Тхагаледж

137

В адыгской мифологии бог плодородия и земледелия. Т. - могучий старик-пахарь, с белой до пояса бородой и с золотым посохом в руке. Его чувяки сшиты из кожи девяноста зубров. Он съедает сразу бульон, сваренный из десяти быков, и кашу из проса, собранного с восьмисот десятин земли. В адыгском нартском эпосе Т. - сын провидицы Уорсар, брат Амыша и Мамыша. Т. Близок к верховному божеству Тхашхо, который всегда идёт ему навстречу (по просьбе Т. Тхашхо сделал ва-силистник не боящимся засухи и не поддающимся косе). На хасе, высшем совете нартов, Т. Вместе с Тлепшем отводятся самые почётные места. Во время пира нарты посвящают Т. Первую заздравную чашу. Т. - первый пахарь. Он дал нартам семена проса, научил их обрабатывать землю, пахать и сеять.

Т. Подарил нартам золотое дерево, на котором за один день созревает яблоко, наполовину белое, наполовину алое. Женщина, страдающая бесплодием, съев его белую половину, рождает дочь, алую - сына. Почти все земледельческие обряды адыгов связывались с именем Т.Лит. Шортэн А., Адыгэ Iуэрыiуатэхэр, в кн. Адыгэ Iуэрыiуатэхэр, т. 1, Налшык, 1963;Кантария М. В., О некоторых пережитках аграрного культа в быту кабардинцев, в сб. Ученые записки Адыгейского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, т. 8 - Этнография, Майкоп, 1968;Мижаев М. И., Мифологическая и обрядовая поэзия адыгов, Черкесск, 1973.М. И. Мижаев.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Тушоли

В мифологии ингушей и чеченцев богиня плодородия, заступница людей перед своим отцом Дяла. В системе более ранних верований Т. Занимала господствующее положение, её просили о здоровом потомстве, об обильном урожае, умножении скота. Т. - единственное у чеченцев и ингушей божество, которое имело изображение. Деревянная (ранее - серебряная) поясная скульптура женщины со слезой на щеке (согласно поверью, слезы Т. Были вызваны попыткой Ерда её изнасиловать). В честь Т. Устраивались праздники, её имен..

Тха

В адыгской мифологии верховное божество. Генетически связан с архаическим божеством солнца. Т. Пребывает на небе (вариант - на Ошхама-хо). Связан с любой сферой жизнедеятельности человека. Т. Считался, по-видимому, и демиургом. В одной из формул клятвы он характеризуется как «создатель этого мира». Постепенно функции Т. Перенимает в значительной мере или разделяет с ним Тхашхо. С принятием ислама и Т., и Тхашхо частично идентифицировались с аллахом. Термин «Т.» играет также роль нарицательного и..

Тхагьямин

(«всё знающий и слышащий господин»), в мифологии бирманцев глава богов. С Т. Связан праздник нового года. Считается, что в последние дни старого года Т. Спускается на землю и два-три дня проводит в чьей-либо семье. Т. Приносит с собой две большие книги, одна в золотом переплёте, другая переплетена в собачью кожу. В первую он записывает добрые дела людей, во вторую - плохие. Впервые Т. Спустился на землю, когда на ней поселились дети бога Брамы, попробовали на вкус землю и превратились в людей. И..

Тхамала И Вимала

В мон-кхмерской мифологии основатели монского города-государства Хантавади (Пегу). Близнецы, их мать и отец родились от драконов. После двадцатилетнего правления Тхамала престол занял Вимала, который женился на вдове Тхамала по имени Золотая тыква. Сын Тхамала был изгнан. В некоторых версиях королева Золотая тыква происходила из народа каренов. Во время правления Вимала на город напали индийцы во главе с великаном Ламба, с которым смог справиться только сын Тхамала, воспитанный в лесу буйволицей..

Дополнительный поиск Тхагаледж Тхагаледж

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тхагаледж" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тхагаледж, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 9 символа