Священный Брак
Свадьба. В мифологии существует несколько категорий брачных мотивов. Главный брачный миф - это С. Б. (ίερός. Λάμος) земли и неба, начинающий творение мира. Часто этот брак представляется как изначальное существование неразделённого двуполого существа, находящегося в вечном соитии. Иногда дети, зарождающиеся внутри этого существа, стремясь к выходу наружу, разделяют землю и небо, с чего всегда начинается творение (ср. Миф об Уране, а также аналогичные сюжеты у маори, в древнеегипетской, индийской и китайской мифологиях). Но даже и в тех мифах, где неразделённые земля и небо не представляются персонифицированной совокупляющейся парой, разделение их, производимое творцом, вызывает определённые брачные ассоциации. Демиург раздвигает их и заполняет образовавшееся пространство (ландшафтом, народом и т.
П.). При этом воздвигается мировая вертикаль (дерево, столп), соединяющая (как это имеет место в случае фаллоса Урана) и одновременно отделяющая небо от земли. Согласно мифологическим представлениям, этот С. Б. Периодически (циклически) воспроизводится в таких природных явлениях, как дождь, молния, порождая уже не всю вселенную, а ежегодно возобновляющиеся блага, такие, как злаки или мигрирующие в течение года животные. Эти представления, в свою очередь, воплощены в ритуалах годового цикла (напр., обливание девушки, персонифицирующей жену громовержца, на Балканах) и в свадебных обычаях (обливание и обсыпание молодых).Брачные мотивы иного уровня включают в себя такие сюжеты, как брак первопредков, объясняющий происхождение людей, и браки богов, устанавливающие отношения и иерархию внутри пантеона.
Браки этого типа в ряде случаев бывают инцестными, так как относятся к тому периоду, когда на земле имеется только два человека, одна семья и т. П., однако их не следует смешивать с собственно инцестным мифом, в котором инцест выступает как нарушение правил.В мифах о культурных героях брак часто выступает как вспомогательное средство для достижения тех или иных культурных целей (ср. Миф о добывании мёда поэзии в «Эдде», мифы о сыновьях и дочерях Ворона у палеоазиатов и индейцев северо-запада Американского континента), чем мифы радикальным образом отличаются от немифологических жанров (эпоса, сказки), где волшебное средство служит конечной цели - достижению брака. Брак может быть, однако, и финальным достижением героя мифа (часто - наряду с добыванием благ).
Это обычно сопровождается установлением брачных норм, классов и обрядов.Наконец, нужно отдельно упомянуть мифы о брачных отношениях светил (напр., солнца и луны), имеющих чаще всего космогонический смысл. Браки светил и богов отражаются в свадебных ритуалах в виде участия этих мифологических персонажей в брачном обряде и входящих в него текстах (это может быть вручение невесты жениху кем-то из соответствующих персонажей, а может быть и отождествление молодых с ними, например в Ригведе, где Сурья - солнце-невеста, а Сома - месяц-жених). Соотнесение брачующихся с мифологическими или сакрализованными персонажами приводит к сакрализации брака в целом. Так отождествление их с Соломоном и Суламифью в «Песни песней», описывающей «прецедент» брака, ведёт к позднейшей интерпретации текста как брака Христа с Церковью, а взаимодействие с такими персонажами отражается, например, в том, что общение шамана с богом мыслится как брачное.
Со С. Б. Свадьба соотносится, скорее всего, в виде побочного для основного её сюжета представления о благотворном влиянии свадьбы, молодых и т. П. На плодородие вокруг них. Основной же сюжет свадьбы, помимо мифов об установлении брачных норм, скорее, связан с креационным мифом в целом (сходство между действиями демиурга и супруга). Важно также отметить сходство действий жениха и культурного героя, в особенности мифологического или сказочного змееборца, так как добывание жены в соответствии с представлениями архаического эпоса и волшебной сказки мыслится как её отвоёвывание. Отражением этого можно считать обилие в свадебном обряде военной символики, мотивов похищения и т. П. Отголоски идеи С. Б. Можно обнаружить и в христианском церковном бракосочетании, рассматриваемом как таинство.Лит.
Тристан и Изольда, «Труды института языка и мышления», т. 2, Л., 1932. Елизаренкова Т. Я. Сыркин А. Я. К анализу индийского свадебного гимна, в сб. Труды по знаковым системам, в. 2, Тарту, 1965. Байбурин А. К., Левинтон Г. А., Тезисы к проблеме «Волшебная сказка и свадьба», в сб. Quinquagenario, Тарту, 1972. Топоров В. Н., Славянские комментарии к нескольким латинским архаизмам, в сб. Этимология 1972, М., 1974. Иванов В. В., Топоров В.Н., К семиотическому анализу мифа и ритуала, в кн. Sign.- Language .- Culture. The Hague, 1970;Grawley E., The mystic rose. A study of primitive marriage, 2 ed., v. 1-2, L., [1927];Harrison J. E., Themis. A study of the social origins of Greek religion, Cambr., 1927;Westermarck E„ The history of the human marriage, 5 ed., v.
1-3, L„ 1925;Gennep A. Van, Les rites de passage, P., 1909. Harrison J. E., Themis, A study of the social origins of Greek religion, Camb., 1927;Eliade М., La Terre-Mere et les hierogamies cosmiques, в кн. Eranos Jahrbuch, Bd 22, [s. A.], 1953. Levi-Strauss C., The sex of heavenly bodies, в кн. Lane М. (ed.). Introduction to structuralism, N. Y., 1970. Meletinsky E., Die Ehe im Zaubermarchen, «Acta» Ethnographica Academiae scientiarium Hungaricae», 1970, t. 19, f. 1-4. Goody J., Tambich S., Bridewealth and dowry, Camb., 1973. Getssler F., Brautwerbung in Weltliteratur, Halle, 1955.Г. А. Левинтон.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Священный Брак
На нашем сайте Вы найдете значение "Священный Брак" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Священный Брак, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 14 символа