Сатана

132

(евр. Sâtân, арам. Sitenâ" или sâtânâ, «противник в суде, в споре или на войне, препятствующий, противоречащий, обвинитель, наушник, подстрекатель», ср. Араб. Шайтан;греч. Перевод διάβολος, откуда рус. Дьявол, нем. Teufel, «чёрт», и араб. Иблис), в религиозно-мифологических представлениях иудаизма и христианства главный антагонист бога и всех верных ему сил на небесах и на земле, враг человеческого рода, царь ада и повелитель бесов. Как существо, воля и действие которого есть центр и источник мирового зла, С. Представляет собой известную аналогию Ангро-Майнью (Ахриману) иранской мифологии. Принципиальное различие состоит в том, что, с ортодоксальной точки зрения (оспаривавшейся, впрочем, дуалистическими ересями" типа средневековых богомилов), С.

Противостоит богу не на равных основаниях, не как божество или антибожество зла, но как падшее творение бога и мятежный подданный его державы, который только и может, что обращать против бога силу, полученную от него же, и против собственной воли в конечном счёте содействовать выполнению божьего замысла - «творить добро, всему желая зла», как говорит Мефистофель в «Фаусте» И. В. Гёте (перевод Б. Пастернака). Поэтому противник С. На его уровне бытия - не бог, а архангел Михаил, предводитель добрых ангелов и заступник верующих в священной войне с С.В Ветхом завете слово «С.» - ещё имя нарицательное, употреблявшееся во всех перечисленных выше смыслах. В специальном применении к С. Оно воспринимается как прозвище безымянного врага, у которого могут быть и другие прозвища сходного значения, например, как в апокрифе 2 в.

До н. Э. «Книга Юбилеев» (17, 18), Мастема (евр. Maseteinâh, «вражда»). Ср. В евангельских текстах обозначения типа «Лукавый» (греч. Poneros, напр. Матф. 6, 13. 12, 19 и 38), «Враг» и т. П. По своей природе С. Подобен ангелам («сынам Элохима), в кругу которых предстаёт пред лицом Яхве (Иов 1, 6). Его отношения с Яхве поначалу не ясны, хотя очевидно, что он зависим от Яхве и боится его запретов (Иов 1, 12. 2, 6. Зах. 3, 2). Но человеку он во всяком случае враг и порочит его перед Яхве (Иов 1, 9-10), что даёт ему роль не то прокурора на суде Яхве, не то интригана и наушника при его дворе. С особой враждой он относится к носителям сакральной власти в «избранном народе», будь то царь Давид (1 Парал. 21, 4) или первосвященник Иегошуа (Зах.

1, 2), искушая их и вводя в грех, ставя на их пути препятствия и оковы. Поздно-иудейская литература развивает и систематизирует эти черты. Поведение С. Как космического провокатора, подстрекателя и соблазнителя и прежде сближало его образ с образом змия из истории « грехопадения Адама и Евы, но только теперь их отождествление окончательно формулируется (Прем. Сол. 2, 23-24 и др.). Здесь С. Выступает уже не только как клеветник на человека перед Яхве, но и как клеветник на Яхве перед человеком, «приносящий ябеду на творца своего» («Таргум Псевдо-Ионафана» к Быт. 3, 4). Ряд легенд приписывает С„ именуемому также Самаэль, плотскую связь с Евой и зачатие Каина («Пирке рабби Елиэзер», 21, ср. Библейский рассказ о греховном зачатии рода исполинов от соитий «дочерей человеческих» с «сынами Элохима» - смысловую инверсию языческих мифов о рождении полубога от связи смертной с богом.

Взгляд на Еву как на пособницу и подругу С. Подчёркнут в легенде «Ялкут Берешит», 1, 23, согласно которой они были сотворены одновременно. Ср. В статье Ева возможную этимологию её имени). Внушениям С. Приписываются все чёрные дела из истории «избранного народа», например поклонение израильтян золотому тельцу (специальная месть С. За получение ими закона Яхве на Синае, см. Моисей. «Шаббат», 89 а и др.), прелюбодеяние Давида с Вирсавией («Сангедрин», 95 а), указ Амана об уничтожении иудеев, даже написанный на пергаменте из рук С. («Эстер рабба», 7).К С. Восходит всё моральное зло мира. Внеобразный эквивалент его образа - характерное для Талмуда понятие «злого помысла». Поскольку же порождение греха, сродное с ним и необходимо из него вытекающее, есть смерть (новозаветная формулировка этой ветхозаветной аксиомы - Иаков 1, 15.

