Чотгоры

159

Шудхер (бурят.), чуткер (калмыцк.), в мифологии монгольских народов злой дух. В монгольской шаманской мифологии Ч. Именуется бесприютная душа умершего неестественной смертью (ср. Якутск. Юёр), демон болезни, похищающий душу человека либо вселяющийся в тело больного. В шаманских призываниях Ч. (как и шулмасы, альбины, ада, алээ и пр.) - собирательное наименование злых духов.По несколько модифицированным поверьям, Ч. - категория злых духов, которыми становятся люди, совершившие при жизни «10 чёрных грехов» (буддийское понятие). Их владыка - хан Дамба Дорджи. В этом смысле Ч. - мужской вариант ведьмы-шул-маса. Иногда Ч. Называют оборотня, принявшего вид какого-либо человека (ср. Китайск. Цзин), а также покойника, продолжающего земное существование в качестве демона (например, подобного Ч„ имеющего облик рогатого великана с клыками и убивающего всех своим ужасным хохотом, описывает восточномон-гольская легенда тибетского происхождения).

По другим (очевидно, более поздним) представлениям, Ч. - это персонификация зла вообще, глава всех враждебных человеку сил (но не обитатель подземного мира), аналогичный демону-шулмасу. Встречается сочетание «Ч.-шулмас» в собирательном значении «злые духи». К Ч. Относится терен (от тибет. Тхеуранг), одноногий и однорукий демон, который является к человеку по вызову и верно ему служит, а затем завладевает его душой. Ч. Как антагонист тенгри (т. Е. Как дьявол) появляется в некоторых мифологических (зачастую - поздних, заимствованных) сюжетах. Лит. Потанин Г. Н., Очерки Северо-Западной Монголии, в. 4, СПБ. 1883, с. 142, 181, 227. Беннигсен А. П., Легенды и сказки Центральной Азии, СПБ. 1912, с. 10, 97-98;Хангалов М. Н., Собр. Соч., т. 3.

Улан-Удэ, I960. С. 14, 16-18. Helssig W., Ein mongolisches Handbuch für die Herstellung von Schutzamuletten, «Tribus», 1962, №11.С. Ю. Неклюдов.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Чойджины

(от тибет. Chos-skyon, «хранитель учения», соответствие санскрит, дхармапала), сахиусы (sakijusun, «охранитель»), в буддийской мифологии монгольских народов и тибетцев разряд грозных божеств, входящих в категорию докшитов или совпадающий с ней. В тибетской мифологии число Ч. Пополняется за счёт местных духов. У монголов особо чтимым Ч. Является Джам-саран [от тибетского Icam srin (sring.), другое имя Джамсарана - Бегдзе], имеющий эпитет «Красный хранитель» (монг. Улан сахиус). Он - сын медноволо..

Чосансин

Чорён, в корейской мифологии духи предков. Обычно Ч. Считаются женскими духами, относящимися к разряду домашних (см. Касин). Фетиш бестелесных духов Ч. - небольшой глиняный горшок с ячменем или рисом, накрытый бумагой. Почти во всех корейских мифах об основателях герои становятся духами первопредка рода или страны. С упрочением конфуцианства в конце 11 в. Культ Ч. Был канонизирован. Во время шаманского обряда Чосан-кут шаманка вызывала Ч., именуя его Чосан-тэгамом.л. К.(Источник. «Мифы народов м..

Чуан-шэнь

В поздней китайской мифологии божество кровати. Чуан-гун - господин кровати. Чуан-му, или Чуан-по, - матушка кровати. В их обязанность входило охранять спальню и даровать потомство. Культ Ч.-ш. Известен с 10-13 вв.б. Р.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Чуллаккасеттхи

В давние времена, когда в Варанаси царствовал Брахмадатта, бодхисатва возродился в семье торговца при царском дворе. Звали его Чулаккасеттхи. Однажды по дороге на службу он увидел дохлую мышь. Сопоставив это обстоятельство с расположением созвездий, он сказал сопровождавшей его дочери. — Если бы какой-нибудь сообразительный юноша взял бы эту мусику, он смог бы содержать жену и быть при деле. Один бедный юноша из хорошей семьи услышал эти слова и, будучи наслышан о мудрости Чулаккасеттхи, подума..

Дополнительный поиск Чотгоры Чотгоры

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чотгоры" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чотгоры, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 7 символа