Чойджины
(от тибет. Chos-skyon, «хранитель учения», соответствие санскрит, дхармапала), сахиусы (sakijusun, «охранитель»), в буддийской мифологии монгольских народов и тибетцев разряд грозных божеств, входящих в категорию докшитов или совпадающий с ней. В тибетской мифологии число Ч. Пополняется за счёт местных духов. У монголов особо чтимым Ч. Является Джам-саран [от тибетского Icam srin (sring.), другое имя Джамсарана - Бегдзе], имеющий эпитет «Красный хранитель» (монг. Улан сахиус). Он - сын медноволосого якшаса (свирепого духа), живёт в кровавом море на медной горе (или на кладбище). В одной руке у него медный меч, в другой - лёгкие и сердце врага. По происхождению Джамсаран - добуддийское божество, возможно, монгольское, занявшее в Тибете место бога войны, сближающееся с Пехаром, в северном буддизме Джамсаран - один из восьми (десяти) докшитов.
Ассоциируется с Куберой и с Гесером, который иногда считается одним из его воплощений (в эпосе хоринцев Джамсаран выступает врагом Гесера).Особенно почитается монголами группа «пять Ч.» (или пять богов, возглавляемых Ч.) - «пять великих государей» (монг. Табун хаган), защитников храма. Их культ тесно переплетается с культом Падмасамбхавы, которому они дали обет охранять религию. Их (или их повелителя) перерождением считается настоятель Лхасского храма, выступающий как государственный оракул, почитающийся одновременно и как воплощение Пехара.В процессе синтеза шаманской и буддийской мифологии представления о Ч. (или о «пяти Ч.») трансформируются. Ч. Воспринимаются как свирепые воинственные охранительные духи, побеждающие демонов болезни.Лит.
Heisaig W., Schamanen und Geisterbeschworer im Кuгуе-baппег, «Folklore Studies», v. 3, Peking, 1944, p. 40-42.С. Ю. Неклюдов.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Чойджины
На нашем сайте Вы найдете значение "Чойджины" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чойджины, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ч". Общая длина 8 символа