ху) - запада, Чуджак («красная птица», кит. Чжу-цяо) - юга и Хёнму («чёрный воин», кит. Сюань-у) - севера. Генетически восходят к китайским Сы-шэнь, или Сы-шоу. Их символика возникла под влиянием древнекитайского натурфилософского учения об инь и ян и пяти первоэлементах или стихий (у син), с которыми ассоциировались и стороны ..

Сассаниды

(Sassanides). Цари Новоперсидского царства, возникшего в 226 г. От Р. X. И завоеванного арабами в 651 г. От Р. X.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Сатана

(евр. Sâtân, арам. Sitenâ" или sâtânâ, «противник в суде, в споре или на войне, препятствующий, противоречащий, обвинитель, наушник, подстрекатель», ср. Араб. Шайтан;греч. Перевод διάβολος, откуда рус. Дьявол, нем. Teufel, «чёрт», и араб. Иблис), в религиозно-мифологических представлениях иудаизма и христианства главный антагонист бога и всех верных ему сил на небесах и на земле, враг человеческого рода, царь ада и повелитель бесов. Как существо, воля и действие которого есть центр и источник ми..

Дополнительный поиск Сасрыква Сасрыква

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сасрыква" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сасрыква, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 8 символа