Сваха

156

(др.-инд. Svâhâ), в древнеиндийской мифологии слово, употребляемое как восклицание при жертвоприношении богам (типа. «Да будет благо!», «Во здравие!», «Благослови!» и т. П.). Слово, обозначающее то, что приносится в жертву Агни, Индре и другим богам. Персонифицированный образ жертвоприношения. Как восклицание, возглас, имеющий междометийный характер, С. Употребляется с целью приглашения богов на предстоящее жертвоприношение. При этом существенно, что этот возглас предполагает всех богов, в отличие, например, от возгласа Vasat, обращаемого к отдельным божествам. Происхождение возгласа С. Описывается в «Шатапатха-брахмане» (II 2, 4, 1-8), где рассказывается о том, что Праджапати породил из своих уст Агни, которому нечего было есть, так как земля в это время была ещё голой.

Праджапати решил создать для Агни пищу из самого себя и предпринял для этого определённые действия. Не будучи уверенным в том, что полученное им подходит для жертвы, он вдруг услышал голос, сказавший. «жертвуй это!», и понял, что его (своё, др.-инд. Sva) величие сказало (aha) это. После чего Праджапати произнёс svaha и принёс первую жертву. С тех пор при жертвоприношении произносилось это ритуальное слово. Здесь же содержится и первая попытка этимоло гического объяснения слова. Возглас svaha, видимо, должен толковаться как su, «хорошо» и aha, «сказал» и, следовательно, представляет собой обычный тип благопожелания. В качестве вариантов этого восклицания используются несколько отличные формы, подвергшиеся дополнительным осмыслениям [ср.

Свадха (svadha) или свага (svaga)]. Параллелизм между С. И свадха продолжается и на уровне персонифицированных образов. С., как и Свадха, определяется как дочь Дакши и Прасути. И та и другая как-то связаны с Агни. С. - жена Вахни, огня, или Абхимани (одна из ипостасей Агни), которому она родила троих сыновей огненной природы (Павака, Павамана, Шучи). Свадха же, по одной версии, - дочь Агни. Кроме того, она связана с питарами (в частности, она жена Кави или одного из подразделений питаров и мать части питаров). Основной сюжет, связанный с С., представлен в «Махабхарате» (III 213 и след.). С. Воспылала страстью к Агни, но не находит никаких путей к её удовлетворению. Когда Агни удаляется в лес, мучимый желанием к жёнам семи мудрецов (риши), С.

Решает принять образ этих жён и пойти к Агни и обмануть его. В образе Шивы, жены Ангираса, одного из семи мудрецов, она предстаёт перед Агни и добивается своей цели. Взяв его семя, С. Оборачивается птицей Гаруда, прилетает на высокую гору и бросает семя в золотой сосуд. Затем поочерёдно С. Принимает образ жён других из семи мудрецов и шестикратно сочетается с Агни (лишь образ Арундхати, особенно преданной своему мужу, С. Не удаётся принять), шестикратно бросая семя в сосуд. Через некоторое время рождается шестиголовое дитя Агни и С. По имени Сканда [Карттикея или - по матери - Свахея (Svaheya)]. Известен вариант этой истории, где вместо Агни выступает Шива, а вместо С. - Ума (ср., напр., версии «Матсья-пураны» или поэмы Калидасы «Кумарачарита»).

По другим источникам, считается, что С. Руководит жертвоприношениями, связанными с огнём. Что её тело состоит из четырёх вед, а её члены понимаются как шесть членений вед (Анга). Что она может выступать и как жена Рудры - Пашупати. Образ С. В древнеиндийской мифологии представляет собой интересный пример создания мифологического персонажа и целого мифологического сюжета на основе ритуального словоупотребления.в. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Сваха

СВАХА - в ведийской религиозной практике ритуальное восклицание - обращение к богам.. ..

Сваха

Или свага (санскр. Svâhâ — "слава, благодать, благословение") — в индийском ритуале (уже в ведах) жертва, служившая пищей богам (в отличие от свадха (см.) — жертвы теням предков), а также возглас при жертвоприношении. В позднейшей индийской мифологии С. Является олицетворенной в виде дочери Дакши и Прасути, состоящей женой Вагни, или огня, а также Абхи-мани (одного из Агни).. ..

Сваха

Красная сваха. Волог. Женщина-агитатор в годы коллективизации. СВГ 3, 121.. ..

Сваха

Свахонька, сватовья, снарядиха, сватуха, засватчица, свашенька, безневестница, сватовщица. ..

Сваха

В ведийской религиозной практике ритуальное восклицание - обращение к богам.. ..

Сваха

1. Ж.Женск. К сущ. Сват (1*).2. Ж. Местн.То же, что. Сватья (1*).. ..

Сваха

СВА́ХА -и. Ж.. ..

Сваха

-и, ж. 1. См. Сват. 2. Женщина, занимающаяся сватаньем, устройством браков.. ..

Сваха

Свахи (дореволюц.). Женск. К сват в 1 знач. - Сваха-то. Сваха-то. Мастерица женить, знает, как повести дело. Гоголь. Свахи все пороги у тебя отобьют. Мельников-Печерский. По пути свахи осыпали молодых льном и коноплей. А. Н. Толстой.. ..

Сваха

Общеславянское слово от той же основы, что и , является вариантом слова сватья.. ..

Сваха

Общеслав. Суф. Производное от той же основы, что и сват. Сокращенная форма к сватья, ср. Гостья.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Сваха

Сва́ха укр. Сва́ха, болг. Сва́ха, польск. Swaha, н.-луж. Swaška "посаженная мать, старшая родственница жениха и невесты". Сокращенное образование от svatъ, *svatьja (см. Предыдущее). Ср. Мi. ЕW 332. Преобр. II, 255. Не из *svātǝsā, вопреки Микколе (IF 16, 97).Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Сваха

(Санскр.) Привычное восклицание, означающее «Пусть это сохранится навеки» или, вернее, «пусть будет так». Когда употребляется при родовых жертвоприношениях (браминских), оно означает «Пусть этот род сохранится навеки!».. ..

Свастика

(др.-инд. Svastika, от su, букв. «связанное с благом»), один из наиболее архаичных символов, встречающийся уже в изображениях верхнего палеолита, в орнаменте многих народов в разных частях света. С. - обозначение благоприятного, счастливого объекта, изображается в виде креста с загнутыми (под углом или овально. Чаще - в направлении часовой стрелки) концами. С. С древнейших времён весьма распространена в индийской культуре, где традиционно толковалась как солярный символ, знак света и щедрости. З..

Сватовство к Бранвен и Голова Брана

См. Глава 20.(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Сваямвара

Лесным отрезаны пожаром Дороги к царству не найти, Но остается сваямвара И свахою стрела летит Выйдя из леса, братья оказались на дороге в толпе торопливо идущих брахманов. Один из них обратился к юношам с вопросом — Кто вы и куда идете. — Мы братья, — ответил Юдхиштхира за всех — Идем мы с нашей родительницей куда глаза глядят и, как и вы, кормимся тем, что подают — Тогда поспешите ко двору царя Друпады, сказал брахман — Там состоится большой праздник, и посетившие его получат много добра У ца..

Свевы

(Suevi). Название кочевых германских племен в отличие от оседлых. Еще в I в. До Р. X. Они считались самым сильным и воинственным германским племенем.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Дополнительный поиск Сваха Сваха

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сваха" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сваха, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 5 символа