Сваха
(др.-инд. Svâhâ), в древнеиндийской мифологии слово, употребляемое как восклицание при жертвоприношении богам (типа. «Да будет благо!», «Во здравие!», «Благослови!» и т. П.). Слово, обозначающее то, что приносится в жертву Агни, Индре и другим богам. Персонифицированный образ жертвоприношения. Как восклицание, возглас, имеющий междометийный характер, С. Употребляется с целью приглашения богов на предстоящее жертвоприношение. При этом существенно, что этот возглас предполагает всех богов, в отличие, например, от возгласа Vasat, обращаемого к отдельным божествам. Происхождение возгласа С. Описывается в «Шатапатха-брахмане» (II 2, 4, 1-8), где рассказывается о том, что Праджапати породил из своих уст Агни, которому нечего было есть, так как земля в это время была ещё голой.
Праджапати решил создать для Агни пищу из самого себя и предпринял для этого определённые действия. Не будучи уверенным в том, что полученное им подходит для жертвы, он вдруг услышал голос, сказавший. «жертвуй это!», и понял, что его (своё, др.-инд. Sva) величие сказало (aha) это. После чего Праджапати произнёс svaha и принёс первую жертву. С тех пор при жертвоприношении произносилось это ритуальное слово. Здесь же содержится и первая попытка этимоло гического объяснения слова. Возглас svaha, видимо, должен толковаться как su, «хорошо» и aha, «сказал» и, следовательно, представляет собой обычный тип благопожелания. В качестве вариантов этого восклицания используются несколько отличные формы, подвергшиеся дополнительным осмыслениям [ср.
Свадха (svadha) или свага (svaga)]. Параллелизм между С. И свадха продолжается и на уровне персонифицированных образов. С., как и Свадха, определяется как дочь Дакши и Прасути. И та и другая как-то связаны с Агни. С. - жена Вахни, огня, или Абхимани (одна из ипостасей Агни), которому она родила троих сыновей огненной природы (Павака, Павамана, Шучи). Свадха же, по одной версии, - дочь Агни. Кроме того, она связана с питарами (в частности, она жена Кави или одного из подразделений питаров и мать части питаров). Основной сюжет, связанный с С., представлен в «Махабхарате» (III 213 и след.). С. Воспылала страстью к Агни, но не находит никаких путей к её удовлетворению. Когда Агни удаляется в лес, мучимый желанием к жёнам семи мудрецов (риши), С.
Решает принять образ этих жён и пойти к Агни и обмануть его. В образе Шивы, жены Ангираса, одного из семи мудрецов, она предстаёт перед Агни и добивается своей цели. Взяв его семя, С. Оборачивается птицей Гаруда, прилетает на высокую гору и бросает семя в золотой сосуд. Затем поочерёдно С. Принимает образ жён других из семи мудрецов и шестикратно сочетается с Агни (лишь образ Арундхати, особенно преданной своему мужу, С. Не удаётся принять), шестикратно бросая семя в сосуд. Через некоторое время рождается шестиголовое дитя Агни и С. По имени Сканда [Карттикея или - по матери - Свахея (Svaheya)]. Известен вариант этой истории, где вместо Агни выступает Шива, а вместо С. - Ума (ср., напр., версии «Матсья-пураны» или поэмы Калидасы «Кумарачарита»).
По другим источникам, считается, что С. Руководит жертвоприношениями, связанными с огнём. Что её тело состоит из четырёх вед, а её члены понимаются как шесть членений вед (Анга). Что она может выступать и как жена Рудры - Пашупати. Образ С. В древнеиндийской мифологии представляет собой интересный пример создания мифологического персонажа и целого мифологического сюжета на основе ритуального словоупотребления.в. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Сваха
На нашем сайте Вы найдете значение "Сваха" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сваха, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 5 символа