Ср. В рассказе о грехопадении предупреждение Адаму - «смертию умрешь». Быт. 2, 17), С. Часто сливается в позднеиудейских легендах и толкованиях с ангелом смерти, «вынимающим» душу человека (напр., «Баба Батра», 16 а). Воинство враждебных человеку духов состоит под властью С. (апокрифы «Мученичество Исаии», 2, 2, и «Житие Адама и Евы», 16), подобно тому как дэвы служат под началом Ангро-Майнью. Остаётся неясным отношение между С. И такими «начальниками» и «князьями» бесов, как Азазель, Велиар, Вельзевул и т. П. Они или тождественны ему, или его соратники. Поскольку иудейский монотеизм в противоположность иранскому дуализму энергично настаивал на принципе «всё от Яхве» («Я образую свет и творю тьму, делаю мир, и произвожу бедствия», Ис.

45, 7), бытие С. Представляло для него проблему, в пределах иудаизма едва ли однозначно разрешённую. Напрашивались два пути нейтрализации этой проблемы. Во-первых, можно было акцентировать слабость С., неравный характер его борьбы с Яхве, страх, внушаемый ему первосоздан-ным светом мессии, его бессильную зависть (согласно версии, намеченной в позднеиудейских текстах и перешедшей в Коран, само отпадение С. От Яхве было вызвано этой завистью) к человеческому роду, победу над С. В культовых актах, например в покаянном празднике иом-кипур (сумма цифровых значений букв имени С. По-еврейски потому даёт 364=365-1, что над одним днём в году С. Не властен). Этот путь был вполне ортодоксальным для различных направлений иудаизма и оказался приемлем также для христианства, где осмеяние С.

Связывается с победой над ним Христа. Но в мистике иудаизма возможен иной, противоположный и сомнительный путь, на котором С. Ставится в большую близость к богу, как порождение атрибута гнева, вышедшего из божественной всеполноты и обособившегося (ход мысли, повторяющийся у такого христианского еретика, как немецкий философ Я. Бёме). Основания для втого искали в библейских текстах. Если одно и то же событие мотивируется в более раннем тексте «гневом Яхве» (2 Царств 24, 1. «Гнев Яхве. Возбудил Давида сказать. Пойди, исчисли Израиля и Иуду»), а в более позднем тексте - действием С. (1 Парал. 21, 1. «С. Возбудил Давида сделать счисление израильтян»), открывалась возможность для интерпретации, делающей С. Как бы олицетворением «гнева Яхве».

Эту возможность наиболее явно реализуют каббалисты, учащие о некой «левой» или «северной» стороне божества, которая имеет свою эманацию, и эманация эта состоит под знаком Са-маэля, или С. Божественная полнота оказывается у них интегрирующей силу зла как один из своих моментов, причём внутри божества это даже не зло, но становится злом вне его. В различных формах еретической трансформации библейского монотеизма варьируется модель, выявившаяся впервые в иранском зерванизме, где Зерван есть родитель не только Ормазда, но и Ахримана. Например, средневековые богомилы (ересь на христианской почве, типологически близкая манихейству) говорили о Сатанаиле (C.+'el, «бог») как сыне бога и брате Иисуса Христа. Но и на более ортодоксальной иудаистской почве С.

Рассматривается как персонаж, едва ли до конца отторгнутый от общения с Яхве. Он свободно восходит на небеса, чтобы обвинять человека перед Яхве (ситуация пролога книги Иова), и сходит с небес, чтобы ввести человека в соблазн, а после снова подняться.Напротив, прямая полемика против всех попыток выявить корни зла в самом боге звучит в новозаветном тезисе. «Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы» (Иаков 1, 5). Раннехристианские тексты описывают пришествие Христа как второе - после упомянутого у Ис. 14, 12 и отнесённого к Люциферу-С. - и окончательное низвержение С., выявление его отторженности от горнего мира. Когда ученики Христа впервые выходят на проповедь, Христос видит «С., спадшего с неба, как молния» (Лук.

