Священный Брак

111

Свадьба. В мифологии существует несколько категорий брачных мотивов. Главный брачный миф - это С. Б. (ίερός. Λάμος) земли и неба, начинающий творение мира. Часто этот брак представляется как изначальное существование неразделённого двуполого существа, находящегося в вечном соитии. Иногда дети, зарождающиеся внутри этого существа, стремясь к выходу наружу, разделяют землю и небо, с чего всегда начинается творение (ср. Миф об Уране, а также аналогичные сюжеты у маори, в древнеегипетской, индийской и китайской мифологиях). Но даже и в тех мифах, где неразделённые земля и небо не представляются персонифицированной совокупляющейся парой, разделение их, производимое творцом, вызывает определённые брачные ассоциации. Демиург раздвигает их и заполняет образовавшееся пространство (ландшафтом, народом и т.

П.). При этом воздвигается мировая вертикаль (дерево, столп), соединяющая (как это имеет место в случае фаллоса Урана) и одновременно отделяющая небо от земли. Согласно мифологическим представлениям, этот С. Б. Периодически (циклически) воспроизводится в таких природных явлениях, как дождь, молния, порождая уже не всю вселенную, а ежегодно возобновляющиеся блага, такие, как злаки или мигрирующие в течение года животные. Эти представления, в свою очередь, воплощены в ритуалах годового цикла (напр., обливание девушки, персонифицирующей жену громовержца, на Балканах) и в свадебных обычаях (обливание и обсыпание молодых).Брачные мотивы иного уровня включают в себя такие сюжеты, как брак первопредков, объясняющий происхождение людей, и браки богов, устанавливающие отношения и иерархию внутри пантеона.

Браки этого типа в ряде случаев бывают инцестными, так как относятся к тому периоду, когда на земле имеется только два человека, одна семья и т. П., однако их не следует смешивать с собственно инцестным мифом, в котором инцест выступает как нарушение правил.В мифах о культурных героях брак часто выступает как вспомогательное средство для достижения тех или иных культурных целей (ср. Миф о добывании мёда поэзии в «Эдде», мифы о сыновьях и дочерях Ворона у палеоазиатов и индейцев северо-запада Американского континента), чем мифы радикальным образом отличаются от немифологических жанров (эпоса, сказки), где волшебное средство служит конечной цели - достижению брака. Брак может быть, однако, и финальным достижением героя мифа (часто - наряду с добыванием благ).

Это обычно сопровождается установлением брачных норм, классов и обрядов.Наконец, нужно отдельно упомянуть мифы о брачных отношениях светил (напр., солнца и луны), имеющих чаще всего космогонический смысл. Браки светил и богов отражаются в свадебных ритуалах в виде участия этих мифологических персонажей в брачном обряде и входящих в него текстах (это может быть вручение невесты жениху кем-то из соответствующих персонажей, а может быть и отождествление молодых с ними, например в Ригведе, где Сурья - солнце-невеста, а Сома - месяц-жених). Соотнесение брачующихся с мифологическими или сакрализованными персонажами приводит к сакрализации брака в целом. Так отождествление их с Соломоном и Суламифью в «Песни песней», описывающей «прецедент» брака, ведёт к позднейшей интерпретации текста как брака Христа с Церковью, а взаимодействие с такими персонажами отражается, например, в том, что общение шамана с богом мыслится как брачное.

Со С. Б. Свадьба соотносится, скорее всего, в виде побочного для основного её сюжета представления о благотворном влиянии свадьбы, молодых и т. П. На плодородие вокруг них. Основной же сюжет свадьбы, помимо мифов об установлении брачных норм, скорее, связан с креационным мифом в целом (сходство между действиями демиурга и супруга). Важно также отметить сходство действий жениха и культурного героя, в особенности мифологического или сказочного змееборца, так как добывание жены в соответствии с представлениями архаического эпоса и волшебной сказки мыслится как её отвоёвывание. Отражением этого можно считать обилие в свадебном обряде военной символики, мотивов похищения и т. П. Отголоски идеи С. Б. Можно обнаружить и в христианском церковном бракосочетании, рассматриваемом как таинство.Лит.

Тристан и Изольда, «Труды института языка и мышления», т. 2, Л., 1932. Елизаренкова Т. Я. Сыркин А. Я. К анализу индийского свадебного гимна, в сб. Труды по знаковым системам, в. 2, Тарту, 1965. Байбурин А. К., Левинтон Г. А., Тезисы к проблеме «Волшебная сказка и свадьба», в сб. Quinquagenario, Тарту, 1972. Топоров В. Н., Славянские комментарии к нескольким латинским архаизмам, в сб. Этимология 1972, М., 1974. Иванов В. В., Топоров В.Н., К семиотическому анализу мифа и ритуала, в кн. Sign.- Language .- Culture. The Hague, 1970;Grawley E., The mystic rose. A study of primitive marriage, 2 ed., v. 1-2, L., [1927];Harrison J. E., Themis. A study of the social origins of Greek religion, Cambr., 1927;Westermarck E„ The history of the human marriage, 5 ed., v.

1-3, L„ 1925;Gennep A. Van, Les rites de passage, P., 1909. Harrison J. E., Themis, A study of the social origins of Greek religion, Camb., 1927;Eliade М., La Terre-Mere et les hierogamies cosmiques, в кн. Eranos Jahrbuch, Bd 22, [s. A.], 1953. Levi-Strauss C., The sex of heavenly bodies, в кн. Lane М. (ed.). Introduction to structuralism, N. Y., 1970. Meletinsky E., Die Ehe im Zaubermarchen, «Acta» Ethnographica Academiae scientiarium Hungaricae», 1970, t. 19, f. 1-4. Goody J., Tambich S., Bridewealth and dowry, Camb., 1973. Getssler F., Brautwerbung in Weltliteratur, Halle, 1955.Г. А. Левинтон.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Священный Брак

(Sacred marriage. Heilig Ehe) 1981 см. Гиерогамия.. ..

Священный брак

(Sacred marriage. Heilig Ehe) 1981 см. Гиерогамия.KURSIV2. ..

Святой Грааль

См. Грааль(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Священное Древо

Давным-давно, когда в Варанаси царствовал Брахмадатта, бодхисатва возродился в образе священного древа, росшего на берегу реки и ушедшего корнями в ее дно Тогда же среди рыбаков, ловивших сообща рыбу и деливших доходы поровну, возродился и его враг Девадатта И вот Девадатта взял удилище и отправился с маленьким сыном к месту, где был хороший клев, под огромное дерево Насадил он на крючок червяка, закинул удочку и почувствовал, что не может ее вытащить «Наверное, подумал он, — на крючке большая ..

Сгеолан

В мифологии ирландских кельтов Сгеолан - один из двух верных псов Финна Мак Кумалла. Вторым был Бран (2) (см. Глава 15).(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Се

В древнекитайской мифологии и легендарной истории культурный герой, основатель династии Шан. По одному варианту мифа, С. Родился из яйца ласточки (тотемной птицы), которое подобрала его мать Цзянь-ди и положила в нефритовую шкатулку. По другому стадиально более позднему варианту, Цзянь-ди, проглотившей яйцо, разрезали спину и родился С. В исторической традиции С. Считался идеальным правителем, который помогал великому Юю в усмирении потопа. С., по одной версии, занимал должность блюстителя нраво..

Дополнительный поиск Священный Брак Священный Брак

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Священный Брак" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Священный Брак, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 14 символа