10, 18). У раннехристианского писателя 2 в. Иринея Лионского зафиксировано предание, согласно которому С. И бесы достигли полной меры в злобе и отчаянии именно в результате прихода, деятельности, жертвенной смерти и воскресения Христа, до конца обнаруживших духовную поляризацию добра и зла в мире. С тех пор С. Очевидным образом «осуждён» (Ио. 16, 11) и может только, оставаясь до поры «князем мира сего» (Ио. 12, 31 и др., см. Архонты), вести безнадёжную игру дольнего против горнего и времени против вечности. Даже в своём собственном обиталище он посрамлён сошествием Христа во ад. В будущем С. Предстоит кратковременный реванш во времена антихриста и затем окончательное заключение в аду.Осталось не вполне выясненным, как к этой перспективе относится сковывание архангелом Михаилом С.

На срок тысячелетнего царства праведных с последующим выходом С. Из темницы и войной инспирируемых им Тога и Магога против «стана святых и города возлюбленного» (Апок. 20, 1-10). Раннехристианский мыслитель 2-3 вв. Ориген учил, что в конце времён все отпавшие от бога существа, включая С., обратятся и будут спасены (т. Н. Апокатастасис), но эта доктрина Оригена не получила признания.Новозаветные тексты полностью отказываются от каких бы то ни было наглядных образов С. Напротив, средневековая фантазия изощрялась в детализации таких образов, наделяя С. Исполинским телом неимоверных размеров, чудовищным смешением антропоморфных и животных черт, многорукостью и т. П. Пасть С. Часто оказывается тождественной с входом в ад, так что попасть в ад значит быть сожранным С.

В «Божественной комедии» Данте («Ад», XXXIV) С., наполовину вмёрзший в лёд ада (символ холода нелюбви), являет уродливую пародию на образы небес. У него три лица (насмешка над троицей), причём одно из них - красное (гнев как противоположность любви), другое - бледно-жёлтое (бессилие или леность как противоположность всемогуществу), третье - чёрное (невежество как противоположность всеведению), шесть крыльев нетопыря, соответствующих шести крыльям херувима. Зубы его пастей терзают Иуду Искариота, предателя высшего духовного авторитета, и Брута и Кассия - крамольников, посягнувших на высший государственный авторитет. Напротив, Дж. Мильтон в «Потерянном рае» сообщает образу С. Мрачную величавость, делающую его пригодным к роли эпического героя (в том же направлении идёт трагедия нидерландского поэта И.

Ван ден Вондела «Люцифер», герой которой умеет быть импозантным в своём тщеславии и рассуждает о необходимости исправить ошибку бога на пользу самому богу). Только после романтизма («демонические» образы Дж. Байрона, «Демон» М. Ю. Лермонтова и т. П.), в струе либерализма и антиклерикализма, образ С. Как вольнолюбивого мятежника может стать однозначно положительным, обретая черты идеализированного греческого божества («К С.» Дж. Кардуччи, поэма М. Раписарди «Люцифер». Особняком стоит «Литания С.» Ш. Бодлера). Для А. Франса как наследника этой традиции уже аксиоматично, что С. - идеал, и он играет с этой аксиомой в «Восстании ангелов», вывёртывая её наизнанку и доказывая, что даже С., придя к власти, перестанет быть симпатичным.

Параллельно с этим «сатанистские» мотивы разрабатывались декадентством конца 19 в. И его позднейшими вариациями (графика Ф. Ропса и т. П.). Всем «реабилитациям» С. (напр., в трактате Дж. Папини «Дьявол», 1953) противостоит попытка возродить традиционный образ страшного, унылого и внутренне мёртвого космического властолюбца как Саурона в сказочном эпосе Толкьена «Повелитель колец».Лит. Scholem G., Gut und Böse in der Kabbala, .

Значения в других словарях
Сатана

САТАНА - то же, что дьявол.. ..

Сатана

- См. БЕС.Источник. Энциклопедия "Русская цивилизация". ..

Сатана

САТАНА, то же, что дьявол.. ..

Сатана

Сам сатана пестовал кого. Народн. Неодобр. То же, что сатане в дядьки годится. ДП, 134.. ..

Сатана

(еврейск. Satan). 1) по священному писанию, дух-искуситель, главный из павших ангелов. 2) род обезьян из сем. Узконосых.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)еврейск. Satan, от satan, араб. Schatana, преследовать кого-либо. Князь бесовский.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865). ..

Сатана

См. Бес.... ..

Сатана

То же, что дьявол.. ..

Сатана

(иноск. Бранн.) - злой человекОн сатане в дядьки годится.Сатанинская злоба.Ср. Какие они Божьи люди. Сатаны порожденья. - Дуня невольно содрогнулась, когда с чистых девственных уст ее слетело имя отца нечестия и вечной злобы.Мельников. На горах. 4, 1.Ср. Бабушка. Не могла подумать, чтобы кому-нибудь могла прийти в голову сатанинская мысль вооружать дитя против матери.Лесков. Захудалый род. 2, 3.см. В людях - ангел, дома - черт.. ..

Сатана

М. Диавол или черт, бес, нечистый, злой дух, шайтан. Сатанин, что лично его. -нский, к нему относящ. Сатанинская злоба. Сатанинщина, сатановщина, дьявольщина, бесовщина. Сатанить, бесноваться, или вдаваться в сатанинские дела. | рассыпаться мелким бесом, вертеться выскочкой и юлить. | раскольн. Танцевать, плясать. Пускаться в суетные удовольствия. -ся, то же. Сатанеть, становиться сатаною. Сатанёнок, сатанята, чертенята. Сатаник, бранное злой человек. Со всем прибором сатана. Отбилась от рук жен..

Сатана

М.Князь тьмы, властелин ада, злой дух, противополагаемый Богу. Дьявол (в религии и теософии).. ..

Сатана

САТАНА́ -ы́. М. И ж. [греч. Satanas из др.-евр.]. ..

Сатана

-ы, м. В религиозной мифологии:то же, что дьявол, а также (прост., м. И ж.) бранно о человеке. С. Там правит бал (там действуют силы зла. Книжн.). Муж и жена - одна с. (поел. Их мысли, поведение одинаковы). П прил. Сатанинский, -ая, -ое (книжн.).. ..

Сатана

Сатаны, мн. Нет, м. (др.-евр. Satan - враг). 1. Дьявол, злой дух, олицетворенное злое начало в разных вероучениях (религ.). Мария в тишине коварному внимала сатане. Пушкин. || Бранное слово, то же, что чорт во 2 знач. (простореч.). 2. Вид американских обезьян с бородой и бакенбардами (зоол.).. ..

Сатана

Это название (возникшее из имени собственного) злого духа, противостоящего божественному началу. Восходит к древнееврейскому, а было заимствовано русским из греческого, где существует в виде satanas. Любопытно, что в русском языке есть парное к этому существительному, восходящее к тому же древнееврейскому источнику, но попавшее к нам через посредство тюркских языков. Это парное существительное – .. ..

Сатана

Др. Рус. Заимств. Из греч. Яз., где satanās — из др.-евр. (см. Шайтан). Сатана на месте исходного сотона — в результате закрепления аканья на письме.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Сатана

Греческое – satanas (сатана).. ..

Сатана

Сатана́ др.-русск. Сатана σατανᾶς (ХIV в., Срезн. III, 263), также ст.-слав. Сотона, русск.-цслав. Сотона (Остром., Мар., Зогр., Еuсh. Sin., Супр.). См. Дильс, Aksl. Gr. 117 и сл. Древнее заимств. Из греч. Σατανᾶς от др.-еврейск. Sāṭān. См. Фасмер, ИОРЯС 12, 2, 277. Гр.-сл. Эт. 175. Мi. ЕW 317. Соболевский, РФВ 20, 244. Кипарский 130. Неубедительно предположение о заимствовании сотона из гот. Sаtаnа, вопреки Стендер-Петерсену (430 и сл. ZfslPh 13, 250). См. Кипарский, там же. Сергиевский, ИРЯ 2..

Сатана

САТАНА (англ. Satan. Евр. Satan - букв, «противник в суде, в споре или на войне») - герой поэм Д.Мильтона «Потерянный рай» (1663) и «Возвращенный рай» (1671).Наибольшую известность приобрел образ С., созданный в первой поэме. Мильтон отходит от традиции, в силу которой владыка ада 365 изображался либо отвратительным чудовищем (вмерзший в лед, волосатый, трехликий, шестикрылый Люцифер в «Божественной комедии» Данте), либо шутовским мелким бесом (дьяволы французских и английских мистерий, черти не..

Сатана

— противодействующий — дьявол. По учению ряда религий — злой дух или глава злых духов, виновник зла в мире, властелин ада, толкающий людей к греху.. ..

Сатана

Евр. Слово сатан означает прежде всего врага, противника (3Цар 5:4), в частн. Противника, выдвигающего обвинение перед судом (Пс 108:6 - в Синод. Пер. - "диавол". Зах 3:1 и след.), а также всякого, кто чинит препятствия, выступает с нападками, преследует, стремится удержать к.-л. От доброго дела (2Цар 19:22 - в Синод. Пер. - "наветник"). Кр. Того, слово сатан означает см. Дьявола, врага Бога, а след., и врага человека. С. Не обладает самостоят. Властью, он подчинен Богу (Иов 1:6 и след.). С. - э..

Сатана

(1Пар.21:1 и ·др.) - Еврейское слово, означающее вообще противника и врага. В ·свящ. Писании название это вообще прилагается к диаволу, который есть начальник злых духов, враг Божий и искуситель и губитель душ человеческих. Употребление этого слова в ·Ев. Матфея (Мат.16:23 ) означает то сатанинское искушение, которому подвергся ·ап. Петр.. ..

Сатана

Диавол, Люцифер. Был Денницей - величественным ангелом, несшим на себе печать совершенства, полноту мудрости и венец красоты. Но возгордился, возомнил себя выше Бога, и был свергнут с небес во тьму кромешную вместе с другими ангелами, уклонившимися ко злу. Начальник демонов - падших ангелов, противник Бога и людей. У мусульман - шайтан.. ..

Сасрыква

Главный герой абхазской версии нартского эпоса, наделённый чертами культурного героя. С. Рождается чудесным образом. Пленившийся красотой Сатаней-Гуаши нартский пастух (вариант. Сатаней-Гуаша воспылала сама к нему страстью), не смогший перебраться к ней через разделявшую их реку, пустил в Сата-ней-Гуашу со своего берега стрелу (семя). Вонзившись в прибрежный камень (скалу), она оплодотворила его - на камне обозначился человеческий образ. Этот зародыш мальчика по поручению Сатаней-Гуаши был кузне..

Сассаниды

(Sassanides). Цари Новоперсидского царства, возникшего в 226 г. От Р. X. И завоеванного арабами в 651 г. От Р. X.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Сатаней

Героиня адыгского нартского эпоса, мать и воспитательница Сосруко и других нартов, их мудрая наставница и советчица, хозяйка и распорядительница всего нартского хозяйства, женщина неувядающей красоты. С. - организатор, глава нартского общества, её авторитет непререкаем, хотя она не допускается на хасу - совет мужчин. Все важнейшие события в жизни нартов свершаются при непосредственном её участии либо под её влиянием. Нартам удаётся вернуть похищенные у них семена проса лишь благодаря С. Следуя м..

Сатаней-гуаша

Центральный персонаж абхазского нартского эпоса, прародительница и глава большого нартского семейства. Мать ста братьев-нартов и их единственной сестры Гунды-красавицы. В древнейших циклах С.-Г. - не имеющая мужа, нестареющая обольстительная женщина (в более поздних сказаниях упоминается отец нартов - безымянный, дряхлый, больной, иногда слепой, старец, не играющий существенной роли в жизни нартов). Власть С.-Г. Над нартами неограниченна.С.-Г. Обладает огромной физической силой. Ударом пятки она..

Дополнительный поиск Сатана Сатана

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сатана" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сатана, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 6 символа